kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Металлургам все еще нужны машины

23.02.09
размер текста:

В феврале 2009 года появилась информация о возможной сделке группы «Азовмаша» и холдинга «Донецксталь» - часть первой может перейти под контроль второго. На этом фоне интересно в целом проанализировать перспективы металлургического машиностроения Украины.

Вынужденный разговор

Информация о переговорах 2 указанных промышленных групп подтвердилась и в середине второго месяца 2009 года. Как известно, «Азовмаш» - один из лидеров отечественного металлургического и вагонного машиностроения. Показательно, что диалог ведется на высшем уровне – почетного президента концерна Александра Савчука и собственника «Донецкстали» (бывший концерн «Энерго») Виктора Нусенкиса. И совсем недавно наши собеседники в этих объединениях, наконец, сообщили нам, что переговоры прошли успешно и подписано акционерное соглашение. А также готовится договор о совместной деятельности. Пока что на этом подтвержденная конкретика заканчивается. Одновременно источники «Минпрома» указывают на недостаточную удовлетворенность лично А.Савчука достигнутыми условиями сотрудничества. По имеющейся информации, владельцы «Азовмаша» вынуждены вести диалог с заметно более слабых позиций, чем чисто металлургическая «Донецксталь».

Причина проста: украинский металлургмаш попал в более непростую ситуацию, чем сама металлургия. Так как свернуты все или почти все многомиллиардные проекты модернизации метпредприятий – и в нашей стране, и за рубежом. А те, что остались – урезаны и растянуты на более длительные сроки реализации. Не удивительно, что г-н Савчук начал «антикризисные» переговоры с В.Нусенкисом уже в прошлом году.

А закончиться они могут, по экспертным оценкам, продажей некой части холдинга «Азовмаш». Или же ее обменом на погашение кредитной задолженности. В качестве вероятного предмета сделки называется такое входящее в концерн ОАО, как «Азовобщемаш» (занимается производством космического, военного, топливно-энергетического и др. «стратегического» оборудования).

С другой стороны, специалисты «по секрету» говорят, что хозяин «Азовмаша» хочет сохранить в своей собственности основные активы группы – «Азовобщемаш», Мариупольский завод тяжелого машиностроения, «Полтавахиммаш», «АзовЭлектроСталь». Но готов расстаться с ООО «Судоремонтный завод» (ремонт судов, перевалка грузов) и ООО «Торговый флот Донбасса» (33 сухогрузных судна).

Не все так плохо?
В целом металлургическое машиностроение Украины также представлено такими лидерами, как Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), «Днепротяжмаш», «Славтяжмаш». Притом последние 2 входят в днепропетровскую промышленную группу «Днепротехсервис». И даже в кризисном 2008 г. один только НКМЗ получил нераспределенной прибыли на более чем 8,8 млрд грн. – эта цифра позволяет представить масштаб рынка в целом.

И правда: несмотря ни на кризис, ни на связанные с ним жалостливые публичные заявления, заводам отечественного метмаша удается сохранять серьезные долгосрочные контракты. Тем более что металл сильно подешевел, а это позволяет хоть как-то сдерживать себестоимость машиностроительного производства. Так, «Азовмаш» продолжает работу по контрактам с металлургическим комбинатом Dunaferr (Венгрия), принадлежащим Индустриальному союзу Донбасса (ИСД). На этот год по-прежнему вероятна поставка комбинату конвертера емкостью 140 тонн, собственной проектировки «Азовмаша». Уже поставлены запасные части для конвертеров, технологическое оборудование соответствующих цехов, т.н. трансферкары и 2 единицы вагон-весов.

В этой связи аналитики отмечают нам, что сегодня «Азовмаш» считается крупнейшим в мире пакетным производителем самих конвертеров, а также технологического оборудования конвертерных цехов. И напоминают об еще одной поставке холдинга для венгерского актива ИСД – комплекта засыпного аппарата для доменного цеха, диаметром 4,2 м. С конца 90-х годов это уже 4-й подобный аппарат, поставляемый концерном данному предприятию. Насколько известно, мариупольским изготовителям тогда удалось отвоевать заказы Dunaferr у «Уралмаша» (Россия).

Кроме того, по нашей информации, группа А.Савчука не оставила работу с Вишакхапатнамским метзаводом (Индия). Здесь по-прежнему не исключается контракт на общую сумму 1,5 млн долл. Дело в том, что на этом индийском заводе уже работает 3 азовмашевских конвертера емкостью по 150 тонн – и они нуждаются в запчастях и оборудовании. Также в концерне не оставляют надежд поучаствовать в реконструкции сталеплавильного цеха №1 на этом же предприятии – в рамках государственной металлургической программы Индии. Для справки, Вишакхапатнамский завод – один из крупнейших в госсекторе индийской металлургии.

Наконец, не будем забывать, что в минувшем году «Азовмаш» запустил вторую очередь своего металлургического производства – ЗАО «АзовЭлектроСталь». Здесь установлены электросталеплавильная печь на 60 тонн, вакууматор, печь-ковш, заканчивается освоение сортовой установки непрерывного литья заготовок. И большинство этого оборудования выполнено собственными усилиями холдинга.

Разнообразить рынки сбыта
В свою очередь, НКМЗ в конце ноября 2008 г. даже заявил об остановке производства продукции для внутренних потребителей. Однако завод продолжает работать по проекту глубокой модернизации стана-2500 горячей прокатки на Магнитогорском меткомбинате (ММК) в РФ. Стан выпущен на НКМЗ и введен в эксплуатацию в 1960 г. Да, специалисты подтверждают, что 11 крупных проектов развития ММК сейчас серьезно пересматриваются – но финансирование данного продолжается. По крайней мере, пока. Добавим, этот контракт стал крупнейшим в истории украинского завода: сумма – 10 млрд руб. (на момент заключения летом прошедшего года это было приблизительно 393 млн долл.). К 2010 г. производитель должен поставить на ММК 37,5 тыс. тонн оборудования. Сделка заключена по результатам тендера, который проиграли такие известные компании, как «Даниэли» (Италия), «Сименс-ФАИ» (Австрия), «СМС-Демаг» (Германия). Предполагается увеличение ежегодной производительности стана до 5 млн тонн, снижение стартовой толщины листа до 1 мм, увеличение массы сляба до 40 тонн.

И уже в феврале руководство краматорского предприятия заявило о планах нарастить в текущем году (относительно 2008 года) инвестиции в техническое перевооружение. Заместитель генерального директора НКМЗ по экономическим вопросам Юрий Чибисов отмечает: в нынешнем году подобные вложения достигнут 410 млн грн. (в 2008 году – 401 млн грн.). «Важную роль для обновления наших мощностей сыграл в свое время закон о свободных экономических зонах и территориях приоритетного развития – с его принятием мы и смогли начать модернизации. Потом этот закон отменили. Но сейчас он снова крайне необходим, - говорит Ю.Чибисов. – Что же касается заказов, то первое полугодие нового года у нас уже загружено, людей не сокращали, рабочая неделя полная. Также разработали и внедряем меры по экономии газа – например, это выплавка стали только в электропечах, пуск новых экономичных нагревательных и термических печей, и др. Результат – если в 2007 году на 1 тонну изделия мы расходовали 1230 куб. м природного газа, то на сегодняшний день это 930 куб. м/тонн».

А «Днепротяжмаш» в конце ушедшего года выиграл тендер на поставку в 2008-09 гг. 18 тыс. тонн (6,104 тыс. шт.) шахтных тюбингов для строительства шахты «Польская медь» (Polska Miedz). Помимо «Днепротяжмаша», в конкурсе участвовали ПО «Беларуськалий» (Беларусь) и компания Zanam-Legmet (Польша). Тюбинги будут производиться из чугуна различных типоразмеров – намечено использование тюбингов с различной шириной стенки, что даст возможность работать на очень большой глубине.

Также в нынешнем году, по информации завода, есть намерение выпустить около 25,5 тыс. тюбингов для строительства метрополитена в Днепропетровске. Напомним, «Днепротяжмаш» начал изготовлять тюбинги еще при сооружении метро в Москве, а затем активно участвовал в аналогичных проектах в Ленинграде, Киеве, Свердловске и Баку.

Итак, 2009 г. может стать для метмаша Украины не таким уж и провальным. По крайней мере, по иностранным заказам лидеры подотрасли свою загрузку во многом сохранят. Отклонения же ситуации в ту или сторону будут зависеть от динамики металлорынков, которая пока что достаточно противоречива. И здесь действительно могут помочь «не совсем профильные» поставки для горнодобычи, строительства и др.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!