kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


В общей колее

12.06.09
размер текста:

Россия и Евросоюз построят новый железнодорожный коридор, который свяжет восток и запад.

Международный проект объединит несколько стран: Россию, Украину, Беларусь, Словакию и Австрию. Договор о реализации проекта представители железнодорожных ведомств стран-участниц подписали 29 мая в Сочи. Встреча прошла в рамках IV Международного железнодорожного бизнес-форума.

Протяженность нового железнодорожного полотна составит 575 км. Его проложат от границ Украины до Вены, столицы Австрии. Планируется, что в Австрии и Словакии будут построены распределительные центры, где груз с вагонов будет перегружаться на автомобильный транспорт и следовать далее в пункт назначения.

По предварительным оценкам, стоимость возведения такого железнодорожного пути в Европу оценивается в 3-4 млрд долл. Инвестиции будут разделены между непосредственными участниками проекта, однако доля вклада каждой из сторон пока не определена. Для подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) участники собираются создать совместное предприятие (СП), которое со временем может получить полномочия по строительству самой дороги. Предполагается, что в уставный капитал СП стороны внесут по 1,5 млн евро. На эти средства будет разработано ТЭО проекта. Подготовительная работа будет завершена в течение текущего года. СП будет привлекать частных инвесторов для финансирования строительства на условиях долевого участия.

Кроме того, к этому времени участники проекта должны определиться, насколько экономически целесообразно продлевать широкую колею именно до Вены, а также сопоставить альтернативные маршруты, в частности через Венгрию также до Вены.

Новая железная дорога соединит железнодорожные системы Центральной Европы с регионами Транссибирской магистрали и привлечет грузопоток на маршрут Азия – Россия – Центральная Европа. До сих пор железнодорожное сообщение между Европой и Азией было усложнено тем, что у стран двух регионов – разная ширина колеи. Во всех государствах СНГ, Балтии, Финляндии и Монголии ее размер равен 1520 миллиметров, тогда как европейский стандарт – 1435 миллиметров.

Сейчас составы, отправляющиеся из России в Европу, на украинской и белорусской границах меняют колеса. Это дополнительное время и финансовые затраты. Перевозки по новой ж/д магистрали, шириной 1520 мм, станут быстрее, дешевле и будут более конкурентоспособны в сравнении с автомобильным транспортом. Именно автомобили были главным наземным транспортом, который перевозил грузы в Европу. Продлить колею широкого стандарта выгоднее, чем прокладывать европейскую «железку», ведь таким образом ЕС будет иметь единое сообщение с Дальним Востоком, Китаем и Центральной Азией.

Проект был одобрен на самом высоком уровне. «В Словакии проект получил политическую поддержку, официальное разрешение на создание совместного предприятия было дано и нашим правительством, а именно министром транспорта и премьер-министром страны»,- сказал во время подписания договора о реализации проекта директор государственной компании «Железные дороги Словацкой республики» Стефан Глинка.

Железнодорожный «Шелковый путь»

Реализация совместного проекта для Украины и России имеет и важный политический подтекст. Это тот случай, когда экономические выгоды и здравый смысл возобладали.

«Транспортный коридор - это та конструкция, где полностью сбалансированы интересы не только железных дорог, но и экономик тех стран, которые они обслуживают, – заявил в Сочи президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Поэтому никаких политических разногласий при его обсуждении не было. Остался только вопрос: кто будет владеть новым коридором? Мы считаем, что те, кто инвестирует в эту железную дорогу, должны ею и владеть, отвечать за ее функционирование и эффективность возврата средств. Если этот консорциум четырех стран состоится, то он будет инвестировать в развитие этой дороги, и эти государства будут получать доходы в виде налогов, увеличения числа рабочих мест, в виде развития экономик».

Для Украины участие в этом проекте – это, прежде всего, увеличение транзита через свою территорию. По словам генерального директора «Укрзализныци» Михаила Костюка, ожидается, что после запуска проекта в строй объемы ж/д перевозок увеличатся в 4-5 раз. В 2008 году объем транзитных грузов по железной дороге составил 80 млн тонн. В связи с экономическим кризисом и сокращением производства в большинстве стран мира, грузовые перевозки сократятся на 30-40%. В пресс-службе «Укрзализныци» заявили, что увеличение транзита на железной дороге благодаря созданию единой колеи, будет обеспечено за счет переориентации части грузовладельцев с морских маршрутов на железную дорогу. Несмотря на то, что морское сообщение грузовладельцам обходится дешевле, по железной дороге окажется быстрее.

Новый «Шелковый путь» может снова возродиться. Именно товары из Китая, через Россию по новой железной дороге планируют поставлять в Центральную Европу. Помимо прибыли, которую в перспективе получат страны - участницы, у этого проекта есть еще одна важная составляющая - экологическая. Железнодорожный транспорт - один из самых экологически чистых видов передвижения. Возведение нового коридора разгрузит пропускные пограничные пункты от многокилометровых автомобильных очередей, а, следовательно, сократит выброс выхлопных газов в атмосферу.

Пробовали. Не получилось.

Нельзя не упомянуть о людях, скептически относящихся в данному проекту. Еще в Советском Союзе предпринимались попытки соединить железнодорожное сообщение с Европой и построить колею единого стандарта. Однако вскоре от этой идеи отказались, так как покрыть всю Европу невозможно и все равно придется менять колеса или в Австрии или Словакии. Бывший министр транспорта уже независимой Украины Георгий Кирпа вынашивал идею оборудования вагонов поездов специальными задвижными системами колес, которые за несколько минут перестраивались бы на нужную колею. Кирпа даже писал на эту тему диссертацию, но довести до конца начатое дело не успел.

Проблема унификации железнодорожного полотна сегодня — одна из главных в мировой транспортной системе. Но пока переходить на единый стандарт никто не спешит. Так как единовременно заменить много тысяч железных километров — слишком дорого. Ведь даже внутри Европы одновременно существуют разные стандарты колеи. В некоторых странах успешно сосуществуют и «стандартные европейские», и «ирландские», и «метровые» варианты. Эта проблема отчасти решается с помощью строительства высокоскоростных магистралей: у них колея везде одного размера. Для стран СНГ запуск сверхскоростных магистралей пока не недоступен, поэтому проект единого полотна с Европой выглядит единственной альтернативой.



 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.
17.03.17, Максим Полевой
Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.
10.03.17, Максим Полевой
На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.
06.03.17, Ярослав Ярош
Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс". Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта.
02.03.17, Игорь Воронцов
Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!