Алюминий приказал долго жить

Публікації

Флагман украинской цветной металлургии, Запорожский алюминиевый комбинат – прекращает свое существование официально. По словам его бывшего генерального директора (ныне – главы ликвидационной комиссии) Александра Котюка, холдинг "Русский алюминий" не видит перспектив дальнейшего присутствия на алюминиевом рынке Украины.

По его словам, критическая для алюминиевой отрасли экономическая ситуация в Украине, рост цен на энергоносители и потеря внутреннего рынка сбыта алюминиевой катанки утвердили руководство ХК "Русал" во мнении об экономической нецелесообразности дальнейшей инвестиционной деятельности в производство алюминия в Украине. Это совпадает с тезисом, изложенным в опубликованном на днях отчете российского холдинга за 2014 год.

В нем отмечается, что в 2015 "Русал" не планирует перезапускать плавильные мощности на ранее остановленных заводах. При этом холдинг указывает, что его средняя цена реализации алюминия в 2014 году составила 2219 долл./тонн и это на 3% больше, чем в 2013. Между тем ранее руководство как ЗАлКа, так и "Русала" утверждало, что себестоимость производства алюминия в Запорожье составляет 2-2,2 тыс. долл.

Таким образом, как минимум 2 последних года ЗАлК мог работать безубыточно для собственников. А заодно платить налоги в местный и государственный бюджеты Украины, обеспечивая занятость населения. Другое дело, что холдинг стремится поддержать высокие отпускные цены, уменьшая предложение алюминия на мировом рынке. И с этой целью закрыл большинство своих зарубежных заводов, дав максимальную загрузку для российских. То есть ситуация с ЗАлКом наглядно опровергает тезис сторонников вступления Украины в Таможенный союз о том, что только так можно спасти украинскую промышленность от уничтожения, которое неминуемо несет евроинтеграция.

Стоит напомнить, что ранее в Запорожской облгосадминистрации уверяли, что для алюминиевого комбината можно найти инвесторов. Но предприятие простаивает вот уже 3 года (имитация его работы за счет отделения катанки – не в счет), а обещанного инвестора все нет. И даже не было намеков на его появление – например, в виде due diligence предприятия. Теперь же окончательно понятно, что его и не будет: производственное оборудование с ЗАлКа частично вывезено "Русалом" на Николаевский глиноземный завод, частично – порезано на металлолом. Точка невозврата пройдена и февральское заявление А.Котюка – всего лишь констатация вполне очевидного факта.

Между тем негативного сценария на ЗАлКе можно было избежать с учетом того, что принадлежащий "Русалу" НГЗ продолжает успешно работать – вопреки критической ситуации в экономике Украины и многолетней недальновидной экономической политики украинского правительства, о которой говорят А.Котюк и руководство российского холдинга. Так, по итогам 2014 план по выпуску глинозема в Николаеве выполнен на 101,9%. И все предыдущие кризисные годы НГЗ работал с полной загрузкой мощностей. Секрет его успехов прост: идеальное расположение с точки зрения логистики. Гораздо выгоднее прямо возле порта перерабатывать поступающие на морских балкерах африканские бокситы, чем транспортировать их по железной дороге в Сибирь на тот же Ачинский глиноземный комбинат.

Физические объемы перевозок насыпного груза в таком случае гораздо меньше – а значит, меньше и себестоимость плавки алюминия на сибирских заводах "Русала". Между тем в 2010-2013 годах правительства целого ряда развивающихся стран приняли решения, обязывающие иностранные горнодобывающие компании экспортировать продукцию с более высокой добавленной стоимостью, а не просто сырье. Например, власти Индонезии теперь разрешают экспорт никелевой руды только при условии, что ее часть будет перерабатываться внутри страны. И той же французской корпорации Eramet пришлось выделить 6 млрд долл. на строительство ГОКа и гидрометаллургического завода по рафинированию никеля на острове Хальмахера.

Очевидно, что ничего не мешало пойти аналогичным путем и украинским властям – тем более, что им даже не требовалось ломать голову над изобретением велосипеда, достаточно было воспользоваться готовым рецептом индонезийских коллег. А именно – заставить "Русал" перерабатывать часть николаевского глинозема в Запорожье. Например, 50%. На остальные 50% ввести льготную экспортную пошлину. А все, что идет выше этой квоты – облагать таможенными сборами по тройной и более ставке. Вот и появился бы у российских алюминщиков прямой стимул сохранить в работе плавильные мощности в Запорожье.

Между тем действия украинского правительства в отношении "Русала" позволяют подозревать его в подыгрывании интересам холдинга в ущерб государственным. Например, из-за нерасторопности Фонда госимущества Украины, Министерства инфраструктуры и Администрации морских портов Украины НГЗ в 2014 удалось на 15 лет продлить аренду Днепро-Бугского порта за теперь уже символическую (с учетом произошедшей девальвации) плату – 1 млн грн. в год. Чем вызвана такая неповоротливость госструктур – вопрос более чем интересный и ответ на него не исключает наличие коррупционной составляющей. Тоже самое можно сказать и о действиях Генеральной прокуратуры Украины, с 2008 года добивавшейся возврата в госсобственность 68% акций ЗАлКа – вместо того, чтобы заставить его владельца в лице "Русала" выполнить своии инвестиционные обязательства по модернизации и развитию комбината.

Также стоит отметить, что история с ЗАлКом больше, чем отдельно взятый черный эпизод для украинской промышленности. Предприятие стало первой ласточкой второй волны деиндустриализации национальной экономики. Предыдущая, напомним, прошла в 1990-х после распада СССР. Тогда прекратили существование десятки заводов в сфере ВПК, заводов сельхозмаша, легкой и пищевой промышленности, судостроения. Сейчас под вопросом дальнейшая судьба предприятий украинского авиастроения, крупного потребителя алюминиевой продукции. Одно из ведущих предприятий украинского тяжелого машиностроения, мариупольское объединение "Азовмаш", прекратило работу год назад и там также ведется порезка оборудования на металлолом, как отмечает донецкий губернатор Александр Кихтенко.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

13 Травня 2024

Anglo American вдруге відхилила пропозицію BHP про купівлю компанії

ЄС остаточно схвалив торговельний безвіз для України

АМКР у квітні збільшив виплавку сталі на 90%

Через війну великі контейнерні лінії не пускають свої судна до портів України

Експорт арматури із США у березні знизився на 43,1%

У квітні на експорт залізницею відправили 7 млн тонн вантажів

Зима буде складною, труднощі з електропостачанням можуть бути й влітку – Міненерго

Бразильська CSN отримала в I кварталі майже 100 млн дол збитків

З початку року бізнес отримав майже 36 млрд грн пільгових кредитів

Через руйнування росіянами енергетики потрібно вирішувати питання збуту вугілля – Плачков

Китай продовжив антидемпінгові мита на імпорт з нержавіючої сталі

Мінекономіки презентувало каталог індустріальних парків

Сьогодні Україна імпортує рекордний обсяг електроенергії

Діючий тариф на світло не покриває вартість його виробництва – експерт

Moody’s: попит на сталь в Індії перевищить попит у Китаї

Чинна нормативна база дає змогу УЗ продавати брухт без жодних обмежень – експерт

ВСІ НОВИНИ ⇢