kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


ЛОМовой заслон

05.02.16
размер текста:

Законодательная инициатива группы депутатов Верховной Рады о повышении экспортной пошлины на лом позволяет увеличить наполнение государственного бюджета и значительно улучшить ситуацию в металлургии, ключевой отрасли украинской экономики.

Жирная добавка к кризису

Итоги 2015 года украинские металлурги вряд ли могут записать себе "в плюс". Выплавка стали снизилась на 16%, до 22,94 млн тонн, чугуна — на 12%, до 21,88 млн тонн, выпуск проката сократился на 16%, до 20,02 млн тонн. В первую очередь это связано с кризисом перепроизводства в мировой металлургии и, как следствие, падением цен на металлопродукцию на всех региональных рынках. Например, экспортная стоимость стальной заготовки производства стран СНГ в черноморских портах в первой декаде февраля 2015 была 485-490 долл./тонн FOB, а почти через год, в середине января 2016-го — 250-255 долл./тонн, CIF Турция.

Повлиять на эти глобальные ценовые тренды в ГМК украинские власти, разумеется, не в состоянии. Однако негативные показатели 2015 года вызваны еще и внутренними проблемами, которые давно и легко можно было бы устранить — при наличии государственного подхода к управлению экономикой у руководства Минэкономторга и Кабинета министров в целом. Речь идет об обеспечении металлургических предприятий металлоломом. В 2015 году оно составило лишь 78% от потребности, по данным объединения "Металлургпром".

Это означает десятки тысяч тонн невыплавленного металла и готового проката. Достаточно сказать, что один только завод "Интерпайп сталь" в Днепропетровске из-за отсутствия лома суммарно простаивал 63 суток в 2015 году. Зато экспорт лома из Украины в 2015-м вырос на 30%, с 900 тыс. тонн до 1,21 млн тонн, что стало рекордным значением за последние 10 лет.

Почему так получилось? Все очень просто: еще при вступлении в ВТО официальный Киев обязался установить низкие пошлины на вывоз металлолома – 10 евро/тонн. При этом серьезно пострадали интересы украинских металлургов. Поскольку металлом считается стратегическим сырьем и во многих странах его экспорт вообще запрещен.

Среди них можно назвать Индонезию, Аргентину, Саудовскую Аравию, Казахстан и т.д. У нас же металлурги оказались никак не защищены после либерализации таможенной политики в отношении лома. А его между тем становилось все меньше. Если по итогам 2007 года, накануне вступления в ВТО, ломозаготовка в Украине составила 8,7 млн тонн, то в 2015-м — лишь 4,2 млн тонн. Это обусловлено рядом причин. Главная заключается в том, что резерв промышленного ломосбора, доставшийся в наследство от СССР, постепенно исчерпался.

Новый лом не образуется из-за почти полного отсутствия инвестиций в инфраструктуру: не меняются изношенные трубы водопроводных и канализационных сетей, конструкции мостов, оборудование в цехах и т.д. С каждым годом ситуация еще больше обостряется и за 2015 год дефицит металлолома в балансе предприятий "Металлургпрома" увеличился в 4 раза, до 855 тыс. тонн. Еще раз стоит подчеркнуть, что такой скачок произошел на фоне беспрецедентного роста экспорта лома.

Ему, в свою очередь, способствовали два фактора. Во-первых, из-за вышеупомянутого снижения цен на готовую металлопродукцию по цепочке дешевело и сырье: железная руда и лом. По данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза", в 2015 году средняя цена лома на внутреннем рынке снизилась на 32%, до 169 долл./тонн. В то время как его стоимость на внешних рынках оставалась выше: например, турецкие металлурги в декабре 2015-го были готовы покупать лом по 189 долл./тонн CFR.

В таких условиях у украинских ломотрейдеров появляется непреодолимый соблазн заключить экспортный контракт с турками — вместо того, чтобы везти собранный лом на местные метзаводы. И действительно, по таможенной статистике на Турцию приходится 78% экспорта лома из Украины. Остальные 22% идут на Молдавский метзавод в Приднестровье. Тамошние производители могут себе позволить закупку лома дороже, поскольку получают господдержку от властей непризнанной Приднестровской Молдавской республики.

Украинским металлургам о такой поддержке остается только мечтать. Наоборот, они в 2014-2015 годах имеют дело с постоянным увеличением тарифов на железнодорожные грузоперевозки, электроэнергию, с ростом фискального давления и ставок ренты за пользование недрами. Поэтому, естественно, не могут предложить ломозаготовителям лучшие условия, чем их привилегированные зарубежные коллеги.

Деньги в горящей печке

Предотвратить вывоз лома в объемах, угрожающих работе металлургической промышленности, можно было и нетарифными методами — за счет квотирования экспорта. Однако данная мера оказалась, мягко говоря, не совсем эффективной в украинских реалиях. Так, Минэкономторг Украины на 2015 год волевым решением зачем-то увеличил квоту на экспорт лома до 1,25 млн тонн — без учета реалий на рынке, не прислушавшись к доводам объединения "Металлургпром" и Федерации металлургов Украины.

Собственно, это и привело к возникновению ломодефицита на метзаводах и, как следствие, недозагрузке плавильных и прокатных мощностей. Чтобы исключить повторение такой ситуации в дальнейшем, 16 депутатов Верховной Рады от Радикальной партии и Блока Петра Порошенко предложили повысить пошлину на экспорт лома до 35 евро/тонн с нынешних 10 евро/тонн. Авторы законопроекта прежде всего напоминают, что бесперебойная работа предприятий ГМК — одна из составляющих национальной безопасности Украины в условиях проведения АТО.

Исходя из этого, ломообеспечение металлургов они вполне обоснованно считают государственным приоритетом. Кроме того, указывается, что сейчас при экспорте 1 тонны лома госбюджет пополняется на 290 грн. за счет уплаты пошлины. Тогда как при экспорте готовой металлопродукции, полученной из этого же лома, налоговые поступления составляют 2100 грн./тонн. Очевидно, что при такой арифметике экспортировать лом — то же самое, что топить камин денежными купюрами. Вместо того, чтобы купить на эти деньги дрова.

Конечно, если денег много и не знаешь, куда их потратить — такой вариант имеет право на существование. Но для Украины в нынешней ситуации, когда зарубежные кредиты превратились едва ли не в главный источник бюджетных доходов, подобный подход Минэкономторга представляется, мягко говоря, непозволительной роскошью. Между тем повышение пошлины на вывоз лома не только будет экономически стимулировать экспорт из Украины продукции с более высокой добавленной стоимостью, но и дополнительно принесет бюджетный доход как минимум в 500 млн грн. в год, подсчитали авторы законопроекта.

Они также обратили внимание на тот факт, что средняя зарплата в металлургии — одна из самых высоких в стране, среднемесячно 5833 грн. в 2015. "А это гарантированные налоговые поступления в бюджет и социальные фонды", — подчеркивается в пояснительной записке. К слову, какова средняя зарплата в ломозаготовительной отрасли — никто в правительстве сказать не берется. Сам премьер Арсений Яценюк неоднократно подчеркивал, что этот бизнес находится в "тени" и в значительной мере криминализирован. Поэтому о налоговых поступлениях здесь говорить даже как-то неловко.

Нет времени на раздумья

Международные рейтинговые агентства Fitch Ratings, Moody’s Investors Service, Standard&Poor's Financial Services дружно сходятся во мнении, что наступивший 2016 год едва ли окажется для мировой металлургии лучше, чем предыдущий. Роста цен на металлопродукцию не приходится ждать по тем же причинам, по которым его не было и в 2015-м — избыточные мощности никуда не делись. Что же касается Украины, то здесь сохранение статус-кво грозит непредсказуемыми последствиями.

"Мы ожидаем, что дефицитность лома в Украине в нынешнем году усилится", — говорит заместитель директора "Укрпромвнешэкспертизы" Юрий Добровольский. По оценкам компании "Интерпайп", заготовка лома в Украине за 2016 год уменьшится до 3,5-3,9 млн тонн. Именно поэтому законопроект № 3868 "О внесении изменений в законы Украины для уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке", предполагающий повышение экспортной пошлины на лом до 35 евро/тонн, необходимо принять как можно скорее, подчеркивают в объединении "Металлургпром" и Федерации металлургов Украины.

В ситуации, когда заготовка сырья сравняется с внутренним спросом, у государства как регулятора возник выбор: продолжить либерализацию экспорта лома — поддержать экспортеров сырья или с помощью пошлин стимулировать внутреннее производство — поддержать экспортеров готовой продукции, отметил директор по корпоративным отношениям "Интерпайпа" Дмитрий Кисилевский в комментарии МинПрому.

"Увеличение пошлины на экспорт металлолома мы считаем своевременным и крайне необходимым шагом", — подчеркнул он. По словам Д.Кисилевского, предлагаемая пошлина 35 евро/тонну — ниже ожиданий металлургов, ранее говоривших о необходимости введения пошлины 50 евро/тонн. "Вместе с тем мы поддерживаем инициативу авторов законопроекта. Факт появления таких инициатив — позитивный сигнал для производителей готовой продукции, в нашем случае — труб и железнодорожных колес", — сказал он.

Представитель "Интерпайпа" также напомнил, что ранее на Совете экспортеров премьер А.Яценюк и министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявляли о необходимости повышения экспортной пошлины на лом.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!