Против лома нет приема?

Публікації

Недальновидная экспортная политика Кабинета министров лишает Украину значительной части валютной выручки. Это ведет к обесцениванию гривны по отношению к доллару и новым спиралям гиперинфляции в виде увеличения числа нулей на ценниках в магазинах, аптеках и т.д. Последствия отражаются прежде всего на малоимущих.

Сказать, что Украина находится в глубоком кризисе – значит ничего не сказать. В публичных выступлениях представители власти поясняют нынешнюю плачевную ситуацию исключительно противостоянием российской военной агрессии на Донбассе. Однако принимаемые правительством решения свидетельствуют, что на самом деле далеко не все можно списать на войну. Имеет место и непродуманность действий, и откровенный узкоотраслевой лоббизм в ущерб общенациональным экономическим интересам.

Наглядный пример – положение дел в горно-металлургическом комплексе. Это экспортно-ориентированная отрасль, дающая стране порядка 10% всего ВВП и 25-27% валютной выручки. Без всякого преувеличения ее можно назвать становым хребтом украинской экономики. Из-за негативных тенденций на внешних рынках ГМК Украины длительное время находится на спаде. Объемы выплавки стали и выпуска металлопроката снижаются с 2013 года. В том числе и в текущем году.

По итогам января-июня производство стали сократилось на 27% к аналогичному периоду 2014 года, до 11,254 млн тонн, проката – на 28%, до 9,793 млн тонн. При этом экспорт металлопродукции из Украины за январь-май сократился на 40,7%(!), до 3,5 млрд долл. То есть за указанный период на 2,402 млрд долл. зашло меньше валюты в страну. Для сравнения: золотовалютные резервы Нацбанка по состоянию на 1 июня составляли 9,918 млрд долл. Так что цена вопроса вполне серьезная.

Как это отражается на курсе гривны? Очень просто: раз валюты стало меньше, значит, она стала дороже. Ну, а к каким последствиям, в том числе в социальной сфере, приводит обесценивание гривны, все украинцы узнали начиная с прошлого года, когда обменный курс обвалился с 8 до нынешних 24 грн./долл. Коротко говоря, все мы сразу стали беднее в три раза.

Как реагирует на кризис в ГМК правительство? Вряд ли эту реакцию можно назвать адекватной. И если невозврат НДС более чем на 8 млрд грн. в целом по отрасли еще хоть как-то, с большой натяжкой, но все же можно объяснить тяжелой ситуацией в госфинансах, то решение Министерства экономического развития и торговли расширить до необъятных размеров квоту на экспорт металлолома не поддается никакому логическому осмыслению.

Так, еще 17 апреля Минэкономторг своим приказом №381 утвердил баланс заготовки и потребления лома черных металлов на внутреннем рынке на 2015 год. В соответствии с документом, разрешается экспорт 1,25 млн тонн лома, что является наибольшим показателем за последние 10 лет. На рекордный объем экспорта чиновники вышли, исходя из предположения, что при этом заготовка лома составит 5,5 млн тонн.

Однако сама жизнь опровергает эти расчеты. Исходя из данных статистики за январь-июнь, в годовом измерении за 2015 ломосбор будет никак не выше 4,5 млн тонн. И уже в I полугодии дефицит лома на внутреннем рынке составил 436 тыс. тонн, по данным Федерации металлургов Украины. По ее оценкам, реальная потребность сталеплавильных заводов в металлоломе составляла 2 млн тонн, фактическая поставка была на уровне 1,6 млн тонн. При этом проэкспортировано 736 тыс. тонн лома, по данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза".

Таким образом, металлургические предприятия вдали от зоны АТО работали не с полной загрузкой либо вовсе простаивали не из-за обстрелов боевиками ДНР-ЛНР, а из-за элементарного отсутствия сырья. Которое в это время вывозилось на экспорт с легкой руки Минэкономторга. Между тем если весь вывезенный на экспорт лом загрузить в конвертеры, дуговые печи и мартены украинских заводов, они дополнительно могли бы дать 2 млн тонн стали, по подсчетам ФМУ.

Теперь о последствиях подобных решений. Общеизвестно, что для любой страны выгодным является экспорт готовой продукции, имеющей высокую добавленную стоимость. Именно поэтому во всех странах, кроме самых отсталых, вывоз сырья либо облагается заградительными пошлинами, либо блокируется различными методами нетарифной защиты: лицензированием, квотированием и т.д. В нашем случае получаем, что исходя из текущего уровня мировых цен от экспорта лома в Украину зашло не более 90 млн долл. Тогда как экспорт 2 млн тонн стальной продукции позволил бы дополнительно получить 800 млн долл.

Не слишком ли расточительной является подобная политика в условиях, когда валютные запасы страны находятся ниже критического уровня? И насколько это вообще соотносится со здравым смыслом? "Из-за системного дефицита сырья мы срываем сроки производства и теряем клиентов. Государство при этом теряет налоги, люди – рабочие места. А все вместе мы теряем будущее, превращаясь из высокотехнологичной страны в сырьевой придаток металлургов других стран", – подчеркнул генеральный директор трубно-колесной компании "Интерпайп" Олег Розенберг.

Заместитель директора ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Юрий Добровольский в комментарии МинПрому выразил мнение, что для металлургической отрасли вывоз лома на экспорт является негативным фактором. "Понятно, что на внутреннем рынке металлурги могут закупать лом дешевле, а так оно им обходится дороже и это влияет на их конкурентность. С другой стороны, представители ломозаготовительных компаний считают, и их точку зрения разделяют некоторые люди в правительстве, что сейчас у нас не так много статей валютного дохода, поэтому поступления от экспорта лома не будут лишними для страны. Поэтому тут есть конфликт интересов", – отметил он.

Глава комитета Верховной Рады по промышленной политике Виктор Галасюк подчеркнул, что наша страна, к сожалению, привыкла жить в роли сырьевой колонии. Доля перерабатывающей промышленности за последние 22 года сократилась с 43% до 13%, напомнил он. "В Польше этот показатель сегодня – 19%, в Чехии – 25%, в Китае 32%, даже в Беларуси – 27%. А сырьевая экономика без сильного национального производства – гарантия бедности, это известно из мирового опыта. Именно поэтому уровень благосостояния на душу населения в Украине в три раза ниже, чем в Польше, Чехии, Малайзии, и вдвое меньше, чем в Белоруссии", – сказал глава комитета ВР по промполитике.

По его словам, что касается экспорта металлолома, то на протяжении долгого времени в Украине отсутствует четкий механизм его планирования и рационального распределения между экспортерами и металлургами с учетом их реальных потребностей и, что немаловажно, экономических интересов государства и общества. В то же время бесконтрольный вывоз металлолома может оставить украинские компании без необходимых объемов сырья для выплавки стали. Впоследствии заводы будут вынуждены покупать дорогой импортный лом или же сокращать свои производства, увольнять сотрудников и т.д., подчеркнул В.Галасюк.

"Именно поэтому мной с коллегами по фракции Радикальной партии и коалиции внесен законопроект №2031а о поддержке металлургической отрасли. Предлагаемый в законопроекте механизм распределения металлолома учитывает не только интересы экспортеров и металлургов, но и перспективные объёмы сбора лома и выплавки стали. Такой комплексный подход позволить не затоварить страну лишним металлоломом и обеспечить должным объемом сырья отечественную металлургию. Поддержка отечественного производителя, создание новых рабочих мест, стимулирование экспорта готовой продукции, а не сырья, инновации в сфере деревообработки, металлургии, машиностроения, пищевой промышленности – такими должны быть настоящие проукраинские экономические приоритеты!", – резюмировал глава комитета ВР по промполитике.

В свою очередь, Федерация металлургов Украины обратилась к министру экономику Айварасу Абромавичусу, призвав его взять под личный контроль решение проблемы с обеспечением украинских металлургических предприятий стратегическим сырьем.

Также ФМУ просит министра поспособствовать созданию прозрачных условий экспорта металлолома, которые будут обеспечивать потребности украинских производителей.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢