kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Одесса – Броды: аверс снова в моде

14.05.09
размер текста:

Президент Украины Виктор Ющенко намерен самостоятельно в директивном порядке развернуть движение нефти по маршруту «Одесса - Броды» и восстановить прямой режим его функционирования. Столь активное вмешательство главы государства в процессы управления национальными нефтепроводами свидетельствует, что в Украине есть влиятельные субъекты, заинтересованные в каспийской нефти, и, очевидно, они таки имеют контракты на ее поставку. Однако существует риск, что данный маршрут в очередной раз выступит разменной монетой в политических играх и окончательно утратит свое экономическое значение.

Стратегический вопрос о направлении использования нефтепровода «Одесса – Броды», как правило, актуализируется в канун масштабных избирательных компаний. Это обусловлено наличием политической подоплеки, которая изначально закладывалась в данном проекте. Данный маршрут создавался с целью разрушения доминирования российских поставщиков нефти в странах Центрально-Восточной Европы, в том числе и Украины. Строительство нефтепровода, продолжавшееся с 1996 по 2002 гг., является первым этапом реализации Евро-Азиатского транспортного коридора, по которому должна была пойти каспийская нефть.

Труба «Одесса – Броды» позволяет прокачивать до 14 млн. тонн сырья в направлении западной границы Украины, а оттуда на нефтеперерабатывающие заводы Европы и западной Украины. Это способствовало бы повышению конкуренции на нефтерынке ЦВЕ и укреплению Украины в статусе ключевой транзитной страны в Европе.

На втором этапе Украина и Польша планировали продлить нефтепровод до Плоцка на расстояние еще около 490 км. Для реализации этой части проекта «Укртранснафта» и польский нефтетранспортный монополист Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych «Przyjazn» S.A. в июле 2004 года создали совместное предприятие «Сарматия». Основными направлениями деятельности компании являются подготовка проектно-сметной документации, привлечение инвестиций, обеспечение строительных работ.

В 2002-2004 гг. были созданы все условия для того, чтобы завершить и запустить, по меньшей мере, нефтепровод «Одесса - Броды», однако Россия, не желая терять статус монопольного поставщика нефти, руками лоббистов в Украине фактически заблокировала этот проект, развернув движение нефти, и интегрировав его в свою нефтетранспортную систему. С осени 2004 г. нефтепровод «Одесса – Броды» используется в ревесрном режиме для прокачки российской нефти в черноморские порты. Привлечением поставщиков нефти для этого маршрута занимается компания «ТНК-ВР Украина». При запуске системы предполагалось, что ежегодно через нефтепровод будет транспортироваться до 9 млн. т нефти, однако в реальности этот показатель очень редко дотягивает до половины.

После избрания президентом Виктора Ющенко, украинская власть заявила о необходимости вернуться к первоначальному варианту работы «Одесса - Броды». Президент Украины еще в самом начале своей каденции сразу же поддержал использование нефтепровода для транспортировки каспийской нефти на запад. Ирония заключается в том, что основной опорой президента в этом вопросе было правительство В.Януковича, которое в 2004 г. сделало все для запуска нефтепровода в реверсном режиме. В октябре 2006 г. оно предложило России отказаться от реверсного использования нефтепровода «Одесса – Броды» и рассмотреть предложения о возможности транспортировки нефти по маршруту Самара-Кременчуг-нефтетерминал «Южный». Параллельно Кабмин поручил Министерству топлива и энергетики, НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Укртранснафта» провести переговоры с нефтегазовой компанией Казахстана «КазМунайГаз» относительно ее участия в проекте достройки нефтепровода «Одесса – Броды» до Плоцка, а также с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком относительно финансирования данного проекта. Более того, тогдашний министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко просил комиссара ЕС по вопросам энергетики Андриса Пибалгса задействовать в отношении польского правительства соответствующие рычаги влияния, дабы более оперативно решить вопрос с достройкой нефтепровода.

Ключевыми поставщиками нефти для маршрута «Одесса – Броды» должны были стать Казахстан и Азербайджан. И если Астана высказывала определенные сомнения в рациональности своего участия в данном проекте, то Баку практически сразу заверил в готовности присоединиться к нему. Президент Азербайджана И.Алиев неоднократно утверждал, что нефть в Каспийском регионе в будущем будут добывать в больших количествах, поэтому ее хватит и для снабжения «Одесса – Броды».

Помимо варианта имплементации данного маршрута в Евро-Азиатский транспортный коридор, Кабмин В.Януковича рассматривал возможность создания нефтетранспортного коридора Киркук (Ирак) - Трабзон (Турция) - МНТ «Южный», который также предусматривает использование нефтепровода «Одесса – Броды» в прямом режиме.

Однако, после возвращение к власти премьер-министра Юлии Тимошенко, тема аверса данного маршрута была отодвинута на далекую перспективу. На все призывы действующего президента о возвращении к первоначальному формату использования нефтепровода, правительство ссылалось на отсутствие контрактов на транспортировку и покупку каспийской нефти.

По мере того как маршрут «Одесса – Броды» оставался больше политическим проектом, его реализация продвигалась очень медленно. Однако в 2008 г. этим проектом заинтересовалась одна из влиятельнейших финансово-промышленных групп – «Приват». В 2004-2007 гг. данная ФПГ выстроила неформальную вертикально-интегрированную нефтяную компанию, в состав которой входили два небольших нефтеперерабатывающих завода в Западной Украине – НПК «Галичина» и Надвирнянский НПЗ, а также крупнейшая нефтедобывающая компания страны – «Укрнафта», добывающая около 3 млн. тонн сырья в год. Перерабатывающие мощности группы и наличие ресурсов нефти были сбалансированы до того времени пока «Приват» не позарился на крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие страны – Кременчугский НПЗ. Отстранив от оперативного управления российских инвесторов, группа оказалась отрезанной от источников российской нефти. Для того, чтобы подержать работу завода, она вынуждена была перебросить на него сырье «Укрнафты», оставив свои западно-украинские предприятия фактически без нефти.

В условиях острого дефицита нефти группа «Приват» стала активно продвигать идею разворота движения нефти по «Одесса – Броды» в прямом режиме. Это позволит ей загрузить каспийской нефтью свои западные предприятия, а ресурсы «Укрнафты» направить на Кременчугский НПЗ. Основным препятствием на пути реализации этих планов стоит нынешнее правительство, которое настаивает на целесообразности реверсного режима роботы нефтепровода. Вразумительного объяснения этому озвучено не было, однако большинство экспертов называют две причины: личный конфликт с акционерами группы «Приват» и желание продемонстрировать лояльность к российским интересам в преддверии президентской кампании. Сама Юлия Тимошенко называла аверсное использование нефтепровода «сговором главы Секретариата Президента Виктора Балоги с бизнесменом Игорем Коломойским».
Очевидно осознавая, что единственный сторонник прямого использования названного маршрута - действующий президент - останется при власти не долго, «Приват» активизировала продвижение данного проекта. Заинтересован в возобновлении дискуссии по этой теме и сам В.Ющенко, который получает возможность публично демонстрировать пророссийскую позицию премьера.

В последнее время президент в очень резкой форме начал требовать неотложного принятия правительством решения о переведении нефтепровода «Одесса-Броды» в первоначальный режим его использования - аверсный. Поскольку Кабмин продолжает игнорировать эти пожелания, Виктор Ющенко готов прибегнуть к более жестким мерам. В частности, 13 мая он сообщил, намерен материализовать свое требование в форме Указа, подлежащего беспрекословному выполнению, который и был подписан уже 14 мая. Президент Украины также заметил, что 9 апреля 2009 года Президент Азербайджана в очередной раз заявил о готовности азербайджанской стороны осуществлять поставки каспийской нефти для нужд украинского и европейского рынков, в том числе и о готовности предоставить нефть для технологических потребностей по запуску нефтепровода в аверсном режиме.

Таким образом, некогда один из самых перспективных нефтепроводов в Украине сегодня снова становиться заложником политических и корпоративных конфликтов. Вместо того, чтобы провести открытый публичный диалог с властями и предложить прозрачную схему эксплуатации нефтепровода «Одесса-Броды», группа «Приват» продолжает вести кулуарные игры, что автоматически повышает кофликтогенность данного вопроса. В свою очередь, украинские власти вместо отстаивания национальных интересов пытаются выжать из подобных проектов политические дивиденды. Такая ситуация длиться уже пять лет, и ни одна из сторон не желает замечать, что данная модель взаимоотношений не приносит пользы никому.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!