kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Алюминиевая отрасль: где кончается спад

25.02.09
размер текста:

В начале февраля 2009 г. ключевой производитель первичного алюминия в Украине, Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК), объявил о намерении закрыть свое глиноземное производство. На предприятии объясняют это не столько кризисом, сколько тем, что на другом заводе группы «РусАл» - Николаевском глиноземном – себестоимость выпуска данного алюминиевого сырья меньше. Однако не обошлось и без «кризисного» контекста.

Тернии запорожского алюминия

Для начала еще раз напомним технологическую цепочку изготовления продукции из алюминия. Первый этап – это получение глинозема как первичного сырья. Второй – это первичный алюминий, который затем используется для производства алюминиевого проката и т.п. И уже последний идет как сырье в адрес отраслей-потребителей.

Так вот, в самом по себе закрытии дублирующих мощностей в рамках одного холдинга ничего странного нет. Несколько интереснее другое. В декабре прошлого года Кабинет министров принял решение вернуть выгодные ЗалКу дифференцированные тарифы на электроэнергию, о чем последний просил как минимум с 2007 г. Суть проблемы – в том, что уже тогда конъюнктура международных алюминиевых рынков почти не позволяла предприятию рентабельно работать, говорят нам в Министерстве промышленной политики. А сейчас – что и говорить. И один из главных факторов здесь – в том, что выпуск алюминия достаточно энергоемок. Так, ежемесячное потребление электроэнергии комбинатом составляет около 180 млн кВт-ч (на начало февраля этого года это стоило приблизительно 85 млн грн.).

Однако состоянием на февраль ЗАлК так и не начало получать энергию по дифференцированному тарифу. Равно как и, например, Запорожский титано-магниевый комбинат. Мэр Запорожья Евгений Карташов объясняет это тем, что пока не определена стоимость электроэнергии для других промышленных предприятий страны.

Не удивительно, что, по информации министра топлива и энергетики Украины Юрия Продана, задолженность ЗАлКа за электроэнергию к концу 2008 г. превысила 41 млн грн. Однако министр уточняет: потребление электричества на комбинате почти на 30% превышает среднемировые показатели в расчете на 1 т первичного алюминия. Связывая это с «недостаточными инвестициями в модернизацию предприятия».

Дальше падать некуда?

Но и это, конечно, не полная картина ситуации. Так как важнейшим фактором тех или иных действий алюминиевых компаний является современное положение на международных рынках. В частности, по информации генерального директора ЗАлКа Александра Котюка, сейчас мировые цены на алюминий опустились до уровня 2002 г., снизившись по отношению к минувшему году в 2,5 раза. И это уже «дно», «глубже» не будет, уверен А. Котюк. Так, если еще в середине января текущего года на Лондонской бирже металлов алюминий стоил более 1470 долл./т , то уже в феврале – подешевел до 1350 долл./т. Для сравнения, в июле 2008 г. цена составляла 3380 долл./т.

«В таких условиях наша задача – вернуться к уровню себестоимости 2002-03 гг., - говорит руководитель ЗАлКа. – При этом, даже если рынок восстановится до отметки 50-60% прошедшего года – при нынешних ценах на газ заниматься производством собственного глинозема будет нерентабельно».

Кроме того, к началу 2009 г. довольно высокого уровня достигли глобальные складские запасы товарного алюминия (данные Международного института алюминия – IAI). На начало года его общие запасы – представленные слитками, готовыми изделиями и ломом – едва ли не превысили 3 млн т. Это самый высокий показатель с октября ушедшего года. Мировые запасы первичного алюминия к началу 2009 г. составили 1,676 млн т – это также очень немало (максимум, начиная с августа завершившегося года).

Эффект роста запасов для рынка – снижение спроса со стороны как трейдеров, так и конечных потребителей, означающее в том числе и ценовое падение. Что и наблюдается.

Интересно, что в целом в 2008 г. выпуск первичного алюминия в мире в сравнении с позапрошлым годом увеличился до 25,654 млн т, или на 3,39% (информация IAI). В том числе страны Северной Америки нарастили производство данного продукта на 2,49% - до 5,783 млн т, Западной Европы – на 7,27%, до 4,618 млн т, Восточная и Центральная Европа (включая Россию) – на 4,43%, до 4,658 млн т.

Страны Азии повысили в минувшем году выпуск первичного алюминия на 5,54% - до 3,923 млн т, Латинской Америки – на 3,98%, до 2,66 млн т. Тогда как в Африке показатели уменьшились на 5,5% - до 1,715 млн т. А в странах Океании (в т.ч. в Австралии) – практически не изменились, сократившись на 0,77% до 2,297 млн т.

Реализм с намеком на позитив

Что касается перспективы, то владелец «РусАла» Олег Дерипаска считает: международные алюминиевые рынки не оправятся от сегодняшнего провала еще примерно 7 лет. Известный «олигарх» обращает внимание, что связанное с общим экономическим кризисом падение потребления привело к огромному перепроизводству алюминия. Последнее вынуждает операторов шаг за шагом снижать цены и объемы предложения, а то и вовсе покидать рынок. «Думаю, в ближайшие 9 месяцев ландшафт мировой алюминиевой отрасли кардинально изменится. С учетом того, что в настоящее время около 75% производителей находится даже не на плаву – а уже под водой», - сетует О. Дерипаска. Так, по его оценке, спрос на алюминий в 2009 г. сократится с 36,5 млн т (результат минувшего года) до 28 млн т, а в 2010 г. возможно сокращение и до 20 млн т. А средняя цена в течение 7 лет будет колебаться в районе 1600 долл./т.

В целом считается, что из-за кризиса в 2009 г. мировое алюминиевое производство снизится приблизительно на 20% - это вдвое выше прошлогодних аналитических оценок. Притом основные потери придутся на Северную Америку, Европу и КНР, где наиболее высока производственная себестоимость. Так, глобальный лидер рынка, профильная корпорация Alcoa (США), собирается уменьшить выпуск алюминия на 18%, китайская Chalco – на четверть. Vimetco, владеющая крупнейшим в Центральной и Восточной Европе румынским глиноземно-алюминиевым комплексом Alro SA Romanio, планирует сократить загрузку мощностей на целых 44%.

Не удивительно, что «РусАл» уже прорабатывает варианты погашения своих долгов за счет акций группы. Одним только иностранным банкам компания должна порядка 7 млрд долл., еще 6,5 млрд долл. – различным кредиторам в РФ. И еще 2,8 млрд долл. холдингу «Онэксим». В обмен на акции предполагается и получить от государства (российского) гарантии рефинансирования долгов. Руководство «РусАла» надеется, что федеральное правительство согласится принять конвертируемые облигации, которые «превратятся» в акции, если группа не выкупит их до конца срока действия.
Но, как всегда, есть и позитив. Так, по итогам января этого года глобальный спрос на алюминий превысил уровень декабря на 1%, сообщают в аналитическом центре Harbor Intelligence. И составил 28,8 млн т. Хотя для полноты картины эксперты центра указывают: для компенсации избытка рыночного предложения необходим резкий скачок продаж – на 20%, иначе в 2009 г. мировое производство будет на 1,36 млн т больше прогнозного спроса.

И совсем оптимистичен совладелец «РусАла» Виктор Вексельберг. Который считает, что в нынешнем году цены на алюминий достигнут 2000 долл./т. А также что даже при стоимости 1700 долл./т у холдинга появится возможность не только обслуживать долг, но и вернуться к ряду инвестиционных проектов. Что, кстати, не так уж и фантастично для компании, располагающей собственными электростанциями. А значит – будут «жить» и входящие в нее украинские заводы.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!