Ответный ход Нафтогаза

Публікації

Премьер Арсений Яценюк решил не уступать российскому лидеру Владимиру Путину и "Газпрому". В глобальной игре на стол лег самый убедительный козырь – вопрос платы за транзит российского ресурса. Через пару лет, когда будет построен обходной газопровод "Южный поток", цена этого аргумента полностью обнулится. Но сейчас у главы украинского правительства есть все шансы дожать Кремль. Чего ранее никому в Киеве сделать не удавалось.

Напомним, что после распада СССР длительное время плата за транзит российского газа и его цена для Украины были взаимоувязаны. При этом бросается в глаза разница в украинских и европейских тарифах. Например, со второй половины 1990 годов и до Оранжевой революции 2004 года стоимость прокачки в ЕС, которую получала госкомпания "Укртрансгаз", составляла 1,094-0,77 долл./тыс. куб. м на 100 км. Тогда как европейским операторам за транспортировку россияне платили по 1,5-2 долл.

В этой связи вспоминается заявление лидера КПУ Петра Симоненко о том, что главным источником коррупционных доходов высшего руководства Украины за все годы независимости оставалась газовая труба. То есть имеется в виду, что с согласия украинских премьеров и президентов в договор официально забивалась сумма, заведомо меньшая рыночной, а часть возникающей маржи доплачивалась на счета чиновников. В выигрыше от такого подхода был "Газпром", который экономил на транзите и получал больше прибыли. Не в обиде были и причастные к схеме киевские чиновники. Только государство Украина и его народ оставались в проигрыше, но это никого не беспокоило.

Теперь же схеме пришел конец. Кабинет министров Украины с 3 сентября своим постановлением № 510 ввел государственное регулирование тарифов на газовый транзит и утвердил новую методику расчета этих тарифов, рекомендованную Еврокомиссией. Она предусматривает две базовые цены: на входе в украинскую ГТС и на выходе из нее. Исходя из них, высчитывается полная стоимость прокачки. При этом цена в точке выхода имеет две составляющие. Первая исчисляется в денежной форме с учетом тарифов в точке выхода и объемов транспортировки. Вторая – в натуральном выражении объемов газа, необходимого для обеспечения технологических затрат на прокачку и с учетом нормативных потерь для точки выхода.

Принятый Кабмином временный порядок устанавливает тариф для ключевой точки входа российского газа в украинскую ГТС "Суджа 1400" на уровне 14,16 долл./тыс. куб. м, а тариф для ключевой точки выхода "Ужгород" – 31,3 долл./тыс. куб. м. Для обеспечения производственно-технологических расходов газа и с учетом нормативных потерь взят коэффициент 3,33% от объема протранспортированного газа. По оценке директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, переход на эту методику приведет к повышению транзитных тарифов на 15-20%.

Для сравнения: в соответствии с контрактом, заключенным по инициативе тогдашнего премьера Украины Юлии Тимошенко, стоимость транзита в 2009 году составила символических 1,7 долл./тыс. куб. м, в 2010 – 2,04 долл., в 2012 – 3,08-3,12 долл., на I квартал 2014 – 2,73 долл. Это может служить подтверждением тезиса о наличии в такой низкой цене так называемого отката, или коррупционной составляющей. Факт остается фактом: даже сейчас, после прямой привязки в 2009 цены прокачки в ЕС к стоимости газа для Украины, транзитные тарифы для "Укртрансгаза" остаются примерно в два раза ниже европейских, как отмечал ранее эксперт по вопросам энергетики Александр Нарбут.

Министр энергетики Украины Юрий Продан подчеркнул, что принятие новой методики расчета транзитного тарифа и передача полномочий по его регулированию непосредственно КМУ являются юридическим основанием для пересмотра контракта на транзит между "Нафтогазом" и "Газпромом". Понятно, что платить дороже по новой формуле в Кремле не горят желанием. Но что там могут противопоставить требованию по пересмотру договорных отношений в сфере транзита? Напомним, плавающая цена российского ресурса для Украины порой даже превышает европейские расценки "Газпрома". Поэтому ставить ребром вопрос о пересмотре такой нерыночной и неадекватной ситуации – законное право "Нафтогаза".

Почему этого не делала предыдущая киевская власть? Очевидно, не хотели сердить российского лидера, до последнего надеялись на его возвращение к прежним посредническим схемам с участием швейцарского газотрейдера RosUkrEnergo или его клона. Теперь же нынешнему правительству А.Яценюка особо терять нечего: все равно украинская экономика не в состоянии дальше платить за российский газ по существующим тарифам и при такой "вилке" с оплатой транзита. Кроме того, по факту подача газа для Украины из РФ все равно прекратилась с июня. То есть испортить отношения между сторонами еще больше, чем сейчас, уже невозможно.

Опять же ЕС от газопровода "Южный поток" в обход Украины не отказался, "Газпром" также полон решимости реализовать этот проект. И уже в 2016 данная проблема полностью утратит актуальность: поскольку если нет транзита через украинскую ГТС, то и вопрос его оплаты исчезает сам собой. Так что времени для размышлений у официального Киева практически не осталось. Но ЕС надо как-то пережить предстоящий отопительный сезон 2014-2015 в условиях, когда основным транзитером остается украинская труба. И следующий, 2015-2016, – тоже. Поэтому именно сейчас у "Нафтогаза" осталась последняя возможность быть услышанным. Как в Москве, так и в Брюсселе.

Более того, кажется, это уже произошло. "Газпром", для возобновления поставок Украине настаивавший на немедленной уплате 2 млрд долл. в счет погашения долга за прошлый отопительный сезон, неожиданно согласился уменьшить эту сумму до 1,454 млрд долл., как ранее и предлагала украинская сторона. Произошло это 13 октября, после того как 10 октября были опубликованы постановление КМУ о введении госрегулирования в сфере транспортировки газа по магистральным трубопроводам и связанное с ним поручение "Нафтогазу" начать переговоры с "Газпромом" о пересмотре контракта на транзит.

Д.Марунич в комментарии МинПрому выразил мнение, что "Газпром" не согласится на предложение украинской стороны о пересмотре действующего контракта на транзит. Он напомнил, что его положения сейчас оспариваются в арбитражном трибунале Торговой палаты Стокгольма наряду с основным контрактом на поставку газа для Украины. "Я думаю, что они будут ждать решения суда по данному вопросу либо внесудебного урегулирования, а до этого ничего менять не станут. Если правительство РФ завтра объявит, что газ для Украины должен стоить 1000 евро/тыс. куб. м – это же не значит, что мы будем покупать его по такой цене", – спрогнозировал Д.Марунич.

Вместе с тем он отметил, что требование пересмотра условий транзита может стать аргументом давления на "Газпром" в ходе нынешних украинско-российских газовых переговоров при участии ЕС. "Но может ли это напугать "Газпром", я не готов сказать", – подчеркнул эксперт. Он отметил, что, по некоторым данным, цена прокачки через украинскую ГТС уже сейчас несколько выше, чем через обходной газопровод "Северный поток" – для той же Чехии, например. "Поэтому вряд ли "Газпром" согласится на пересмотр контракта, они будут ждать решения из Стокгольма", – предположил глава Института энергетических исследований.

Независимый эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский полагает, что принятие КМУ постановления о госрегулировании тарифов на транспортировку газа по магистральным трубопроводам и поручение "Нафтогзазу" о новых переговорах является элементом давления на "Газпром" в той дискуссии, которая сейчас ведется об условиях возобновления поставок в Украину. Он также напомнил, что, в соответствии с действующим украинско-российским контрактом на транзит, его условия могут быть пересмотрены по обоюдному соглашению сторон в ходе переговоров либо путем разбирательства в стокгольмском арбитраже.

"20 дней дается, чтобы уведомить контрагента, и 45 дней – на переговоры. Если не договорились – вперед в Стокгольм. Поэтому "Газпром" на пересмотр контракта не пойдет", – спрогнозировал В.Землянский. Он также отметил, что ответный ход "Нафтогаза" не заставит "Газпром" пойти на новые уступки. "Евросоюз и Россия предложили Украине уже несколько вариантов решения газовой проблемы", – напомнил В.Землянский. По его мнению, прекращение украинско-российского газового спора может быть обеспечено только на высшем уровне. "Все зависит от того, когда и как договорятся Порошенко и Путин", – резюмировал эксперт.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢