kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


С миру по нитке

28.06.09
размер текста:

Украинское правительство взяло твердый курс на увеличение внешнего долга, причем, весьма стремительными темпами. Несмотря на то, что работа миссии МВФ и без того проходит в Украине по ускоренному сценарию, Юлия Тимошенко намерена ходатайствовать об увеличении транша более чем на полмиллиарда долларов. Кроме того, премьер-министр попытается добиться выделения кредита на закачку газа в ПХГ и подготовку к Евро-2012. Однако во всех этих вопросах Кабмин столкнулся с рядом трудностей…

Запах денег


24 июня вся Украина с нетерпением ожидала возвращения миссии МВФ. Ведь от результатов работы миссии зависела судьба третьего транша кредита на сумму 3,2 млрд долл. Однако еще до прибытия миссии в Киев, многие эксперты прогнозировали ряд трудностей, из-за которых выделение третьего транша, скорее всего, будет отложено на неопределенный период. Подобная судьба, напомним, постигла и второй транш. В частности, в феврале Международный валютный фонд прекратил выделение второго транша, так как Украина неподобающе выполняла согласованные ранее стабилизационные мероприятия. Кроме того, правительство и президент никак не могли прийти к единому согласованному подходу для преодоления финансового кризиса. Поэтому данные обстоятельства стали причиной отсрочки выделения транша, который был получен Украиной только 8 мая.

Подобная ситуация может произойти и на этот раз. В частности, аналитики банка ING Bank Ukraine считают, что существует высокая вероятность того, что предоставление следующего транша будет отложено на несколько недель или месяцев. Несмотря на это, аналитики банка уверены, что МВФ предоставит Украине все транши, запланированные на этот год. Но для того чтобы получить очередной транш, правительству необходимо будет выполнить ряд требований Фонда. И правительство вынуждено будет пойти на компромисс в связи с отсутствием альтернативных источников финансирования дефицита бюджета и пополнения валютных резервов.

В то же время следует отметить, что с момента получения второго транша наше правительство еще не предприняло ни одного эффективного действия, зато четко просматриваются действия деструктивные. «Вполне резонно требовать от Украины осуществления дополнительных шагов в экономической политике в соответствии с требованиями МВФ. Кроме того, некоторые действия, такие как выполнение бюджета с параметрами, которые не соответствовали реальной экономической ситуации в этом году, или задержка и низкая прозрачность процесса государственной рекапитализации, могут помешать эффективности экономической политики», - говорится в аналитическом отчете ING Bank Ukraine.

Однако наиболее болезненным вопросом, который сможет воспрепятствовать получению транша, является стабилизация финансового состояния НАК «Нафтогаз». На сегодняшний день госкомпания продает газ по демпинговой цене, в то время как покупает ее по рыночной. Другими словами, «Нафтогаз» работает себе в убыток. А еще недавно премьер-министр Юлия Тимошенко рассказывала об оздоровлении Национальной акционерной компании. Аналитики ING Bank Ukraine подчеркнули: «Несмотря на то, что правительство недавно приняло решение об увеличении его акционерного капитала в четыре раза, до 24,1 млрд грн., огромный разрыв между ценой на приобретенный газ и ценой на газ, поставляемый населению, не позволит компании быть прибыльной. Таким образом, требование МВФ повысить тарифы на газ для населения до уровня безубыточности может привести к очередной дилемме для правительства, поскольку приближающиеся президентские выборы не позволят сделать это в 2009 году».

Абсолютно некорректными также являются планы правительства об увеличении объема транша. В частности, не добившись выделения третьего транша, правительство намерено просить МВФ об увеличении кредита с 3,2 до 3,8 млрд долл. «Согласно программе, очередной транш предусмотрен в объеме 3,2 млрд долл. Сейчас мы просим о том, чтобы пересмотреть его в сторону увеличения - до 3,8 млрд», — сообщил исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский. Вероятно, было бы более корректно сначала выполнить все требования МВФ, а уже после получения одобрения начать переговоры об увеличении объемов транша. По словам Уманского, все средства в случае получения транша необходимо направить в бюджет. «Но вопрос, сколько всего денег придет и сколько всего из них пойдет на финансирование дефицита, пока остается открытым», — подчеркнул он. Он также отметил, что МВФ ставит перед Киевом ряд условий, окончательный перечень которых будет подготовлен до приезда миссии Фонда. Более того, желание правительства увеличить объем транша совершенно не вяжется с нежеланием рассекретить данные по ВВП, пересмотреть бюджет, провести аудит «Нафтогаза» и удержаться от резкого снижения процентных ставок. Именно этого требует МВФ. В случае невыполнения требования, миссия может вернуться в Украину только в сентябре, а это грозит отечественным банкам усложнением в расчетах по внешним займам.

Для Украины денег нет

На этом финансовые ожидания нашего правительства не заканчиваются. Кабинет министров под руководством Юлии Тимошенко намерен был также привлечь средства для закачки газа в ПХГ. Однако председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу отказал премьер-министру Украины в предоставлении кредита на покупку российского газа. «У ЕС нет этих денег в бюджете. Проблема в отношении украинских возможностей заплатить за поставки газа из России - это не наша ответственность. Это мы должны обозначить достаточно четко. Мы не можем потратить бюджет сообщества, но мы посмотрим, могут ли другие сделать свой вклад. В настоящее время я не могу сказать что-либо более конкретно», - сказал Баррозу.

Также необычную заинтересованность в предоставлении кредита Украине для закупки российского газа уже несколько месяцев подряд проявляет российский премьер-министр Владимир Путин. Российская пресса активно уверяет общественность, что закачка газа в ПХГ необходима, прежде всего, для Украины. В частности, если Украина не закачает газ в подземные хранилища, то украинцы замерзнут этой зимой. Однако на это можно посмотреть и с другой стороны. В принципе, на сегодняшний день нехватка газа для Украины менее актуальна, чем сбыт газа для России по рыночным ценам. Веским доказательством данного предположения является критическое финансовое состояние самого «Газпрома». По сравнению с финансовым состоянием «Газпрома» положение «Нафтогаза» можно считать временными финансовыми трудностями. Именно поэтому Владимир Путин провел переговоры со всеми финансовыми институтами на предмет предоставления кредита Украине для газовых нужд. По его словам, ни один финансовый институт не согласился кредитовать Киев. Россия, по словам премьера, неоднократно обращалась за помощью к различным международным организациям в интересах Украины. Но ни одни переговоры не принесли положительных результатов. «Ответ был один: для Украины денег нет», - сказал Путин.

При этом он подчеркнул, что Россия будет действовать в отношении «Нафтогаза» в соответствии с действующим контрактом, намекая на штрафные санкции. «Сегодня, по открытым источникам, объем золотовалютных резервов на 1 июня составляет в Украине 27,8 млрд долл., это вполне достаточно для того, чтобы оплатить поставки российского газа. Я исхожу из того, что контрактная дисциплина будет полностью исполняться», - сказал Путин. Однако в словах Путина есть одна неувязка: сначала он говорит о закачке газа в ПХГ для транспортировки его в Европу, а в конце он говорит об оплате июньских поставок газа. В будущем, чтобы предохранится от спекуляций в газовых вопросах с российской стороны, по мнению экспертов, Украине необходимо будет принять единственное правильное решение, которое уже озвучивалось ранее. Весь газ, необходимый для нужд ЕС, следует оплачивать европейским государствам и компаниям на российско-украинской границе. Россия уже выступила против такого варианта. Однако для Украины подобный вариант станет победой в газовых войнах. Все вопросы будут решаться в один момент на российско-украинской границе. Тем не менее, наше правительство почему-то скорее готово выпросить денег на газовые нужды, чем добиться от России согласования данного вопроса.

Тем временем Украина продолжает наращивать внешний долг. Еще один вопрос недавно всплыл на повестке дня – кредит для проведения Евро-2012. В прошлом году Кабмин подчеркивал, что Украина сможет организовать проведение Чемпионата Европы по футболу за счет собственных средств. Однако на прошлой неделе вице-премьер-министр Иван Васюник заявил, что правительство намерено привлечь кредит у Китая на подготовку к проведению чемпионата. По его словам, общий объем кредита, который будет привлекаться под государственные гарантии, может составить несколько миллиардов долларов. Он отметил, что Украина готова уже в 2009 году привлечь кредит для строительства дорог для ЧЕ-2012 по футболу на сумму от 500 млн долл. до 1 млрд долл.
Хотя не так давно – в апреле текущего года наше правительство уже заявляло о намерении воспользоваться кредитом Всемирного банка в размере 400 млн долл. на 30 лет с пятилетним льготным периодом в рамках проекта «Улучшение автомобильных дорог и безопасности движения». По словам главы Укравтодора Вадима Гуржоса, 300 млн долл. должно быть направлено на реконструкцию участка дороги M-03 Киев-Харьков-Довжанский от Борисполя (Киевская обл.) до Лубнов (Полтавская обл.), еще 100 млн долл. - на улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автодорог государственного значения на аварийно опасных участках. И это притом, что Укравтодор уже взял кредит под государственные гарантии на сумму 6,5 млрд грн. Вероятно, прежде чем воспользоваться новым кредитом на строительство дорог, правительству следовало бы отчитаться за судьбу старых кредитов. Потому что деньги одалживаются и тратятся с немыслимой скоростью, результатов не видно, а правительству свойственно очень часто меняться.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 1
01:04 | 29.06.2009
egor
А дорога от Лубен до Решетиловки? Это же 100 км кошмара !!

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!