Ставка на металл

Публікації

Несмотря на общий кризис в стране и боевые действия на Донбассе, компания "Азовмаш" продолжает активно работать, привлекая внутренние и экспортные контракты. И если на рынке вагонов ситуация остается сложной, то продажи металлургического оборудования холдинг может снова нарастить.

В конце августа холдинг "Азовмаш" заключил сразу два контракта на поставку засыпных аппаратов для домен обоих основных метпредприятий ИСД – Алчевского МК (АМК) и Днепровского МК им. Дзержинского (ДМКД). Для первого будет изготовлен агрегат диаметром 5 м и массой 43,3 тонн, для второго – диаметром 4,8 м на 38,75 тонн.

Кроме того, в мариупольской компании сообщают, что несколько ранее входящее в нее ПАО "Азовобщемаш" отправило засыпной аппарат диаметром 5 м на МК "Азовсталь", а сейчас изготавливает для этого МК бесконусное загрузочное устройство (будет применено при капремонте ДП № 4). С металлургами Украины, России и дальнего зарубежья активно ведется дальнейшая предконтрактная работа по поставке засыпных аппаратов.

Вопреки обстоятельствам

Работает "Азовмаш" и по другим контрактам, несмотря на сложную ситуацию в регионе и стране. Так, заканчивается изготовление опорного кольца конвертера емкостью 350 тонн для кислородно-конвертерного цеха "Азовстали", которая ранее получила корпус данного конвертера. Изготавливается опорное кольцо конвертера емкостью 160 тонн для Мариупольского МК им. Ильича, корпус 350-тонного конвертера для группы "Северсталь" (РФ). Наряду с этим в 2014 году "Азовмаш" отгружал готовую продукцию российскому Новолипецкому МК, в Венгрию, Индию, Алжир.

Вопреки трудностям на рынке ж/д вагонов, продолжается и разработка новых моделей подвижного состава. В частности, весной ММК им. Ильича начал подконтрольную эксплуатацию полувагонов новой модели 12-1905 с грузоподъемностью 75,5 тонн и объемом кузова 90 куб. м на инновационных тележках модели 18-1711 с осевой нагрузкой 25 тонн. Изделия созданы Головным специализированным КБ вагоностроения им. В.М. Бубнова, входящим в "Азовмаш".

А летом рынку была представлена новая ж/д цистерна для сжиженных углеводородных газов модели 15-1780-05 с улучшенными технико-экономическими параметрами и грузоподъемностью 55 тонн. Ранее в 2013 приазовские машиностроители начали серийный выпуск нового типа цистерн для химических грузов, новых моделей крытого вагона с теплоизоляцией, вагона-термоса, хопперов различного назначения. "При сегодняшней неблагоприятной конъюнктуре вагонного рынка только создание подвижного состава повышенной грузоподъемности позволяет вести эффективную маркетинговую работу. При этом мощная база технического переоснащения дает возможность быстро перестраиваться на серийное изготовление новых типов грузовых вагонов", – отмечает гендиректор ПАО "Азовмаш" Игорь Карапейчик.

Посильные перспективы

Экономисты подтверждают: многопрофильность номенклатуры и вертикальная интеграция (включая металлургию, вагонное литье) входят в число принципиальных конкурентных преимуществ холдинга. Известно, что, кроме металлургического оборудования и вагонов, он производит подъемно-транспортную, в том числе различные краны, горнорудную, топливозаправочную технику и др. Кроме того, в числе плюсов отраслевой аналитик Владимир Пиковский называет расположение в портовом районе, территориальную близость к зарубежным рынкам сбыта, долгосрочные деловые отношения с крупными потребителями. Неудивительно, что почти 90% продукции предприятия идет на экспорт, а само оно оценивается независимыми источниками в 700-800 млн долл. даже в условиях системного кризиса в стране. Рентабельность в 2013, согласно корпоративной отчетности, составила 5%.

Последняя цифра актуальна в свете возможной приватизации компании: в августе Фонд госимущества включил контрольный пакет (50%+1 акцию) ПАО "Азовмаш" в приватизационный список на этот год. Специалисты полагают, что стремление Кабмина почти любой ценой получить деньги для дефицитного госбюджета и кризисной экономики может привести к продаже госдоли в холдинге по сниженной цене. Эксперт по экономической политике Виталий Кулик допускает реализацию госпакета за 50-70 млн грн., что в десятки раз меньше реальной рыночной капитализации.

С этим допущением согласны и другие экономисты: президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко не исключает поспешных теневых схем при разгосударствлении этого и других привлекательных активов (например, Одесского припортового завода, оставшихся госакций облэнерго, а в будущем – подразделений НАК "Нафтогаз Украины", "Укрзализныци"). И добавляет, что получить контроль над крупным и эффективным машиностроительным холдингом были бы заинтересованы многие игроки мирового уровня. "Не хотелось бы, чтобы это означало передел собственности по результатам смены власти в стране. А такие поползновения сегодня есть. Они способны навредить не только отдельным предприятиям, но и целым отраслям, всей экономике", – говорит аналитик.

Пока же "Азовмаш" продолжает работать в нынешней критической обстановке. В.Кулик отмечает: в ближайшей перспективе на деятельность компании будут влиять такие позитивные факторы, как восстановление глобального металлопроизводства (в 2014 ожидается рост на 3,1%, в 2015 – еще на 3,3%) и возможная в следующем году относительная нормализация отношений Киева с Москвой.

Если же последнего не произойдет, то под угрозу ставится ключевой сбытовой вектор холдинга, и это было бы крайне нежелательно. В 2013 из-за политико-торговых конфликтов с россиянами его продажи вагонов уже упали на 32%, до 10471 штук (в стоимостном выражении – на 38%, до 5536,6 млн грн.). А итоги-2014 в сложившейся обстановке даже трудно себе представить. В то же время прошлогоднее сокращение реализации подвижного состава удалось отчасти компенсировать ростом продаж металлургического оборудования на 28,8%, до 418,3 млн грн. Предприятие продолжает активно действовать на данном рынке и может снова увеличить доход с него вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам. Особенно если не помешают военные действия и новое ухудшение общей ситуации в стране.

Максим Полевой

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Посудомоечная машина: мифы и реальность

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢