kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Нефть Коломойского

07.07.09
размер текста:

Вот уже несколько недель к ряду группа «Приват» генерирует большую часть новостей в нефтяной индустрии. Активность Игоря Коломойского в этом сегменте выросла с началом масштабного кризиса в черной металлургии и в сопутствующей подотрасли – производстве ферросплавов, которая до сих пор была флагманом империи «Приват». Судя по всему, сейчас группа вновь поставила на топливо – Коломойский как никогда раньше близок к осуществлению давней идеи – формированию собственной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) в Украине.

Недавно произошли сразу два неординарных события. Человек из «Привата» возглавил госкомпанию «Укртранснафта», управляющую нефтетранспортной инфраструктурой страны. А компания «Корсан», представляющая группу на Кременчугском НПЗ, купила спорный пакет акций «Укртатнафты», радикально повлияв на расклад сил в корпоративном конфликте на заводе. Усиление влияния «Привата» на обе структуры делает его ключевым игроком в украинской нефтянке. Ведь уже сегодня Игорь Коломойский с партнерами управляет крупнейшей добывающей компанией «Укрнафта», двумя малыми НПЗ в Западной Украине, сетью из полутора тысяч АЗС, а также морскими терминалами по перевалке нефти и нефтепродуктов.

Не захват, но назначение

События на «Укртранснафте» развивались стремительно и драматично. Стратегию развития нефтяного бизнеса Коломойского непосредственно воплощали два десятка бойцов в камуфляжной форме, которые утром 22 июня взяли под контроль офис госкомпании, расположенный на улице Артема. По расчищенному спецназовцами пути в здание проследовал новый руководитель компании Александр Лазорко, некогда – глава принадлежащего «Привату» НПК «Галичина», а с января этого года – заместитель председателя правления «Укртранснафты» Игоря Кирюшина. Последний попытался уволить Лазорко за три недели до описываемого инцидента, формальный повод для увольнения – «прогулы». Судя по всему, бывший шеф «Укртранснафты» загодя почувствовал угрозу, исходящую от подчиненного. Но решение Кирюшина не поддержали в материнской компании – «Нафтогазе», и даже наоборот, инициировали расследование деятельности руководителя «Укртранснафты».

Все говорило о грядущей отставке, но процедура увольнения менеджера такого уровня – длительная и сложная. Вот здесь и сработали действенные методы «Привата»: имея на руках решение о назначении себя и.о. предправления компании, Александр Лазорко силой занял свой новый кабинет. Рейдерским захватом произошедшее можно назвать с большой натяжкой, ведь санкционирован он был на самом высоком уровне. Интересно, что драматические события в центре Киева не нашли отклика ни в выступлениях премьер-министра Юлии Тимошенко, обычно резко реагирующей на попытки установить контроль над стратегическими активами со стороны бизнес групп, ни в словах профильных чиновников. Избежать серьезной огласки помогло назначение Игоря Кирюшина заместителем министра топлива и энергетики, что равносильно почетной отставке.

Управлять достаточно

Оперативное управление – конек «Привата». Достаточно управлять активом, генерирующим большой денежный поток, и вовсе не обязательно им владеть. Тому же «Газпрому» незачем получать украинские газопроводы в собственность, ему нужна всего лишь доля в управляющей компании (консорциуме), которая позволит влиять на их работу. Контроль над украинской ГТС – дело общеукраинского, и даже – общеевропейского масштаба. «Приват» получил контроль над нефтетранспортной инфраструктурой страны почти незаметно. А ведь до сих пор ни одной бизнес-группе не удавалось непосредственно управлять госкомпанией такого масштаба.

Контроль над нефтетранспортной инфраструктурой – это туз, которым можно крыть любую карту конкурентов. Во-первых, этот актив ценен сам по себе, поскольку генерирует немалый денежный поток (2 млрд грн. в 2008 году). Во-вторых, он дает возможность «Привату» манипулировать нефтяным ресурсом – прежде всего, нефтью, находящейся в трубе. Так, Одесса-Броды содержит 450 тыс. тонн российской нефти, которую вполне могут слить под предлогом закачки каспийского ресурса. Эта нефть – ценный ресурс для контролируемых группой нефтеперерабатывающих заводов. И, наконец, «Укртранснафта» - отличная разменная монета в многочисленных конфликтах «Привата» с государством или конкурирующими бизнес-группами. Таких конфликтных точек предостаточно: и «Укрнафта», и Кременчугский НПЗ, и контроль над розничной сетью ANP (находится в залоге у «Укрпромбанка», где введена временна администрация) и тому подобное.

То, что «Приват» умеет конвертировать «управление» в прибыли можно убедиться на многочисленных примерах, начиная от Никопольского завода ферросплавов и заканчивая «Укрнафтой» и «Укртатнафтой». Кстати, о последней.

Уже не миноритарий

Полтора года «Приват» управляет крупнейшим в стране нефтеперерабатывающим заводом в Кременчуге, владея при этом немногим более 1% акций «Укртатнафты». В прошлую субботу эта ситуация радикально изменилась: группа стала третьим крупнейшим собственником компании, выкупив спорный 18%-й пакет акций. Сама процедура длилась не более десяти минут. Единственным претендентом на покупку ценных бумаг выступала фирма «Корсан», которую представлял Геннадий Корбан – главный корпоративный технолог «Привата». Ни представители «Татнефти», владеющие в целом 28% акций, ни сотрудники «Нафтогаза» (43%), в торгах участия не приняли. И если татары, судя по всему, решили не принимать участие в конкурсе принципиально, надеясь продолжить борьбу за восстановление контроля над предприятием в судах и чиновничьих кабинетах России и Украины, то у НАКа просто не хватило денег на задаток в 303,5 млн грн. В госмонополии сослались на свою финансовую несостоятельность и необходимость длительного согласования затрат на уровне Кабмина.

Понятно, что было бы желание и такое согласование заняло бы минимум времени. Тем более что у НАКа оснований торговаться за эти акции еще больше, чем у «Привата». Если последний делает первый шаг к увеличению своей доли в «Укртатнафте», то «Нафтогаз» мог бы бороться за золотую акцию, которая дает возможность полностью восстановить влияние государства на Кременчугский НПЗ: нынешний пакет акций плюс 18% дает в сумме 61%. Этого достаточно для кворума на собрании акционеров, на котором меняется менеджмент. Причем при желании цена вопроса имела бы не ключевое значение. Ведь конечным получателем денег является сама «Укртатнафта», на балансе которой и числился спорный пакет, отсуженный у двух иностранных оффшорок – AmRuz и Sea Group, аффилированных с «Татнефтью». Понятно, что покупатель акций, который одновременно управляет компанией, сможет легко вернуть свои вложения, ведь платит он, по большому счету, сам себе.

Этим тезисом, судя по всему, и руководствовался «Приват», участвуя в организованном конкурсе по продаже 18%. Главной интригой торгов стала цена. Несмотря на то, что «Корсан» вполне мог купить акции по их номинальной стоимости (немногим более 100 млн грн.), заплатил он ни много ни мало – 2,1 млрд грн. К стартовой цене в полтора миллиарда в виду того, что конкуренции за акции не предполагается, аукционный комитет добавил еще 600 млн гривен. На вопрос, почему именно столько ответ организатором конкурса был недвусмысленным: «Два с лишним миллиарда больше, чем полтора». Тот факт, что, скажем, 3 млрд больше чем 2,1, а 4 больше, чем 3 в расчет не брался. Как мы уже говорили, цена имела второстепенное значение. Интересно, что если экстраполировать сумму, заплаченную за 18%, получим справедливую стоимость всей «Укртатнафты» в 1,5 млрд долл. или более миллиарда евро, что вполне сравнимо со стоимостью акций европейских НПЗ со скидкой на объемы переработки. Пусть эта стоимость получена искусственно, зато звучит красиво, что говорит о том, что Игорь Коломойский, если и выстраивает схемы, то красивые.

Перестав быть просто управляющим, но, став крупным акционером, группа «Приват» вероятно вскоре замахнется на более весомый пакет акций. Механизм борьбы за него пока смутный, но в общих чертах понятен. Прежде всего, Коломойский будет претендовать на долю татарских акционеров – «Татнефти» и министерства имущества республики Татарстан. Оснований для отчуждения их долей с юридической точки зрения достаточно. Ни «Татнефть», которая ни разу за все время существования совместного предприятия не поставила на него обещанные 8 млн тонн нефти в год, ни власти Татарстана, которые сейчас оспаривают права «Укртатнафты» на добывающее предприятие «Татнефтепром» (служил учредительным взносом в СП), своих инвестобязательств не выполнили. Это – основание для судебных разбирательств, а в таланте юристам «Привата» не откажешь. А, сложив свою нынешнюю долю с татарской частью, Коломойский получит необходимые ему 40%, которые позволят блокировать решения на любом собрании акционеров. Тем самым «приватовский» менеджмент «Укртатнафты» перестанет быть временным.

Так строится ВИНК

Итого, группа «Приват» за последние годы значительно усилила свое влияние во всех сегментах нефтяной индустрии. Группа уже выстроила четкую цепочку: от добычи нефти до ее переработки и реализации через собственную сеть АЗС. Для окончательной монополизации рынка группе не хватает совсем немного. Аверс Одесса-Броды загрузит западно-украинские заводы «Привата», сегодня простаивающие без нефтяного ресурса. Пассивность «Нафтогаза», который, похоже, не заинтересован в восстановлении своего влияния на «Укртатнафту», в итоге даст Игорю Коломойскому шанс окончательно закрепиться в Кременчуге. Бизнесмену останется разве что поставить своего человека в Антимонопольном комитете, чтобы вопрос о проявлениях монопольной власти на рынке и вовсе не поднимался.

Глеб Простаков

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!