kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Труба стратегического назначения

23.03.09
размер текста:

Сегодня в Брюсселе проходит Международная инвестиционная конференция по вопросам реконструкции украинской газотранспортной системы, в которой принимают участие представители всех 26 стран-членов ЕС, а также Россия, США, Канада и Япония. Украина намерена предоставить мастер-план модернизации, которая требует инвестиций более 3 млрд долл. С одной стороны, Украина пытается модернизировать свое национальное достояние, с другой стороны, она еще больше залезает в долги. Что же получит Украина в результате модернизации ГТС?

Как известно, украинская газотранспортная система, по которой ежегодно прокачивается 120 млрд куб. газа, не является серьезным источником пополнения государственного либо еще какого-нибудь бюджета, так как при цене 1,7 долл./тыс. куб. м газа на 100 км ни о каком бизнесе в этом направлении говорить не стоит. Потому что, к примеру, соседняя Венгрия за транзит тысячи кубометров на 300 км требует такую же плату, как Украина за транзит на расстоянии 1,1 тыс. км. ГТС – это не бизнес, ГТС – это политика. Вспомним, например, начало текущего года, когда газ перестал поступать в Европу по разного рода причинам. Естественно, наша страна не заработала при этом ни копейки. Однако при этом она показала свою значимость для Европы, которая едва не замерзла, а также для «Газпрома», который понес миллиардные убытки. Поэтому ГТС - не способ заработать деньги, его скорее можно рассматривать как способ давления на ту или иную среду. Президент Виктор Ющенко так охарактеризовал ее: «отечественная ГТС является стратегическим активом украинского народа, который при разумном использовании на годы вперед будет гарантировать защиту национальных интересов». Однако есть большая проблема – на сегодняшний день самая стратегически важная украинская труба буквально трещит по швам, так как срок ее эксплуатации давно истек. Очень ярко выразил необходимость модернизации украинской ГТС президент Союза общественных объединений «Свободная Россия» Модест Колеров. В частности, он заявил, что Украина банкрот, ее газотранспортная система сгнила. А политических денег ни у России, ни у Европы для создания консорциума нет, и в ближайшем будущем их не будет. Поэтому, чтобы сохранить свой стратегический актив, Украине необходимо срочно начать модернизацию ГТС. По подсчетам украинского правительства, модернизация обойдется ни много, ни мало в 3 млрд долл. 18,5 млн. Сроки модернизации – семь лет.
 
Уполномоченный президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский озвучил следующий мастер-план, предлагаемый Украиной. В частности, предполагается проведение модернизации по следующим основным направлениям: поддержание проектных технических параметров существующих основных транзитных газопроводов и подземных газовых хранилищ, внедрение современных эффективных, экологически совместимых технологий транспортирования и хранения газа и управления его потоками. Кроме того, предполагается внедрение современных методов и технологий контроля технического состояния объектов украинской ГТС, учета количества и качества газа в режиме реального времени и пространства на всей территории Украины, а также приведение нормативно-технической базы украинской ГТС в соответствие с нормативами, применяемыми в странах ЕС.

Относительно проектов, то предлагается модернизация и реконструкция линейных частей газопроводов со вспомогательными объектами, систем линейной телемеханики и связи, компрессорных станций, подземных хранилищ газа и строительство новых газоизмерительных станций. Реконструкция и строительство компрессорных станций обойдется дороже остальных объектов. Согласно подсчетам специалистов, на эти цели необходимо 1 млрд 435,3 млн долл. Модернизация линейной части газопроводов требует инвестиций в размере 616,3 млн долл., подземных хранилищ газа – 455,3 млн долл., строительство новых газоизмерительных станций на границе с Россией – 448 млн долл. Приоритетными проектами модернизации и реконструкции являются: западный транзитный коридор (газопроводы Союз, Уренгой-Помары-Ужгород и Прогресс), Южный транзитный коридор (газопроводы Елец — Кременчуг — Кривой Рог, Ананьев — Тирасполь — Измаил), подземные хранилища газа Бильче-Волыцко-Угерское и Богородчанско, газоизмерительные станции «Ужгород», «Берегово», «Дроздовичи», «Теково» и «Орловка».

История одного консорциума

В общем, история модернизации украинской ГТС берет начало еще в 2002 году, когда в ходе переговоров экс-президента Украины Леонида Кучмы, бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера и экс-президента России Владимира Путина возникла идея создания газотранспортного консорциума. В частности, в 2003 году было создано ООО «Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины», в котором по 50% принадлежало «Нафтогазу» и «Газпрому». Однако с того момента партнеры не сделали больше ни шага из-за разного понимания акционерами функций данного предприятия. В частности, «Газпром» настаивал на управлении всей украинской ГТС, а «Нафтогаз» предлагал ограничиться строительством двух новых газопроводов: Богородчаны – Ужгород и Новопсковск – Александров Гай. При этом украинской стороной было заявлено, что газотранспортная система не подлежит приватизации.

Поэтому украинская сторона все эти годы искала новые подходы для реализации модернизации ГТС и сегодня она нашла его в лице Европейского Союза. Еще в мае прошлого года Виктор Ющенко заявлял, что ЕС готов выделить Украине 2,5 млрд долл. При этом В.Ющенко подчеркивает, что украинская газотранспортная и нефтетранспортная системы рассматриваются Киевом как неотделимая часть европейской энергетической политики, а Европейский Союз не посягает на целостность украинской ГТС. Конкретные условия привлечения средств на модернизацию украинской ГТС пока не определены, утверждает Президент. «Условия привлечения необходимых ресурсов будут в дальнейшем определены, в том числе базируясь на основоположном решении донорской конференции в Брюсселе. Подробно об этом еще рано говорить, но убежден, мы получим оптимальные, взаимоприемлемые условия инвестирования, возможно, путем привлечения средств в форме кредитов, грантов, осуществления совместных инвестиций», - заявил Виктор Ющенко.

Как бы там ни было, однако модернизация ГТС означает, что Украина продолжает залезать в многомиллиардные долги. На сегодняшний день уже действует программа кредитования Украины Международным валютным фондом в размере 16 млрд долл., отправлен официальный запрос России о кредите в размере 5 млрд долл., а также премьер-министр Юлия Тимошенко намерена обсудить вопрос кредитования с Японией и рядом стран ЕС. Кроме всего этого, модернизация ГТС требует кредита в размере 3 млрд долл. Кто будет возвращать все эти средства, на сегодняшний день пока неизвестно. Поэтому опасение некоторых политиков относительно того, что за модернизацией ГТС кроется ее продажа, хотя это и запрещено законом Украины, есть определенный смысл, так как деньги необходимо будет отдавать. В частности, депутат фракции Компартии в Верховной Раде Евгений Царьков сказал: «Ющенко заявил, что намерен включить ГТС Украины в европейскую систему, но на самом деле за этим кроется ее продажа - никто просто так включать не будет. Он намерен отдать 51% газотранспортной системы транснациональным компаниям. Это направлено против России. Это может привести к потере Украиной транзита, к разрыву отношений с монополистом, и мы будем покупать газ российский в Германии».

Многие эксперты считают, что нынешний период, учитывая огромный дефицит бюджета, не является наиболее удачным для кредита под модернизацию ГТС. И сегодняшнее решение правительства скорее похоже на минутную слабость из-за большого желания удержать власть в стране и определенное влияние в мировом сообществе.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!