kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Промышленность не хочет подниматься

22.05.09
размер текста:

Восстановление отечественной промышленности продлилось недолго. Наметившийся в феврале-марте позитивный тренд снова сменился на нисходящий уже в апреле. Это свидетельствует о том, что Украина пока еще так и не нащупала «дна» своего экономического падения. Учитывая, что апрель традиционно является одним из самых благоприятных периодов для экономики, летние перспективы Украины в этом году выглядят крайне пессимистично.

Заявления правительства о якобы начавшейся стабилизации национальной промышленности оказались преждевременными. Апрель продемонстрировал, что падать еще есть куда. За предыдущий месяц объемы промышленного производства сократились на 31,8% в сравнении с апрелем 2008 года, что оказалось даже худшим показателем, чем в предыдущие месяцы. Напомним, что в марте падение промпроизводства составляло 30,4%, в феврале - 31,6% по отношению к соответствующему месяцу 2008 года. И только в январе, когда Украина полмесяца праздновала Новый год и Рождество, а промышленность остановилась из-за перебоев с поставками газа, падение промышленности было большим, чем в апреле - 34,1%.
Из-за столь негативных апрельских показателей, позитивная динамика восстановления украинской промышленности, которая как бы наметилась в феврале и продолжилась в марте, снова обвалилась вниз (-4,8% апрель против марта).

Динамика промышленного производства, месяц к предыдущему месяцу

Данные: Госкомстат

Сложившаяся ситуация лишила правительство весьма популярного лозунга о «первых положительных тенденциях» в экономике. На самом деле, промышленность продолжает двигаться вниз во всех измерениях, и автоматически тянет за собой все остальные базовые отрасли экономки. Ситуацию усугубляет тот факт, что апрель традиционно является более активным месяцем, чем март. Напомним, в марте по сравнению с февралем промпроизводство нарастили практически все отрасли, кроме деревообрабатывающей промышленности (спад на 2,5%). Более всего тогда увеличили производство химическая и нефтехимическая промышленность (на 20,6%), пищевая промышленность (на 12,8%), производство кокса увеличилось на 13,5%. Такие показатели дали основание Минэкономики говорить о пресловутом достижении «дна» падения украинской промышленности.

Как показывает практика, вне зависимости от общего экономического фона, в апреле ситуация в Украине традиционно выглядела лучше, чем в марте. Этому способствовали активизация строительства, сырьевых рынков, и авторынка, которые являются локомотивами украинской экономики. Тем не менее, в этом году все ключевые отрасли отечественной промышленности в апреле продемонстрировали спад (в сравнении с мартом): добывающая промышленность – на 2,2%, металлургия - 7,1%, машиностроение – 2,5%, химия – 1,4%. Наибольшее падение зафиксировано в производстве и распределении воды, газа и электроэнергии – 20,4%.

Особенно зависима украинская промышленность от металлургического производства, на которое в докризисный период приходилось около трети всего промышленного производства и около 45% экспорта. Однако, в этом году ситуация и прогнозы развития рынка металлопродукции крайне пессимистичны. К слову, за январь-апрель 2009 года выплавка стали сократилась на 39% (до 8,96 млн тонн) проката – на 35% (до 8,524 млн тонн) и чугуна – на 36% (до 7,845 млн тонн). В апреле по сравнению с мартом текущего года все показатели имели отрицательное значение.

Единственным положительным сигналом в апреле можно назвать рост производства неметаллургической минеральной продукции на 6,5%, что обусловлено сезонной активизацией строительных работ, а также рост производства кокса и продуктов нефтепереработки - на 6,2%. Последняя тенденция стала возможной благодаря девальвации гривны, в результате чего увеличился ценовой ресурс конкурентоспособности национальной продукции, а также росту спроса на ГСМ со стороны аграриев, которые в апреле проводили весенние полевые работы.

Таким образом, объемы промышленного производства в сравнении с соответствующим периодом 2008 года уже шестой месяц подряд стабильно держатся возле значения 70%. В апреле текущего года данный показатель составил 68,2% против апреля 2008 г. Фактически кризис обвалил украинскую промышленность почти на треть, что является одним из самых худших показателей в мире и самым худшим среди стран СНГ.

Это в очередной раз подтверждает факт крайней уязвимости украинской экономики к международным финансово-экономическим проблемам. Очевидно, что с 30% спадом национальная промышленность в этом году будет двигаться до сентября этого года. Только с осени сравнительная база предыдущего года окажется настолько узкой, что создастся иллюзия о восстановлении экономики. Учитывая, что это случится перед выборами, нынешние власти хором заговорят о начале выхода из кризиса, хотя в сравнении с докризисными объемами промышленного производства – это будет скорее началом экономической депрессии.


 


Комментарии
комментариев: 1
14:26 | 02.06.2009
рпрпрп
А Госкомстат предательски молчит ... :(

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!