Энергоатомный (не)распад

Публікації

Сферу украинской энергетики в обозримом будущем ожидает довольно крупное изменение. Оператор украинских атомных электростанций, НАЭК "Энергоатом", приблизился к воплощению давней задумки своего руководства – корпоратизации предприятия. Для "Энергоатома", согласно заявлениям руководства компании, это означает повышение инвестпривлекательности, а для государства – снижение долговой нагрузки. Однако в экспертной и рыночной среде бытует мнение, что госкомпанию посредством акционирования планируют отдать в частные руки. Что, впрочем, не совсем так.

Экспортные амбиции

Концепция корпоратизации предусматривает создание на базе унитарного госпредприятия акционерного общества со 100% государственной собственностью (в таком же формате уже много лет существует НАК "Нафтогаз Украины"), что позволит компании привлечь инвесторов. Да и совместные предприятия создавать с такой формой собственности значительно проще. К примеру, тот же НАК может размещать евробонды, таким образом привлекая дешевые кредитные средства на осуществление своих проектов. В случае распыления активов среди различных инвесторов держатели акций такой корпорации имеют возможность влиять на принятие решений в компании, однако в случае с НАЭК предполагается, что весь пакет акций уйдет государству. Ранее же ситуация была несколько иной. В 2013 году, согласно информации нашего издания, рассматривался такой подход – 60% акций владело государство, остальное же могло быть продано частной компании, которая выявила интерес к "Энергоатому".

Интересоваться есть чем. Компания управляет 15 энергоблоками в составе 4 атомных электростанций и входит в десятку крупнейших операторов АЭС мира. В свете же событий последнего года ее привлекательность возросла. Так, из-за кризиса с поставками угля на тепловые электростанции, и, как следствие, снижения выработки э/э генкомпаниями ТЭС на 22,4% за январь-сентябрь 2015 года (до 48,5 млрд кВт-ч), АЭС понесли существенную нагрузку для выравнивания существующего дефицита электроэнергии. Ранее доля атомной энергии в общем балансе редко превышала 45%. Так, в 2013 году за 9 месяцев этот показатель составил 43%, в 2014 – после начала угольного кризиса – 47%. Но сейчас ситуация изменилась в пользу атомщиков. Согласно данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в январе-сентябре 2015 при номинальном росте производства на 0,6%, до 64,2 млрд кВт-ч в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, АЭС произвели 55% всей электроэнергии в стране.

Более того, 15 июня 2015 года Кабинетом министров было принято распоряжение, которым дан старт реализации проекта "Энергомост "Украина – Европейский Союз", одним из участников которого является "Энергоатом". Суть проекта в том, что благодаря строительству направленной передачи украинские АЭС смогут экспортировать электроэнергию за рубеж и продавать ее на европейском рынке по весьма привлекательной цене. Так, по данным биржи European Power Exchange, в пиковые часы стоимость одного МВт-ч на бирже 5 ноября достигала 65 евро (1640 грн. по курсу НБУ). Продавая э/э в украинский энергорынок по установленным Национальной комиссией регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) тарифам, сейчас НАЭК получает 422,1 грн. за тот же объем продукции.

Предполагалось, что в проекте будет задействован один из энергоблоков Хмельницкой АЭС, и полученные средства компания потратит на достройку двух энергоблоков станции – Х3 и Х4. Достройка ХАЭС фактически является одной из приоритетных задач развития энергетики страны. Согласно Энергетической стратегии Украины с 2015 по 2030 год, НАЭК "Энергоатом" должна была ввести в эксплуатацию 9 энергоблоков и довести общее число действующих (с учетом сверхпроектной эксплуатации ряда энергоблоков) до 18. Выработка электроэнергии на АЭС к 2030 году должна достигнуть 160-165 млн кВт-ч в год, а ее доля в общем объеме вырабатываемой электроэнергии – 65-70%. Необходимость достройки энергоблоков связана с тем, что продленный срок эксплуатации двух энергоблоков Ривненской АЭС истекает в 2030 году, и к тому моменту будут необходимы замещающие мощности, которые смогут покрыть дефицит.

Впрочем, реализации проекта пока не суждено стартовать в полную силу. В сентябре 2015 года, отвечая на вопросы журналистов, президент НАЭК Юрий Недашковский отметил, что реализация экспорта электроэнергии в ЕС для "Энергоатома" не является первоочередной задачей из-за дефицита э/э внутри страны. Однако "Энергоатом" изучает возможность экспорта электроэнергии в Польшу и Венгрию со второго энергоблока Хмельницкой АЭС и намерен в декабре предоставить расчетную документацию на рассмотрение правительства. По словам Недашковского, возможный объем экспорта электроэнергии может составить около 7 млрд кВт/час в год.

Сейчас же компания, несмотря на свою операционную привлекательность, дешевые кредиты на постройку АЭС привлечь не может, и большинство займов получает либо от государственных банков, либо же под госгарантии. Так, в текущем году НАЭК привлек кредиты на 600 млн евро от Европейского банка реконструкции и развития и Европейского сообщества по атомной энергетике (Евратом) на реализацию Комплексной программы повышения безопасности энергоблоков. Фактически такие инвестиции НАЭК мог бы привлекать и для других проектов, но унитарная структура предприятия не дает это осуществить.

Неприватизационный момент

В корпоратизационной истории есть еще один существенный нюанс. Хоть и декларируется, что предприятие останется полностью государственным, эксперты отрасли все же высказывают опасения, что часть акций уйдет в частные руки. Впрочем, в части разгосударствления "Энергоатома" пока бояться нечего. О возможной приватизации компании заговорили еще в 2012, когда Министерству энергетики и угольной промышленности была поставлена задача корпоратизации атомного госмонополиста. Тогда многие эксперты отмечали, что такие манипуляции — первый шаг к приватизации энергогиганта. С того момента ни столь ожидаемой корпоратизации, ни приватизации не произошло. Впрочем, по словам президента НАЭК Юрия Недашковского, здесь наметились некоторые подвижки – в ближайшее время ожидается рассмотрение Кабинетом министров предложенного законопроекта по корпоратизации, что в скором будущем повлечет реформирование структуры энергокомпании. Приватизацию же в компании категорически отвергают.

Что же касается продажи, при внимательном изучении украинского законодательства получается, что "Энергоатом" достаточно защищен от разгосударствления. Так, согласно Закону Украины "О приватизации государственного имущества", запрещены к приватизации атомные энергоблоки, ядерные установки и предприятия, их эксплуатирующие. Пока это – заслон компании от возможных покушений. Впрочем, источники МинПрома в компании отмечают, что законопроектом по корпоратизации компании, который рассмотрит Кабмин, НАЭК будет дополнительно защищена от посягательств частных владельцев.

Да и с точки зрения финансов "Энергоатом" пока – не самая привлекательная компания, несмотря на общую стоимость активов в 160-170 млрд грн. Так, выйти на прибыльную деятельность атомщикам удалось только в текущем году. Как сообщило предприятие в системе раскрытия информации Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, в январе-сентябре 2015 года чистая прибыль НАЭК составила 1,301 млрд грн., тогда как аналогичный период 2014 года компания закончила с чистым убытком в 3,806 млрд грн., а чистый доход по сравнению с январем-сентябрем 2014 года возрос на 41,9%, до 23,494 млрд грн. Однако же в 2014 году финансовые показатели были далеки от идеала – энергокомпания тогда увеличила чистый убыток на 51,3% по сравнению с 2013 годом – до 6,494 млрд грн., при росте чистого дохода на 34,8%, до 23,238 млрд грн.

Одной из причин столь низких показателей является заниженный тариф на отпуск электроэнергии для АЭС – в данный момент самый низкий в Украине. Так, согласно постановлению НКРЭКУ, с 1 апреля компания получает 42,21 коп./кВт-ч. Для сравнения, для теплоэлектростанций эта цифра составляет в среднем 96,88 коп./кВт-ч – в зависимости от инвестиционной надбавки к тарифу. Столь низкая стоимость атомной электроэнергии не раз объяснялась чиновниками необходимостью удерживать среднюю стоимость тока на более низком уровне для того, чтобы не повышать цены для населения. Поэтому пока тариф не станет экономически обоснованным (то есть не выведет НАЭК в ощутимый плюс), на заинтересованность со стороны перспективных частных акционеров НАЭК вряд ли сможет рассчитывать. Да и Юрий Недашковский обнадеживает – для продажи НАЭК необходимо специальное правительственное постановление. Впрочем, если государству все же очень понадобятся деньги для закрытия дефицита бюджета, интересантов в покупке доли оператора АЭС будет достаточно, в частности, среди западных партнеров. Среди претендентов эксперты называют все крупные ядерные компании мира. Например, американскую Westinghouse или французскую Électricité de France (EdF). Но о покупке пока, как говорят в компании и что подтверждают эксперты, речь не идет.

Зависшие и зависимые

Еще на пресс-ланче во время Дня атомной энергетики в сентябре президент "Энергоатома" отмечал, что, помимо облегчения бюрократических процедур при создании совместных предприятий с другими контрагентами, а также поиска дополнительных инвестиций для развития проектов, корпоратизация НАЭК предусматривает и упрощение управления обособленными подразделениями внутри компаний, а также вывод непрофильных активов. Проще говоря, аутсорсинг. К таковым относятся разнообразные объекты социальной инфраструктуры, в обилии представленные, к примеру, в составе станций – поликлиники, центры культуры, санатории и подобные, имеющие косвенное отношение к атомной энергетике, институты.

Действительно, согласно проекту закона о корпоратизации "Энергоатома", который есть в распоряжении редакции МинПрома, предполагается, что объекты социальной инфраструктуры не войдут в уставный капитал новообразованного акционерного общества. Более того, к любым частям компании, которые не используются в хозяйственной деятельности компании, может быть применена норма о приватизации или их исключении из состава уставного капитала. Однако в Фонде госимущества уточнили, что пока никакой оценки непрофильных активов не проводилось.

Такая формулировка не на шутку задела профсоюз компании, ведь атомщикам негде будет отдыхать. В компании объясняют – сейчас ни один объект исключать из уставного капитала не собираются. "В общем законе о корпоратизации прописано, что некоторые объекты не будут включены в уставный капитал. Это касается объектов социальной инфраструктуры. Но в разработанном нами законопроекте предполагается, что все объекты будут включены. Это наша позиция", – отметил Юрий Недашковский на встрече с запорожскими атомщиками, которые не преминули поднять этот вопрос. В таком случае становится неясно, в чем же заключается изменение в управлении активами. Эксперты отмечают, что реформа объектов социальной значимости в НАЭК должна быть четко прописанной в программе, ведь в случае передачи таких компонентов на баланс местных бюджетов у органов самоуправления может просто не оказаться достаточно средств, дабы их содержать. Это, в свою очередь, может повлечь сокращения персонала. Если же непрофильные активы будут приватизированы, услуги, которые они оказывают "Энергоатому", могут существенно вырасти в цене. Поэтому НАЭК пока не спешит избавляться от социального груза.

Ситуация усугубляется тем, что новый закон о корпоратизации госпредприятий, предложенный Минэкономики, предусматривает мораторий на отчуждение любого имущества в течение процесса корпоратизации. А он может длиться достаточно немалый срок. Так, к примеру, китайская нефтяная компания CNPC прошла полный путь от унитарного предприятия до корпорации за 7 лет. Украинским же законодательством предусматривается минимальный срок в полгода, поэтому многие активы могут оказаться в подвешенном состоянии. Как эту проблему будут решать в главной атомной компании страны, также пока неясно – законопроект ответа на этот вопрос не дает.

Впрочем, экспертное сообщество считает, что, несмотря на многие нерешенные вопросы относительно и процесса управления активами, и процесса передачи кредитных обязательств, которые, согласно финотчету НАЭК за I полугодие-2015, составляют почти 28 млрд грн. и потребуют согласия кредиторов (ведь, по сути, юридическое лицо-держатель долга изменится), пока еще до конца не решены. Но подготовка к старту корпоратизации – уже огромный рывок. В "Энергоатоме" отмечают, что пока ожидают правок от Минэкономики, и законопроект может претерпеть еще ряд изменений. Да и сроки могут затянуться. Ведь обещанного три года ждут. Пока же компания в итоге получит акции, инвестиции и статус корпорации, а все возникшие проблемы, похоже, будут решать по мере их появления.

Любомира Ремажевская

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢