kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Алюминиевая отрасль: где кончается спад

25.02.09
размер текста:

В начале февраля 2009 г. ключевой производитель первичного алюминия в Украине, Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК), объявил о намерении закрыть свое глиноземное производство. На предприятии объясняют это не столько кризисом, сколько тем, что на другом заводе группы «РусАл» - Николаевском глиноземном – себестоимость выпуска данного алюминиевого сырья меньше. Однако не обошлось и без «кризисного» контекста.

Тернии запорожского алюминия

Для начала еще раз напомним технологическую цепочку изготовления продукции из алюминия. Первый этап – это получение глинозема как первичного сырья. Второй – это первичный алюминий, который затем используется для производства алюминиевого проката и т.п. И уже последний идет как сырье в адрес отраслей-потребителей.

Так вот, в самом по себе закрытии дублирующих мощностей в рамках одного холдинга ничего странного нет. Несколько интереснее другое. В декабре прошлого года Кабинет министров принял решение вернуть выгодные ЗалКу дифференцированные тарифы на электроэнергию, о чем последний просил как минимум с 2007 г. Суть проблемы – в том, что уже тогда конъюнктура международных алюминиевых рынков почти не позволяла предприятию рентабельно работать, говорят нам в Министерстве промышленной политики. А сейчас – что и говорить. И один из главных факторов здесь – в том, что выпуск алюминия достаточно энергоемок. Так, ежемесячное потребление электроэнергии комбинатом составляет около 180 млн кВт-ч (на начало февраля этого года это стоило приблизительно 85 млн грн.).

Однако состоянием на февраль ЗАлК так и не начало получать энергию по дифференцированному тарифу. Равно как и, например, Запорожский титано-магниевый комбинат. Мэр Запорожья Евгений Карташов объясняет это тем, что пока не определена стоимость электроэнергии для других промышленных предприятий страны.

Не удивительно, что, по информации министра топлива и энергетики Украины Юрия Продана, задолженность ЗАлКа за электроэнергию к концу 2008 г. превысила 41 млн грн. Однако министр уточняет: потребление электричества на комбинате почти на 30% превышает среднемировые показатели в расчете на 1 т первичного алюминия. Связывая это с «недостаточными инвестициями в модернизацию предприятия».

Дальше падать некуда?

Но и это, конечно, не полная картина ситуации. Так как важнейшим фактором тех или иных действий алюминиевых компаний является современное положение на международных рынках. В частности, по информации генерального директора ЗАлКа Александра Котюка, сейчас мировые цены на алюминий опустились до уровня 2002 г., снизившись по отношению к минувшему году в 2,5 раза. И это уже «дно», «глубже» не будет, уверен А. Котюк. Так, если еще в середине января текущего года на Лондонской бирже металлов алюминий стоил более 1470 долл./т , то уже в феврале – подешевел до 1350 долл./т. Для сравнения, в июле 2008 г. цена составляла 3380 долл./т.

«В таких условиях наша задача – вернуться к уровню себестоимости 2002-03 гг., - говорит руководитель ЗАлКа. – При этом, даже если рынок восстановится до отметки 50-60% прошедшего года – при нынешних ценах на газ заниматься производством собственного глинозема будет нерентабельно».

Кроме того, к началу 2009 г. довольно высокого уровня достигли глобальные складские запасы товарного алюминия (данные Международного института алюминия – IAI). На начало года его общие запасы – представленные слитками, готовыми изделиями и ломом – едва ли не превысили 3 млн т. Это самый высокий показатель с октября ушедшего года. Мировые запасы первичного алюминия к началу 2009 г. составили 1,676 млн т – это также очень немало (максимум, начиная с августа завершившегося года).

Эффект роста запасов для рынка – снижение спроса со стороны как трейдеров, так и конечных потребителей, означающее в том числе и ценовое падение. Что и наблюдается.

Интересно, что в целом в 2008 г. выпуск первичного алюминия в мире в сравнении с позапрошлым годом увеличился до 25,654 млн т, или на 3,39% (информация IAI). В том числе страны Северной Америки нарастили производство данного продукта на 2,49% - до 5,783 млн т, Западной Европы – на 7,27%, до 4,618 млн т, Восточная и Центральная Европа (включая Россию) – на 4,43%, до 4,658 млн т.

Страны Азии повысили в минувшем году выпуск первичного алюминия на 5,54% - до 3,923 млн т, Латинской Америки – на 3,98%, до 2,66 млн т. Тогда как в Африке показатели уменьшились на 5,5% - до 1,715 млн т. А в странах Океании (в т.ч. в Австралии) – практически не изменились, сократившись на 0,77% до 2,297 млн т.

Реализм с намеком на позитив

Что касается перспективы, то владелец «РусАла» Олег Дерипаска считает: международные алюминиевые рынки не оправятся от сегодняшнего провала еще примерно 7 лет. Известный «олигарх» обращает внимание, что связанное с общим экономическим кризисом падение потребления привело к огромному перепроизводству алюминия. Последнее вынуждает операторов шаг за шагом снижать цены и объемы предложения, а то и вовсе покидать рынок. «Думаю, в ближайшие 9 месяцев ландшафт мировой алюминиевой отрасли кардинально изменится. С учетом того, что в настоящее время около 75% производителей находится даже не на плаву – а уже под водой», - сетует О. Дерипаска. Так, по его оценке, спрос на алюминий в 2009 г. сократится с 36,5 млн т (результат минувшего года) до 28 млн т, а в 2010 г. возможно сокращение и до 20 млн т. А средняя цена в течение 7 лет будет колебаться в районе 1600 долл./т.

В целом считается, что из-за кризиса в 2009 г. мировое алюминиевое производство снизится приблизительно на 20% - это вдвое выше прошлогодних аналитических оценок. Притом основные потери придутся на Северную Америку, Европу и КНР, где наиболее высока производственная себестоимость. Так, глобальный лидер рынка, профильная корпорация Alcoa (США), собирается уменьшить выпуск алюминия на 18%, китайская Chalco – на четверть. Vimetco, владеющая крупнейшим в Центральной и Восточной Европе румынским глиноземно-алюминиевым комплексом Alro SA Romanio, планирует сократить загрузку мощностей на целых 44%.

Не удивительно, что «РусАл» уже прорабатывает варианты погашения своих долгов за счет акций группы. Одним только иностранным банкам компания должна порядка 7 млрд долл., еще 6,5 млрд долл. – различным кредиторам в РФ. И еще 2,8 млрд долл. холдингу «Онэксим». В обмен на акции предполагается и получить от государства (российского) гарантии рефинансирования долгов. Руководство «РусАла» надеется, что федеральное правительство согласится принять конвертируемые облигации, которые «превратятся» в акции, если группа не выкупит их до конца срока действия.
Но, как всегда, есть и позитив. Так, по итогам января этого года глобальный спрос на алюминий превысил уровень декабря на 1%, сообщают в аналитическом центре Harbor Intelligence. И составил 28,8 млн т. Хотя для полноты картины эксперты центра указывают: для компенсации избытка рыночного предложения необходим резкий скачок продаж – на 20%, иначе в 2009 г. мировое производство будет на 1,36 млн т больше прогнозного спроса.

И совсем оптимистичен совладелец «РусАла» Виктор Вексельберг. Который считает, что в нынешнем году цены на алюминий достигнут 2000 долл./т. А также что даже при стоимости 1700 долл./т у холдинга появится возможность не только обслуживать долг, но и вернуться к ряду инвестиционных проектов. Что, кстати, не так уж и фантастично для компании, располагающей собственными электростанциями. А значит – будут «жить» и входящие в нее украинские заводы.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!