Тонкая настройка

Публікації

Для упрощения процесса экономических реформ китайское правительство в прошлом году приняло меры для торможения роста ВВП. Однако в комбинации с циклическими факторами эти меры оказались слишком действенными, и над экономикой нависла угроза "жесткой посадки". Тем не менее власти сумели частично стабилизировать ситуацию путем мини-стимулирования, то есть узконаправленных потоков инвестиций в различные сектора. В результате некоторые отрасли, в том числе сталелитейная промышленность, получили поддержку в виде некоторого повышения спроса, но – не цен, на рост которых в CISA не рассчитывают до решения проблемы перепроизводства. И это решение уже приобретает реальные очертания.

Без резких движений

Огромный маховик китайской экономики обладает большой инертностью, и тонкая коррекция его движения – весьма непростая задача. Так, массированные инвестиции 2009 года не только поддержали подъем, но и привели к бурному росту спекулятивных пузырей на рынках ценных бумаг и недвижимости. Следствием стал кредитный бум, процесс вышел из-под контроля, и инвестиции вырвались далеко за пределы предполагавшихся 589 млрд долл. Попытки затормозить этот рост ограничением доступа к кредитам породили черный рынок заимствований, и, как следствие, бесконтрольный рост долгов местных правительств и многочисленных предприятий малого и среднего бизнеса. В результате возник долговой кризис, во многих секторах начались банкротства. Негативные последствия стимула, задействованного пять лет назад, вряд ли удастся устранить в обозримом будущем – инвестиции в недвижимость продолжаются, запасы невостребованного жилья растут, а города-призраки еще долго будут служить памятниками неосмотрительности в особо крупных масштабах.

Решение увести экономику с инвестиционного пути развития можно осуществить только проведением радикальных реформ, но, как наглядно показала советская практика, перестройка и ускорение несовместимы. Поэтому китайское правительство приняло меры для торможения раскрученного маховика, но чтобы преодолеть инерцию движения, требовалось приложить значительное усилие. В результате рост замедлился, но торможение оказалось слишком резким: после 7,7% в четвертом квартале прошлого года прирост ВВП в первом квартале текущего составил 7,4%, а динамика основных показателей – инвестиций, объема потребления, уровня деловой активности – оказалась худшей за последние пять лет. Поэтому, хотя во втором квартале рост ВВП ускорился до 7,5%, аналитики предсказывают, что китайский подъем в текущем году окажется самым слабым после 1990 года. Скепсис экспертов отражает прогноз Fitch: в агентстве ожидают, что ВВП Китая увеличится на 7,3% в 2014 году, на 7% – в 2015 и на 6,7% – в 2016 году.

Однако китайские лидеры собираются опровергнуть этот прогноз. При этом они, начиная с апреля, используют новую схему воздействия на экономику, которая обеспечивает возможность более тонкой регулировки: мини-стимулирование, которое представляет собой узконаправленные инвестиции в конкретные сегменты отдельных секторов. Важная особенность этой системы – точечный характер инвестиций, что исключает возможность повторения прошлых ошибок.

Так, запланированные капиталовложения в инфраструктуру предназначены главным образом для строительства железных дорог: в текущем году предполагается проложить новые пути протяженностью 6,6 тыс. км, на эти цели ассигновано 800 млрд юаней (128,9 млрд долл.). При этом будет создан специальный фонд железных дорог, и туда ежегодно будут поступать инвестиции в сумме 200-300 млрд юаней. Кроме того, сейчас обсуждаются проекты в сфере энергетики и водных ресурсов, для реализации которых предлагается выделить 745 млрд юаней. Предусмотрены инвестиции и в секторе недвижимости (549 млрд юаней), но они предназначены для конкретной цели – ликвидации трущоб. Деньги будут поступать только в один сегмент – дешевого жилья, а банкам приказано упростить процесс выдачи ипотек. Кроме того, снижены налоги для малого бизнеса, и Центробанк выделил банкам 50 млрд юаней, чтобы стимулировать кредитование предприятий этого сегмента. Предусмотрена и помощь аграрному сектору – снижены требования относительно резервирования капитала для банков, кредитующих сельскохозяйственные предприятия.

Понятно, что при таком подходе не стоит ожидать возврата к темпам роста прошлого десятилетия, но это и не было целью нынешних китайских властей. А вот задачу стабилизации подъема на уровне 7-7,5% в год подобными способами вполне можно решить, о чем и свидетельствуют показатели за второй квартал. В мае-июне годовой прирост общих розничных продаж, которые служат мерой потребительской активности, составил 12%. Прирост потребления электроэнергии – довольно точный индикатор деловой активности – оказался в первом полугодии равным 5,3%, то есть меньше, чем 5,4%, зарегистрированных в первом квартале. А рост инвестиций в жилищное строительство замедлился до 13,7%, тогда как по результатам всего 2013 года он составил 19,4%. При этом, по статистике China Index Academy, средняя цена жилой недвижимости в 100 крупнейших городах в июне снизилась на 0,5% по сравнению с маем. Снижение регистрируется второй месяц подряд, и эта тенденция наблюдается в 70% китайских городов. При этом за январь-июнь запасы непроданного жилья увеличились на 24,5%, хотя в первом квартале их прирост составил всего 22,9%.

Таким образом, система тонкой регулировки не только дает возможность оказывать поддержку экономике в самых нужных местах, но и способствует устранению последствий прошлых ошибок. При этом точечные инвестиции не усугубляют проблему перепроизводства, поскольку не вступают в конфликт с мерами, предпринятыми для ее решения. В частности, сейчас впервые в истории появилась возможность ограничить масштабы этой проблемы в сталелитейной промышленности.

Жесткие рамки

Долгожданные решения о правительственных инвестициях не оправдали надежд сталелитейных компаний. По оценкам экспертов CISA, в ближайшие месяцы политика мини-стимулов поддержит определенный уровень спроса, но избыток поставок не даст возможности повысить цены. Фактически рыночная ситуация не изменилась: выпуск стали не уменьшился, но в июне строительство нового жилья привело к улучшению спроса, и запасы продукции сократились на 5,65% по сравнению с концом мая, при этом цены остались в окрестности 11-летнего минимума. В Ассоциации считают, что до решения проблемы перепроизводства ценовые тенденции не претерпят изменений.

По данным Национального бюро статистики, в июне объем дневного выпуска стальной продукции достиг нового рекорда – 2,31 млн тонн, а годовой прирост выплавки стали в первые шесть месяцев составил 3%. При этом, по данным CISA, хотя в первом полугодии инвестиции в основные средства сократились на 8,4%, до 34,8 млрд долл., капиталовложения сохранились на довольно высоком уровне, и строительство новых мощностей продолжается. По оценкам китайских отраслевых экспертов, сейчас национальные мощности превышают 1 млрд тонн, хотя национальный выпуск в 2013 году составил 779 млн тонн.

Ухудшение экологической ситуации в Китае уже приобрело характер национального бедствия, и политики объявили войну перепроизводству в самых "грязных" отраслях, в первую очередь – в сталелитейной промышленности. Они питают надежды, что слабый спрос, низкие цены и рост затрат на соответствие экологическим стандартам вынудит неэффективных производителей уйти с рынка. Например, власти провинции Хебей уже анонсировали планы закрытия 60 млн тонн устаревших мощностей до 2017 года. Но это, во-первых, капля в море, а, во-вторых, исключение из общего правила. В целом же местные правительства, как и прежде, отчаянно сопротивляются остановке заводов, обеспечивающих занятость населения и доходы в бюджет. При этом падение цен на сырье создает мотивацию для сохранения объемов производства.

С другой стороны, задействованные мини-стимулы, хоть и не приводят к повышению цен на сталь, все же обеспечивают определенный уровень спроса. В первую очередь, это – инфраструктурные проекты. Кроме того, немалую роль играет и смягчение ограничений для сектора недвижимости. Например, упрощены правила покупки домов в Шеньяне, мелкие города тоже начали использовать меры тонкой регулировки, которые дают возможность людям приобретать второй дом и более. А стимулы, задействованные центральным правительством, оказали поддержку судостроению и автомобильной промышленности – ключевым потребителям стальной продукции. Именно по этим причинам в июне крупнейшие заводы, включая Baosteel Group Corp., увеличили выплавку стали.

Все же, в отличие от прошлых лет, сейчас у провинциальных правительств намного меньше возможностей помогать своим предприятиям. Пекин интенсивно разрушает структуру поддержки, которая обеспечивала сталелитейным компаниям спасательный круг в виде дешевых кредитов, выгодных строительных контрактов и льготного налогообложения. Сейчас местные власти находятся в затруднительном финансовом положении, что связано с ограничением доступа к кредитам и падением доходов от раздутых отраслей типа сталелитейной промышленности. Поэтому сейчас они вступают в игру не с целью спасения неэффективных заводов, а только для смягчения возникающих проблем, связанных с массовыми увольнениями и невыплаченными зарплатами. И делать это приходится все чаще: помимо перепроизводства, многолетняя поддержка таких предприятий привела к тому, что они обременены огромными долгами, а сейчас центральное правительство резко ограничило доступ к дешевым кредитам. По данным министерства торговли, в первом полугодии годовой спад объема кредитов, выданных малым металлургическим предприятиям, составил 10%, или 140 млрд юаней.

При невозможности получить заем у банков некоторые такие заводы обращаются к другим сталелитейным компаниям, но в этих случаях им приходится соглашаться на более высокие процентные ставки. А их неспособность выплатить долги может вызвать цепную реакцию банкротств. Впрочем, не исключено, что именно на такой сценарий развития событий и рассчитывает центральное правительство, объявившее войну загрязнению окружающей среды. Тем более что это будет способствовать решению проблемы перепроизводства. Правда, решение этих проблем будет сопровождаться социальными взрывами, но это уже совсем другая история…

Галина Резник

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢