Программное удвоение

Точка зору

Написали мы программу

На прошлой неделе парламент взялся сразу с двух сторон реформировать ЖКХ, приняв в первом чтении законопроекты №3063 “Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2008-2012 гг.” и №2399 “О внесении изменений в Закон “Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 гг.”. По замыслу народных избранников, эти документы должны дополнить нынешнюю программу модернизации отрасли, срок действия которой истекает в 2010 г.

Как и в предыдущих программах развития ЖКХ, в указанных проектах речь идет о необходимости стимулирования создания полноценных объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), демонополизации рынка жилищно-коммунальных услуг, внедрении независимого профессионального регулятора цен и тарифов на рынке услуг и т.д. Однако, несмотря на то что сроки реализации обеих программ практически совпадают, документы существенно отличаются предложенными объемами финансирования отрасли. Если программа ЖКХ на 2008-2012 гг. предусматривает выделение 5,8 млрд грн., то изменения в программу на 2004-2010 гг. — аж 31,6 млрд грн. Столь существенная разница объясняется просто — у документов разные авторы. Первый подготовило правительство, второй — депутаты от “Партии Регионов” Владимир Рыбак и Александр Попов. Парламентарии решили не выбирать, какой из законопроектов лучше, и поддержали оба, но с условием, что ко второму чтению профильный Комитет парламента объединит две программы в одну.

Пока неизвестно, какой объем финансирования отрасли будет в итоговом тексте законопроекта. Однако шансы правительственного законопроекта выглядят все же предпочтительнее. “При подготовке программы нужно исходить из возможностей государственного бюджета, поэтому, безусловно, о выделении 32 млрд грн. не может быть и речи. В то же время 5,8 млрд грн. выглядят довольно скромно, но зато и более реально”, — сказал БИЗНЕСу депутат от БЮТ Юрий Сербин, заместитель главы парламентского комитета по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики. По словам депутата, окончательный вариант программы будет готов уже через две недели. Если в его основе останется правительственный законопроект, то 5,8 млрд грн. будут потрачены следующим образом: 4,069 млрд грн. направят на “реализацию пилотных проектов в сфере обновления жилищного фонда и ЖКХ и внедрение инновационных технологий в сфере ЖКХ”. По словам чиновников, в данном случае речь идет о том, что в рамках этой статьи деньги будут перечисляться городам, которые предложат проекты по обустройству коммунального хозяйства за счет внедрения ОСМД, передачи коммунальных предприятий в концессию и т.д. Еще 1,597 млрд грн. предлагается потратить на удешевление кредитов для реализации все тех же инвестиционных проектов. Речь идет о займах, выделяемых местным властям международными организациями, например, ЕБРР и Всемирным банком. Оставшиеся 75,5 млн грн. правительство планирует расходовать согласно приоритетам развития жилищной сферы и ЖКХ, 39 млн грн. направит на проведение научных исследований, нормативно-правовое обеспечение исполнения программы и проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам реформирования и развития ЖКХ.

Стоит отметить, что в Бюджете нынешнего года денег на “коммуналку” предусмотрено намного меньше, чем в Бюджете года предыдущего. Если в 2008 г. на эти цели было задекларировано выделение 5 млрд грн., то в 2009 г. вдвое меньше — до 2,065 млрд грн. Из этой суммы 2 млрд грн. составляет субвенция местным бюджетам на погашение долгов по компенсации разницы между реальной стоимостью коммунальных услуг и действующими тарифами. Таким образом, на обновление основных фондов средства в Госбюджете практически не предусмотрены. Иными словами, проблемы ремонта труб и домов в нынешнем году будут решаться исключительно за счет местных бюджетов. Напомним: осенью парламент в первом чтении принял изменения в Бюджетный кодекс, направленные на увеличение доли налогов и сборов, которые должны оставаться в регионах, а не перечисляться в Киев. Однако во втором чтении этот законопроект пока одобрен не был.

Две дороги, два пути…

Решение Кабмина отказаться от практики выделения миллиардов на модернизацию ЖКХ не лишено здравого смысла. Ведь средства, выделяемые из года в год на эти нужды, практически не изменили ситуацию в отрасли. Согласно данным МинЖКХ, по состоянию на 1 января 2008 г. каждый третий дом требовал капитального ремонта, в аварийном состоянии находились треть водопроводно-канализационных и тепловых сетей, около 30% теплопунктов, более 20% мостов и путепроводов. Данные о ситуации в отрасли по итогам 2008 г. пока не обнародованы. В то же время в 2004-2008 гг. из госбюджета на нужды ЖКХ было выделено более 20 млрд грн. В свою очередь, Главное контрольно-ревизионное управление неоднократно фиксировало неэффективное использование этих средств в регионах. В ответ мэры и губернаторы жаловались, что деньги в регионы приходят со значительным опозданием, и они не успевают освоить выделяемые средства в полном объеме (см. БИЗНЕС №43 от 22.10.07 г., стр.26-31). Одна из причин неэффективного финансирования отрасли в том, что деньги из бюджета выделяются всем по чуть-чуть, с опозданием и на что попало.

Впрочем, в 2006-2007 гг. правительство предприняло попытку установить жесткий контроль за использованием бюджетных средств. Тогда МинЖКХ обязало местные власти предоставлять конкретные проекты, к примеру, по ремонту теплосетей или строительству котельных. Только после одобрения этих проектов на центральном уровне госказначейство перечисляло деньги в регионы, однако нынешнее правительство от такой идеи отказалось. Министр ЖКХ Алексей Кучеренко неоднократно заявлял, что одних только средств госбюджета для реформирования отрасли недостаточно, поэтому государство должно создать условия для прихода в отрасль инвесторов (давно пора. — Ред.) “Необходимо очень много денег, чтобы поддерживать ЖКХ в нормальном состоянии. В бюджете этих денег не будет, ситуация начнет ухудшаться, а местная власть будет сидеть сложа руки и говорить, что это мое, и никому никогда я его не отдам. Поэтому для привлечения инвестиций мы будем вынуждены в спешном порядке выставлять предприятия отрасли на приватизацию ”, — сказал г-н Кучеренко БИЗНЕСу. Слова министра, как и объем финансирования отрасли, зафиксированный в Госбюджете, свидетельствуют о том, что Кабмин отказался от идеи провести реформирование ЖКХ “сверху” — за счет выделения значительных средств из государственной казны и жесткого контроля за их использованием. Вместо этого отрасль попытаются перестроить “снизу” — за счет денег инвесторов и средств местных бюджетов.

Однако эксперты уверяют: без существенного изменения действующего законодательства инвестор в отрасль не придет. “В первую очередь парламент должен утвердить законы о концессиях, об ОСМД, а также урегулировать процедуру приватизации коммунальных предприятий”, — уверяет Наталья Сусенко, эксперт Центра экономических исследований и политических консультаций (г.Киев; с 1998 г.; 25 чел.). К тому же сейчас явно не самый лучший период для привлечения в отрасль инвесторов. По мнению г-жи Сусенко, власть опоздала с идеей реформировать ЖКХ с помощью частного капитала, ведь в условиях экономического кризиса предприниматели не рискнут вкладывать деньги в коммунальные предприятия, которые имеют многомиллионные долги и тарифы на услуги которых регулируют местные власти. Стоит отметить, что на 1 января 2008 г. дебиторская задолженность предприятий отрасли составляла 8,8 млрд грн., кредиторская — 9,2 млрд грн. Как упоминалось выше, в этом году (как и в прошлом. — Ред.) для погашения долгов по компенсации коммунальным предприятиям разницы между реальной стоимостью коммунальных услуг и действующими тарифами правительство намерено выделить 2 млрд грн.

По мнению экспертов, эти меры бессмысленны, ведь до сих пор не существует порядка расчета тарифов на коммунальные услуги, что позволяет коммунальщикам манипулировать суммами убытков (см. БИЗНЕС №5 от 02.02.09 г., стр.19-21). “В первую очередь необходимо создать национальную комиссию регулирования тарифов на услуги предприятий ЖКХ, однако, хотя разговоры о ее создании идут не один год, до сих пор она так и не создана”, — говорит г-жа Сусенко. Понимая, что частный капитал вряд ли заинтересуется “коммуналкой”, МинЖКХ активно привлекает кредиты международных финансовых учреждений. Так, на прошлой неделе Всемирный банк выделил Украине $140 млн на реализацию проекта развития городской инфраструктуры. Из этой суммы Одесса получит $35,5 млн, Чернигов — $14,8 млн, Ивано-Франковск — $7,2 млн, на оставшиеся $82,5 млн претендуют около 20 городов. В то же время, по словам представителей местных властей, они уже свыклись с мыслью о том, что ЖКХ — это прежде всего их головная боль (что уже немало. — Ред.). “Сейчас работы по ремонту и обновлению основных фондов коммунальных предприятий финансируются только за счет средств города, а также за счет денег спонсоров”, — сказал БИЗНЕСу мэр г.Керчи Олег Осадчий.

В идеале, правительству нужно было бы совместить два указанных выше подхода к модернизации отрасли — в первую очередь вместе с проектом новой программы реформирования ЖКХ подать пакет законопроектов, которые стимулировали бы приток частного капитала. Однако в ближайшие годы продолжать финансирование отрасли из госбюджета, чтобы модернизировать хотя бы часть предприятий “коммуналки”, что повысило бы их привлекательность в глазах будущих инвесторов. В то же время отказ правительства от выделения средств на реформу ЖКХ может привести к коллапсу “коммуналки”.

Новини

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

Автогаз на АЗС подешевшав ще на 40 копійок

Інвестиції в інфраструктуру Дунайських портів становили 100 млн доларів

Ключовий рудний порт Австралії знизив перевалку до 505 млн тонн

Індія збільшує імпорт сталі

Бензин та дизпаливо продовжують дешевшати на заправках

В НБУ бачать можливість для подальшого зниження облікової ставки

Металурги Польщі країни скоротили виробництво сталі на 14,9% 

Українська енергосистема надавала аварійну допомогу Польщі

Польські фермери розблокували один з пунктів пропуску на кордоні з Україною

Україна отримала від Світового банку 1,34 млрд дол допомоги

Перебої в судноплавстві в Червоному морі призвели до подорожчання деяких металів

ВСІ НОВИНИ ⇢