kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Долгий ящик Жеваго

02.03.15
размер текста:

24 февраля компания Ferrexpo Константина Жеваго завершила частичный обмен своих еврооблигаций 2011 года выпуска на новые бумаги с более удаленным сроком погашения. Процесс обмена прошел не столь гладко, как изначально задумывалось, но и не столь плохо, как для компании с активами в стране, балансирующей на грани дефолта.

Финансовая отсрочка

В 2011 году Ferrexpo выпустила еврооблигаций на 500 млн долл. Полностью расплатиться по ним компания должна была до апреля 2016 года. Благодаря проведенной реструктуризации, часть этой долговой нагрузки удалось перенести на 2018-2019 годы. Согласно сообщению Ferrexpo на веб-сайте Лондонской фондовой биржи, на рефинансирование ценных бумаг согласились 43% держателей. Это даже не половина, как рассчитывали у Константина Жеваго. Но и такой процент позволяет Ferrexpo высвободить более 160 млн долл. на ближайший год.

Свое предложение по поводу реструктуризации горнорудная компания огласила впервые 19 января текущего года. Впоследствии ее условия трижды корректировались по срокам и в сторону большей привлекательности для инвесторов. Очевидно, переговоры с держателями шли довольно туго, раз приходилось постоянно подкидывать дополнительные коврижки. В итоге кредиторы Ferrexpo рассредоточились по двум лагерям. Несогласные с реструктуризацией остались со старыми облигациями на руках (в целом на сумму 285,669 млн долл.) – эмитент должен расквитаться с ними на прежних условиях.

Те же, кто согласился, сейчас получат живыми деньгами только 25% от ранее оговоренных выплат, то есть 53,6 млн долл. А остальная часть долга конвертируется в новые евробонды с более высокими годовыми (10,375% вместо 7,875%), но со сроком погашения в 2018-2019 годах. Суммарный объем новой эмиссии – 160,724 млн долл. Это и есть те средства, которые Ferrexpo приберегла до лучших времен. Или же для того, чтобы вложить в проекты развития.

В любом случае компания получила теперь более ровный график погашения своих долговых обязательств, в котором, кстати, около половины всех сумм приходится как раз на обеспечение евробондов. До сих пор пиковая нагрузка должна была упасть на 2016 год, когда Жеваго понадобилось бы вернуть всем своим кредиторам примерно 700 млн долл. Теперь же он растянул этот процесс на 3-4 года, с более плавной амплитудой выплат.

Тем не менее комментировать, насколько удовлетворительными были результаты реструктуризации облигаций, в Ferrexpo отказались. Вероятно, все же ждали большего. Стоит отметить, что минувшей осенью украинский финансовый сектор еще не достиг нынешнего дна, и это давало несколько больше возможностей для маневров на фондовом рынке. Жеваго замешкался, а ситуация усугубилась. 13 февраля агентство Fitch опустило суверенный рейтинг Украины до переддефолтного уровня – СС. Поэтому особо уповать на благосклонность держателей облигаций Ferrexpo не приходилось. Хорошо уже и то, что новым бондам компании Fitch присвоило рейтинг на пункт выше, чем национальный, – ССС.

Рудная прибавка

Чтобы воодушевить инвесторов, руководству Ferrexpo пришлось всячески демонстрировать, что, несмотря на внутриукраинские невзгоды и длительное падение мировых цен на руду, компания продолжает развиваться. Так, в январе прозвучало заявление о планируемом увеличении объемов производства окатышей в 2015 году почти на 10% – с 11 до 12 млн тонн годовых. В феврале же было сообщено о запуске на Полтавском ГОКе двух новых и третьего модернизированного участков флотационной доводки железорудного концентрата. Это позволит повысить качество конечного продукта (окатышей) и, соответственно, и просить за него более высокую цену.

Как утверждают в Ferrexpo, теперь ГОК будет выпускать окатыши исключительно с содержанием железа более 65%, а также сможет производить DRI-окатыши – для циклов прямого восстановления железа. Капиталовложения в обновленную флотацию составили 199 млн долл. Примерно во столько же оценивается чистая прибыль компании за прошедший год (официально она пока объявляла финансовые результаты только за три первых квартала и тогда прибыль составила около 150 млн долл.).

Аналитики компании Eavex Capital ожидают, что в 2015 году показатель прибыльности у Ferrexpo упадет ниже 100 млн долл. на фоне дальнейшего сокращения объемов продаж – с 1,34 до 1,06 млрд долл., и EBITDA уменьшится с 464 млн долл. до 256 млн долл. Не спасет ситуацию даже вполне реальное увеличение объемов производства и сбыта. Причина – в дальнейшем снижении цен на руду. В 2014 году стоимость ЖРС в мире обвалилась на 47%. Но это еще не предел. Преимущественное число аналитиков прогнозируют дальнейшее плавное пикирование – разночтения только в масштабах. Например, эксперты UBS, Standart & Poors и Citigroup говорят о снижении цен в пределах 10%, в "Укрпромвнешэкспертизе" опасаются, как бы не упасть ниже 20%.

Начало текущего года рудные цены встретили где-то у отметки 70 долл./тонн для сырья с содержанием 62%Fe. В отчете Eavex Capital прогнозируется их снижение до 64 долл./тонн в 2015 году и до 60 долл./тонн в 2016 году. Правда, цены Ferrexpo предположительно будут стоять несколько выше среднего по рынку из-за более высокого качества ЖРС. Но важнее другое: даже при такой неблагоприятной конъюнктуре компания Константина Жеваго не должна сработать в минус. Ведь вниз движутся не только цены на руду, но и себестоимость ее добычи. По крайней мере, на Полтавском ГОКе. Так если в 2012-2013 годах она достигала 60 долл./тонн, то в 2014 опустилась до 46 долл./тонн, а в 2015 ожидается еще ниже – 37,6 долл./тонн.

Благодаря этому преимуществу, Ferrexpo вполне может рассчитывать и на удержание рубежей на традиционных рынках в Центральной Европе (Австрия, Германия, Чехия, Словакия), куда идет более половины ее экспорта, и на укрепление в сравнительно новых для сбыта регионах. В частности, 2014 год оказался прорывным для компании в Японии, куда она увеличила объемы отгрузок вдвое, став вторым по объемам поставщиком окатышей в Страну восходящего солнца и заняв 12% тамошнего рынка.

Впрочем, успех в Японии сопровождался постепенным ослаблением позиций Ferrexpo в Китае, где выдерживать конкуренцию становится все сложнее. Еще одной неприятностью для Константина Жеваго стало заметное сужение в 2014 году турецкого рынка, чьи металлурги активно переключились на закупку в Украине лома и чугуна вместо ЖРС. Зато надеждой опять одарил дунайский вектор. В 2015 году ожидается увеличение загрузки венгерского меткомбината Dunaferr и возможное возобновление работы сербского комбината в Смедерево.

Стоит отметить, что Ferrexpo имеет не только достаточно диверсифицированный портфель контрактов, более половины из которых долгосрочные, но и три взаимозаменяемых пути транспортировки своей продукции – в вагонах через западную границу, в баржах по Дунаю и в крупнотоннажных судах через терминал "ТИС-Руда" в Южном. Последний маршрут в прошлом году использовался особенно активно. В 2014 компания загрузила здесь 22 судна типа Capesize грузоподъемностью в 170 тыс. тонн. Это рекордный показатель за всю ее историю. И это дополнительно убеждает, что в нынешних украинских реалиях рудный бизнес Константина Жеваго выглядит достаточно устойчивой конструкцией, в отличие, например, от банковского.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 1
07:57 | 02.03.2015
Гость из РФ
Показатель на что может рассчитывать Украина проводя реструктуризацию. Многи кредиторы просто от неё откажутся, а перенос на 3-4 года как раз выпадет на время погашения кредитов МВФ по новой программе.

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!