По недрам – молотком. Аукционным

Публікації

Кабинет министров утвердил порядок выдачи в 2009 году лицензий на недропользование. Чиновники заверяют, что он прозрачнее и проще, чем прошлогодний. Но то же cамое они говорили и в предыдущие годы. Тем временем, пока процедура продажи на аукционах специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами не будет прописана законодательно, особой пользы от них не получат ни государство, ни искатели полезных ископаемых.

Согласно нынешней практике, порядок проведения аукционов по продаже лицензий на недропользование Кабинет министров пересматривает ежегодно, а то и по нескольку раз в год. Но результат все равно получается такой же, как в басне "Квартет": мол, вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Аукционные торги не обрели популярности среди недропользователей по двум причинам. Во-первых, сложилось устоявшееся мнение, что хорошие участки на торги почти не выставляют, а те, что выставляют, как правило, удается купить тем претендентам, к которым благоволит Минприроды. Во-вторых, в самом порядке заложено достаточно лазеек, через которые можно получить спецразрешение и без аукциона. Для многих соискателей разрешений этот путь кажется проще и короче.

Например, в прошлом году через аукционы продано лишь 70 лицензий на недропользование, а по внеаукционной процедуре роздано более 200, что наводит на мысль о том, что руководство Минприроды, вполне возможно, сделало из торгов ширму для прикрытия своих коррупционных схем. Не лучше была ситуация и в предыдущие годы. Президенту даже как-то пришлось своим указом вообще прекратить на 5 месяцев проведение аукционов, вследствие многочисленных жалоб участников на предвзятое отношение чиновников Минприроды.

Не удивительно, что план бюджетных поступлений от недроаукционов в 2008 году был сорван. Он предусматривал заработок как минимум 150 млн грн., тогда как Министерству охраны окружающей среды удалось выручить лишь около 73 млн грн., то есть даже не пол суммы. Да и средняя цена — один миллион гривен за одну лицензию — не вдохновляет. Но рассчитывать на большее правительство не могло исключительно по собственной вине, поскольку вся процедурная документация для проведения аукционов была разработана лишь к апрелю, а непосредственно торги стартовали осенью. Таким образом, до конца года удалось провести лишь 4 аукциона с соответствующим результатом.

Прошлогодняя неудача, однако, не поколебала оптимизма Кабмина. На 2009-й оно запланировало собрать на аукционах по продаже спецразрешений на недропользование те же 150 млн грн. Но пока события развиваются по сценарию повторения ошибок минувшего года. Порядок проведения недроаукционов на 2009 год был заслушан и в целом утвержден на заседании правительства еще 21 января, но после этого прошло уже несколько недель, а документ официально так и не опубликован. В Минприроды утверждают, что виной такой задержки является всего лишь техническая правка текста, но, похоже, в кулуарах Кабмина все еще ведется борьба за внесение последних, отнюдь не грамматических, изменений в данное постановление.

Самая спорная его часть – это перечень случаев, при которых разрешается выдавать лицензии на недропользование без аукционов. Прошлогодний порядок предусматривал 14 таких возможностей. В нынешнем, по словам министра охраны окружающей природной среды Георгия Филипчука, осталось только 5 таких пунктов. Они, в частности, касаются добычи питьевой воды для нужд жилищно-коммунального хозяйства; разведки и добычи полезных ископаемых госпредприятиями за государственные средства; расширения территории деятельности для компаний, которые уже обладают правом пользоваться тем или иным участком, а также разведки и добычи природного газа, используемого исключительно для нужд населения. Впрочем, и этих пяти исключений достаточно, чтобы наиболее привлекательные подлицензионные участки разошлись в узком кругу. А ведь не исключено, что в конечной редакции постановления к ним добавится еще пункт-другой.

Одна из главных проблем аукционной торговли разрешениями на недропользование как раз в том и состоит, что более-менее интересные участки редко доходят до открытых торгов. Если просмотреть сводки по аукционам последних годов, то видно, что главными объектами продажи там выступали месторождения стройматериалов, питьевых и минеральных вод, реже — нефтегазовые, почти никогда — рудные или угольные залежи. Обусловлен такой выбор приоритетов исключительно волей чиновников из Министерства охраны окружающей среды. И он наводит на мысль, что не всегда эту волю можно считать доброй.

В качестве иллюстрацию к данному тезису годится спор за Сахалинское газоконденсатное месторождение в Харьковской области (одно из крупнейших в Украине), лицензия на которое находится сейчас в подвешенном состоянии, но на торги ее упорно не выставляют. Несмотря даже на то, что компания "Укрнафта" уже заявила о готовности заплатить за нее не менее 300 млн грн., то есть вдвое больше, чем предусматривает бюджетный план годовых поступлений от недроаукционов. Однако в "Укрнафте" опасаются, что Минприроды уже приняло решение без аукциона отдать сахалинскую лицензию некой компании "Укрнефтебурение", которая была приведена на это месторождение группой народных депутатов еще в 2004 году, хотя позже вследствие ряда судебных исков приостановила здесь работы.

Некоторый оптимизм вселяет тот факт, что в 2009 году проведением аукционов будет заниматься не само Минприроды, а специальный комитет, в состав которого входят делегаты от различных министерств и ведомств, в том числе и руководитель Государственной контрольно-ревизионной службы Николай Сивульский лично. Но безаукционная выдача лицензий все равно остается прерогативой Министерства охраны окружающей природной среды.

Не упускают случая вставить свои палки в колеса недропользователям и местные органы власти власть — начиная с областных губернаторов и заканчивая главами сельсоветов. В последнее время участились случаи, когда местные облгосадминистрации отказывают добывающим компаниям в согласовании лицензий, фактически шантажируя их требованиями вкладывать деньги в региональные социальные проекты. А без такого согласия нельзя ни выставить лицензию на расположенные в соответствующей области участки на аукцион, ни передать права на их исследование или разработку по безаукционной процедуре. Как утверждает глава Минприроды Георгий Филипчук, согласование участков месторождений с местными советами является наиболее сложным заданием для министерства при проведении аукционов. Правда, он надеется, что в связи с финансово-экономическим кризисом и необходимостью обеспечить наполнение местных бюджетов региональная власть теперь будет более охотно сотрудничать с его ведомством.

Более радикально призван решить эту проблему подготовленный правительством проект закона об отчуждении частных земельных участков для общественных нужд, зарегистрированный в Верховной Раде в конце января. Разработка месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения входит в число объектов, под которые могут отчуждаться земли. Надо лишь дождаться, чтобы этот закон приняли. Тогда он станет довольно серьезным инструментом давления на несговорчивые местные советы.

Аналогичным юридическим инструментом борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти потенциально призвана стать новая редакция Кодекса "О недрах" — как универсальный документ, регламентирующий не только порядок выдачи лицензий, но и взимание платы за недропользование, отношения между добытчиками полезных ископаемых и государством, экологические аспекты и т.п., причем исходя из современных обстоятельств, а не с позиций 1994 года. Именно тогда и был принят действующий сегодня в Украине Кодекс "О недрах". Последняя попытка утвердить его в новой редакции имела место еще в 2006 году, но успехом не увенчалась. После этого в ходе парламентских и правительственных ротаций обновленный вариант Кодекса "О недрах" попросту затерялся где-то в недрах двух ветвей власти. Извините за каламбур.

Новини

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

Fitch підвищив кредитний рейтинг Нафтогазу

Видобуток залізної руди у Китаї зріс на 6,6%

Через обстріли з боку окупантів знеструмлення зазнали шість шахт

Порт Констанца збільшує перевалку завдяки українській агропродукції

Відновити роботу конфіскованого у Дерипаски глиноземного заводу поки неможливо 

Україна посіла 21 місце в рейтингу світових виробників сталі

Україна отримала 1,5 млрд євро макрофінансової допомоги від ЄС

БЕБ виявив ухиляння від сплати 65 млн грн мита при експорті металобрухту

У чергах на кордоні з Польщею стоять 4 тисячі вантажівок

УЗ в 2023 році експортувала 63 млн тонн вантажів

Канада погодилася купувати до 1 млн тонн вуглецевих квот на рік

Виробництво сталі в Чехії за 9 місяців скоротилось на 21%

ВСІ НОВИНИ ⇢