kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Одесса – Броды: аверс снова в моде

14.05.09
размер текста:

Президент Украины Виктор Ющенко намерен самостоятельно в директивном порядке развернуть движение нефти по маршруту «Одесса - Броды» и восстановить прямой режим его функционирования. Столь активное вмешательство главы государства в процессы управления национальными нефтепроводами свидетельствует, что в Украине есть влиятельные субъекты, заинтересованные в каспийской нефти, и, очевидно, они таки имеют контракты на ее поставку. Однако существует риск, что данный маршрут в очередной раз выступит разменной монетой в политических играх и окончательно утратит свое экономическое значение.

Стратегический вопрос о направлении использования нефтепровода «Одесса – Броды», как правило, актуализируется в канун масштабных избирательных компаний. Это обусловлено наличием политической подоплеки, которая изначально закладывалась в данном проекте. Данный маршрут создавался с целью разрушения доминирования российских поставщиков нефти в странах Центрально-Восточной Европы, в том числе и Украины. Строительство нефтепровода, продолжавшееся с 1996 по 2002 гг., является первым этапом реализации Евро-Азиатского транспортного коридора, по которому должна была пойти каспийская нефть.

Труба «Одесса – Броды» позволяет прокачивать до 14 млн. тонн сырья в направлении западной границы Украины, а оттуда на нефтеперерабатывающие заводы Европы и западной Украины. Это способствовало бы повышению конкуренции на нефтерынке ЦВЕ и укреплению Украины в статусе ключевой транзитной страны в Европе.

На втором этапе Украина и Польша планировали продлить нефтепровод до Плоцка на расстояние еще около 490 км. Для реализации этой части проекта «Укртранснафта» и польский нефтетранспортный монополист Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych «Przyjazn» S.A. в июле 2004 года создали совместное предприятие «Сарматия». Основными направлениями деятельности компании являются подготовка проектно-сметной документации, привлечение инвестиций, обеспечение строительных работ.

В 2002-2004 гг. были созданы все условия для того, чтобы завершить и запустить, по меньшей мере, нефтепровод «Одесса - Броды», однако Россия, не желая терять статус монопольного поставщика нефти, руками лоббистов в Украине фактически заблокировала этот проект, развернув движение нефти, и интегрировав его в свою нефтетранспортную систему. С осени 2004 г. нефтепровод «Одесса – Броды» используется в ревесрном режиме для прокачки российской нефти в черноморские порты. Привлечением поставщиков нефти для этого маршрута занимается компания «ТНК-ВР Украина». При запуске системы предполагалось, что ежегодно через нефтепровод будет транспортироваться до 9 млн. т нефти, однако в реальности этот показатель очень редко дотягивает до половины.

После избрания президентом Виктора Ющенко, украинская власть заявила о необходимости вернуться к первоначальному варианту работы «Одесса - Броды». Президент Украины еще в самом начале своей каденции сразу же поддержал использование нефтепровода для транспортировки каспийской нефти на запад. Ирония заключается в том, что основной опорой президента в этом вопросе было правительство В.Януковича, которое в 2004 г. сделало все для запуска нефтепровода в реверсном режиме. В октябре 2006 г. оно предложило России отказаться от реверсного использования нефтепровода «Одесса – Броды» и рассмотреть предложения о возможности транспортировки нефти по маршруту Самара-Кременчуг-нефтетерминал «Южный». Параллельно Кабмин поручил Министерству топлива и энергетики, НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Укртранснафта» провести переговоры с нефтегазовой компанией Казахстана «КазМунайГаз» относительно ее участия в проекте достройки нефтепровода «Одесса – Броды» до Плоцка, а также с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком относительно финансирования данного проекта. Более того, тогдашний министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко просил комиссара ЕС по вопросам энергетики Андриса Пибалгса задействовать в отношении польского правительства соответствующие рычаги влияния, дабы более оперативно решить вопрос с достройкой нефтепровода.

Ключевыми поставщиками нефти для маршрута «Одесса – Броды» должны были стать Казахстан и Азербайджан. И если Астана высказывала определенные сомнения в рациональности своего участия в данном проекте, то Баку практически сразу заверил в готовности присоединиться к нему. Президент Азербайджана И.Алиев неоднократно утверждал, что нефть в Каспийском регионе в будущем будут добывать в больших количествах, поэтому ее хватит и для снабжения «Одесса – Броды».

Помимо варианта имплементации данного маршрута в Евро-Азиатский транспортный коридор, Кабмин В.Януковича рассматривал возможность создания нефтетранспортного коридора Киркук (Ирак) - Трабзон (Турция) - МНТ «Южный», который также предусматривает использование нефтепровода «Одесса – Броды» в прямом режиме.

Однако, после возвращение к власти премьер-министра Юлии Тимошенко, тема аверса данного маршрута была отодвинута на далекую перспективу. На все призывы действующего президента о возвращении к первоначальному формату использования нефтепровода, правительство ссылалось на отсутствие контрактов на транспортировку и покупку каспийской нефти.

По мере того как маршрут «Одесса – Броды» оставался больше политическим проектом, его реализация продвигалась очень медленно. Однако в 2008 г. этим проектом заинтересовалась одна из влиятельнейших финансово-промышленных групп – «Приват». В 2004-2007 гг. данная ФПГ выстроила неформальную вертикально-интегрированную нефтяную компанию, в состав которой входили два небольших нефтеперерабатывающих завода в Западной Украине – НПК «Галичина» и Надвирнянский НПЗ, а также крупнейшая нефтедобывающая компания страны – «Укрнафта», добывающая около 3 млн. тонн сырья в год. Перерабатывающие мощности группы и наличие ресурсов нефти были сбалансированы до того времени пока «Приват» не позарился на крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие страны – Кременчугский НПЗ. Отстранив от оперативного управления российских инвесторов, группа оказалась отрезанной от источников российской нефти. Для того, чтобы подержать работу завода, она вынуждена была перебросить на него сырье «Укрнафты», оставив свои западно-украинские предприятия фактически без нефти.

В условиях острого дефицита нефти группа «Приват» стала активно продвигать идею разворота движения нефти по «Одесса – Броды» в прямом режиме. Это позволит ей загрузить каспийской нефтью свои западные предприятия, а ресурсы «Укрнафты» направить на Кременчугский НПЗ. Основным препятствием на пути реализации этих планов стоит нынешнее правительство, которое настаивает на целесообразности реверсного режима роботы нефтепровода. Вразумительного объяснения этому озвучено не было, однако большинство экспертов называют две причины: личный конфликт с акционерами группы «Приват» и желание продемонстрировать лояльность к российским интересам в преддверии президентской кампании. Сама Юлия Тимошенко называла аверсное использование нефтепровода «сговором главы Секретариата Президента Виктора Балоги с бизнесменом Игорем Коломойским».
Очевидно осознавая, что единственный сторонник прямого использования названного маршрута - действующий президент - останется при власти не долго, «Приват» активизировала продвижение данного проекта. Заинтересован в возобновлении дискуссии по этой теме и сам В.Ющенко, который получает возможность публично демонстрировать пророссийскую позицию премьера.

В последнее время президент в очень резкой форме начал требовать неотложного принятия правительством решения о переведении нефтепровода «Одесса-Броды» в первоначальный режим его использования - аверсный. Поскольку Кабмин продолжает игнорировать эти пожелания, Виктор Ющенко готов прибегнуть к более жестким мерам. В частности, 13 мая он сообщил, намерен материализовать свое требование в форме Указа, подлежащего беспрекословному выполнению, который и был подписан уже 14 мая. Президент Украины также заметил, что 9 апреля 2009 года Президент Азербайджана в очередной раз заявил о готовности азербайджанской стороны осуществлять поставки каспийской нефти для нужд украинского и европейского рынков, в том числе и о готовности предоставить нефть для технологических потребностей по запуску нефтепровода в аверсном режиме.

Таким образом, некогда один из самых перспективных нефтепроводов в Украине сегодня снова становиться заложником политических и корпоративных конфликтов. Вместо того, чтобы провести открытый публичный диалог с властями и предложить прозрачную схему эксплуатации нефтепровода «Одесса-Броды», группа «Приват» продолжает вести кулуарные игры, что автоматически повышает кофликтогенность данного вопроса. В свою очередь, украинские власти вместо отстаивания национальных интересов пытаются выжать из подобных проектов политические дивиденды. Такая ситуация длиться уже пять лет, и ни одна из сторон не желает замечать, что данная модель взаимоотношений не приносит пользы никому.

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.
17.03.17, Максим Полевой
Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.
10.03.17, Максим Полевой
На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.
06.03.17, Ярослав Ярош
Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс". Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта.
02.03.17, Игорь Воронцов
Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!