kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Мировой автопром: конкуренты делят американский пирог

26.05.09
размер текста:

Одним из самых ощутимых последствий нынешнего финансово-экономического кризиса станет кардинальная смена центров мировой автоиндустрии. США, которые доминировали в данной отрасли на протяжении столетия, сегодня теряют не только рынки сбыта, но и корпоративный контроль над своими предприятиями. Уже в этом году большую часть активов американских корпораций будет распродано, а сами они из гигантов мировой автомобильной промышленности превратятся в региональных игроков.

Финансово-экономический кризис крайне неравномерно ударил по мировому автопрому. Наиболее пострадавшими оказались американские корпорации, которые до последнего времени являлись лидерами по количеству производимых и продаваемых автомобилей. Двое из «большей тройки» автопроизводителей США - Chrysler и General Motors де-факто являются банкротами. В начале мая Chrysler признал этот факт и официально, подав в суд соответствующую заявку.

Изначально правительство США намерено было самостоятельно решить проблему, влив в компанию дополнительную ликвидность. Однако проблемы американского автопрома уже давно вышли за рамки финансовых и переросли в технологическую отсталость в сравнении с конкурентами. В связи с этим возникает риск, что дополнительное финансирование позволило бы только отсрочить крах компании, но не решило бы ее системные проблемы.

Очевидно, что выход из кризиса для Chrysler невозможен без переориентации ресурсов на производство более экономичных машин. Однако, как оказалось, американские компании не обладают необходимыми технологиями, поэтому для реализации программ технологического развития, необходимо привлекать иностранного инвестора, имеющего соответственный опыт.

Главным претендентом на эту роль на данный момент называется итальянская компания Fiat, которая готова предоставить собственные разработки. За передачу технологий производства более экономичных машин итальянцы получат 20% акций новой корпорации. В будущем эта доля может достигнуть 35%.

Осознавая, что американский автопром находится в глубоком кризисе, Fiat решил оттяпать себе как можно большую часть активов. Помимо предприятий Chrysler итальянцы замахнулись на европейские заводы General Motors. Некогда крупнейший мировой автопроизводитель сегодня распродает свои предприятия для того, чтобы расплатиться по своим долгам. Наиболее привлекательной частью американского гиганта в ЕС является подразделение Opel, на долю которого приходится около 80% от общего объема годовых продаж GM. Кроме того, к владениям американцев относятся шведский Saab, британский Vauxhall и несколько других более мелких предприятий.

Формально решение по европейскому подразделению General Motors еще не принято. Помимо итальянцев поучаствовать в торгах намерена и российская группа ГАЗ в консорциуме со Сбербанком РФ и канадским производителем комплектующих Magna. Шансы россиян на победу невелики, поскольку собственник группы ГАЗ Олег Дерипаска сейчас и без того с трудом рассчитывается по долгам в других сферах своего бизнеса. Ко всему прочему, европейские регуляторы очень насторожено относятся к проникновению на свою территорию российского капитала, что является одним из определяющих факторов результативности сделки. Очевидно, что ЕС более заинтересован в объединении местного автопрома под руководством европейской компании.

Таким образом, Fiat имеет наиболее высокие шансы выступить таким объединяющим звеном, хотя для создания видимости конкуренции, некоторое время будет держаться определенная интрига. В случае успешной реализации проекта, итальянская компания может стать вторым после Toyota автопроизводителем в мире, и крупнейшим в ЕС, обойдя по объемам Renault/Nissan, и Volkswagen.

Что же касается General Motors, то компания объявила о радикальном плане реструктуризации своего бизнеса. Кроме своих европейских активов, она в ближайшем будущем также намерена продать свой контрольный пакет в третьем по величине автопроизводителе Южной Кореи «GM Daewoo», где американцам принадлежит 51%.

В конечном итоге, распродав большую часть своих активов, американская компания планирует развивать бизнес на территории США, сконцентрировавшись на четырех основных брендах: Chevrolet, Cadillac, Buick и GMC. От бренда Pontiac она собирается избавиться уже к концу 2010 года, а по Saturn и Hummer будет найдено решение не позже конца 2009 года. К слову, к концу 2010 года в США число дилеров компании сократится более чем на 2 600, или 42%. Компания также сократит 21 тыс. своих сотрудников, до 40 тыс., а количество заводов GM к концу 2010 года в США уменьшится с 47 до 34.

Из бывшей «большей тройки» американских автогигантов единственной уцелевшей компанией пока что остается Ford. Она изначально проводила более гибкую политику, что позволило ей встретить кризис более подготовленной, нежели остальные американские автопроизводители. Ford заранее избавился от ресурсоемких подразделений, производящих большие, дорогие и неэкономичные авто. В 2007 г. на фоне автомобильного бума, он продал Jaguar и Land Rover, не только избавив себя от убытков, но и выручив хорошие деньги.

Еще одним продуманным шагом стало активное развитие в 2004-2008 гг. производства малолитражных и энергоэффективных моделей, популярность которых возрастает по мере удорожания топлива и сокращения доходов населения. Однако, даже этой компании, чтобы выровнять финансовое положение придется продать часть своих предприятий. Наиболее вероятным претендентом, очевидно, будет Volvo, чрезмерно обремененная долгами и проигрывающая борьбу конкурентам. Кроме того, для оптимизации деятельности Ford намерен максимально сократить свои расходы на разработку новых моделей и унифицировать модельный ряд. Очевидно, это поможет решить тактические задачи компании, однако такая политика является залогом того, что рано или поздно она может оказаться в ситуации, в которой сейчас оказались ее американские конкуренты.

Таким образом, одним из последствий финансово-экономического кризиса станет крах американского автопрома, остававшегося до этого символом экономического могущества США, а бывший крупнейший мировой автопроизводитель General Motors не попадет даже в первую тройку компаний. При этом большая часть активов бывших автогигантов перейдет под контроль европейских инвесторов, которые имеют шанс стать новым центром мирового автомобилестроения, который будет противостоять экспансии низкокачественных, но дешевых китайских автомобилей.

 


Комментарии
комментариев: 1
16:44 | 27.05.2009
test
test

загрузка...


Статьи
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.
17.03.17, Максим Полевой
Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.
10.03.17, Максим Полевой
На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.
06.03.17, Ярослав Ярош
Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс". Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта.
02.03.17, Игорь Воронцов
Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!