kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Промышленность не хочет подниматься

22.05.09
размер текста:

Восстановление отечественной промышленности продлилось недолго. Наметившийся в феврале-марте позитивный тренд снова сменился на нисходящий уже в апреле. Это свидетельствует о том, что Украина пока еще так и не нащупала «дна» своего экономического падения. Учитывая, что апрель традиционно является одним из самых благоприятных периодов для экономики, летние перспективы Украины в этом году выглядят крайне пессимистично.

Заявления правительства о якобы начавшейся стабилизации национальной промышленности оказались преждевременными. Апрель продемонстрировал, что падать еще есть куда. За предыдущий месяц объемы промышленного производства сократились на 31,8% в сравнении с апрелем 2008 года, что оказалось даже худшим показателем, чем в предыдущие месяцы. Напомним, что в марте падение промпроизводства составляло 30,4%, в феврале - 31,6% по отношению к соответствующему месяцу 2008 года. И только в январе, когда Украина полмесяца праздновала Новый год и Рождество, а промышленность остановилась из-за перебоев с поставками газа, падение промышленности было большим, чем в апреле - 34,1%.
Из-за столь негативных апрельских показателей, позитивная динамика восстановления украинской промышленности, которая как бы наметилась в феврале и продолжилась в марте, снова обвалилась вниз (-4,8% апрель против марта).

Динамика промышленного производства, месяц к предыдущему месяцу

Данные: Госкомстат

Сложившаяся ситуация лишила правительство весьма популярного лозунга о «первых положительных тенденциях» в экономике. На самом деле, промышленность продолжает двигаться вниз во всех измерениях, и автоматически тянет за собой все остальные базовые отрасли экономки. Ситуацию усугубляет тот факт, что апрель традиционно является более активным месяцем, чем март. Напомним, в марте по сравнению с февралем промпроизводство нарастили практически все отрасли, кроме деревообрабатывающей промышленности (спад на 2,5%). Более всего тогда увеличили производство химическая и нефтехимическая промышленность (на 20,6%), пищевая промышленность (на 12,8%), производство кокса увеличилось на 13,5%. Такие показатели дали основание Минэкономики говорить о пресловутом достижении «дна» падения украинской промышленности.

Как показывает практика, вне зависимости от общего экономического фона, в апреле ситуация в Украине традиционно выглядела лучше, чем в марте. Этому способствовали активизация строительства, сырьевых рынков, и авторынка, которые являются локомотивами украинской экономики. Тем не менее, в этом году все ключевые отрасли отечественной промышленности в апреле продемонстрировали спад (в сравнении с мартом): добывающая промышленность – на 2,2%, металлургия - 7,1%, машиностроение – 2,5%, химия – 1,4%. Наибольшее падение зафиксировано в производстве и распределении воды, газа и электроэнергии – 20,4%.

Особенно зависима украинская промышленность от металлургического производства, на которое в докризисный период приходилось около трети всего промышленного производства и около 45% экспорта. Однако, в этом году ситуация и прогнозы развития рынка металлопродукции крайне пессимистичны. К слову, за январь-апрель 2009 года выплавка стали сократилась на 39% (до 8,96 млн тонн) проката – на 35% (до 8,524 млн тонн) и чугуна – на 36% (до 7,845 млн тонн). В апреле по сравнению с мартом текущего года все показатели имели отрицательное значение.

Единственным положительным сигналом в апреле можно назвать рост производства неметаллургической минеральной продукции на 6,5%, что обусловлено сезонной активизацией строительных работ, а также рост производства кокса и продуктов нефтепереработки - на 6,2%. Последняя тенденция стала возможной благодаря девальвации гривны, в результате чего увеличился ценовой ресурс конкурентоспособности национальной продукции, а также росту спроса на ГСМ со стороны аграриев, которые в апреле проводили весенние полевые работы.

Таким образом, объемы промышленного производства в сравнении с соответствующим периодом 2008 года уже шестой месяц подряд стабильно держатся возле значения 70%. В апреле текущего года данный показатель составил 68,2% против апреля 2008 г. Фактически кризис обвалил украинскую промышленность почти на треть, что является одним из самых худших показателей в мире и самым худшим среди стран СНГ.

Это в очередной раз подтверждает факт крайней уязвимости украинской экономики к международным финансово-экономическим проблемам. Очевидно, что с 30% спадом национальная промышленность в этом году будет двигаться до сентября этого года. Только с осени сравнительная база предыдущего года окажется настолько узкой, что создастся иллюзия о восстановлении экономики. Учитывая, что это случится перед выборами, нынешние власти хором заговорят о начале выхода из кризиса, хотя в сравнении с докризисными объемами промышленного производства – это будет скорее началом экономической депрессии.


 


Комментарии
комментариев: 1
14:26 | 02.06.2009
рпрпрп
А Госкомстат предательски молчит ... :(

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!