kjsdsf
Подробнее Запомнить город


ЛОМовой заслон

05.02.16
размер текста:

Законодательная инициатива группы депутатов Верховной Рады о повышении экспортной пошлины на лом позволяет увеличить наполнение государственного бюджета и значительно улучшить ситуацию в металлургии, ключевой отрасли украинской экономики.

Жирная добавка к кризису

Итоги 2015 года украинские металлурги вряд ли могут записать себе "в плюс". Выплавка стали снизилась на 16%, до 22,94 млн тонн, чугуна — на 12%, до 21,88 млн тонн, выпуск проката сократился на 16%, до 20,02 млн тонн. В первую очередь это связано с кризисом перепроизводства в мировой металлургии и, как следствие, падением цен на металлопродукцию на всех региональных рынках. Например, экспортная стоимость стальной заготовки производства стран СНГ в черноморских портах в первой декаде февраля 2015 была 485-490 долл./тонн FOB, а почти через год, в середине января 2016-го — 250-255 долл./тонн, CIF Турция.

Повлиять на эти глобальные ценовые тренды в ГМК украинские власти, разумеется, не в состоянии. Однако негативные показатели 2015 года вызваны еще и внутренними проблемами, которые давно и легко можно было бы устранить — при наличии государственного подхода к управлению экономикой у руководства Минэкономторга и Кабинета министров в целом. Речь идет об обеспечении металлургических предприятий металлоломом. В 2015 году оно составило лишь 78% от потребности, по данным объединения "Металлургпром".

Это означает десятки тысяч тонн невыплавленного металла и готового проката. Достаточно сказать, что один только завод "Интерпайп сталь" в Днепропетровске из-за отсутствия лома суммарно простаивал 63 суток в 2015 году. Зато экспорт лома из Украины в 2015-м вырос на 30%, с 900 тыс. тонн до 1,21 млн тонн, что стало рекордным значением за последние 10 лет.

Почему так получилось? Все очень просто: еще при вступлении в ВТО официальный Киев обязался установить низкие пошлины на вывоз металлолома – 10 евро/тонн. При этом серьезно пострадали интересы украинских металлургов. Поскольку металлом считается стратегическим сырьем и во многих странах его экспорт вообще запрещен.

Среди них можно назвать Индонезию, Аргентину, Саудовскую Аравию, Казахстан и т.д. У нас же металлурги оказались никак не защищены после либерализации таможенной политики в отношении лома. А его между тем становилось все меньше. Если по итогам 2007 года, накануне вступления в ВТО, ломозаготовка в Украине составила 8,7 млн тонн, то в 2015-м — лишь 4,2 млн тонн. Это обусловлено рядом причин. Главная заключается в том, что резерв промышленного ломосбора, доставшийся в наследство от СССР, постепенно исчерпался.

Новый лом не образуется из-за почти полного отсутствия инвестиций в инфраструктуру: не меняются изношенные трубы водопроводных и канализационных сетей, конструкции мостов, оборудование в цехах и т.д. С каждым годом ситуация еще больше обостряется и за 2015 год дефицит металлолома в балансе предприятий "Металлургпрома" увеличился в 4 раза, до 855 тыс. тонн. Еще раз стоит подчеркнуть, что такой скачок произошел на фоне беспрецедентного роста экспорта лома.

Ему, в свою очередь, способствовали два фактора. Во-первых, из-за вышеупомянутого снижения цен на готовую металлопродукцию по цепочке дешевело и сырье: железная руда и лом. По данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза", в 2015 году средняя цена лома на внутреннем рынке снизилась на 32%, до 169 долл./тонн. В то время как его стоимость на внешних рынках оставалась выше: например, турецкие металлурги в декабре 2015-го были готовы покупать лом по 189 долл./тонн CFR.

В таких условиях у украинских ломотрейдеров появляется непреодолимый соблазн заключить экспортный контракт с турками — вместо того, чтобы везти собранный лом на местные метзаводы. И действительно, по таможенной статистике на Турцию приходится 78% экспорта лома из Украины. Остальные 22% идут на Молдавский метзавод в Приднестровье. Тамошние производители могут себе позволить закупку лома дороже, поскольку получают господдержку от властей непризнанной Приднестровской Молдавской республики.

Украинским металлургам о такой поддержке остается только мечтать. Наоборот, они в 2014-2015 годах имеют дело с постоянным увеличением тарифов на железнодорожные грузоперевозки, электроэнергию, с ростом фискального давления и ставок ренты за пользование недрами. Поэтому, естественно, не могут предложить ломозаготовителям лучшие условия, чем их привилегированные зарубежные коллеги.

Деньги в горящей печке

Предотвратить вывоз лома в объемах, угрожающих работе металлургической промышленности, можно было и нетарифными методами — за счет квотирования экспорта. Однако данная мера оказалась, мягко говоря, не совсем эффективной в украинских реалиях. Так, Минэкономторг Украины на 2015 год волевым решением зачем-то увеличил квоту на экспорт лома до 1,25 млн тонн — без учета реалий на рынке, не прислушавшись к доводам объединения "Металлургпром" и Федерации металлургов Украины.

Собственно, это и привело к возникновению ломодефицита на метзаводах и, как следствие, недозагрузке плавильных и прокатных мощностей. Чтобы исключить повторение такой ситуации в дальнейшем, 16 депутатов Верховной Рады от Радикальной партии и Блока Петра Порошенко предложили повысить пошлину на экспорт лома до 35 евро/тонн с нынешних 10 евро/тонн. Авторы законопроекта прежде всего напоминают, что бесперебойная работа предприятий ГМК — одна из составляющих национальной безопасности Украины в условиях проведения АТО.

Исходя из этого, ломообеспечение металлургов они вполне обоснованно считают государственным приоритетом. Кроме того, указывается, что сейчас при экспорте 1 тонны лома госбюджет пополняется на 290 грн. за счет уплаты пошлины. Тогда как при экспорте готовой металлопродукции, полученной из этого же лома, налоговые поступления составляют 2100 грн./тонн. Очевидно, что при такой арифметике экспортировать лом — то же самое, что топить камин денежными купюрами. Вместо того, чтобы купить на эти деньги дрова.

Конечно, если денег много и не знаешь, куда их потратить — такой вариант имеет право на существование. Но для Украины в нынешней ситуации, когда зарубежные кредиты превратились едва ли не в главный источник бюджетных доходов, подобный подход Минэкономторга представляется, мягко говоря, непозволительной роскошью. Между тем повышение пошлины на вывоз лома не только будет экономически стимулировать экспорт из Украины продукции с более высокой добавленной стоимостью, но и дополнительно принесет бюджетный доход как минимум в 500 млн грн. в год, подсчитали авторы законопроекта.

Они также обратили внимание на тот факт, что средняя зарплата в металлургии — одна из самых высоких в стране, среднемесячно 5833 грн. в 2015. "А это гарантированные налоговые поступления в бюджет и социальные фонды", — подчеркивается в пояснительной записке. К слову, какова средняя зарплата в ломозаготовительной отрасли — никто в правительстве сказать не берется. Сам премьер Арсений Яценюк неоднократно подчеркивал, что этот бизнес находится в "тени" и в значительной мере криминализирован. Поэтому о налоговых поступлениях здесь говорить даже как-то неловко.

Нет времени на раздумья

Международные рейтинговые агентства Fitch Ratings, Moody’s Investors Service, Standard&Poor's Financial Services дружно сходятся во мнении, что наступивший 2016 год едва ли окажется для мировой металлургии лучше, чем предыдущий. Роста цен на металлопродукцию не приходится ждать по тем же причинам, по которым его не было и в 2015-м — избыточные мощности никуда не делись. Что же касается Украины, то здесь сохранение статус-кво грозит непредсказуемыми последствиями.

"Мы ожидаем, что дефицитность лома в Украине в нынешнем году усилится", — говорит заместитель директора "Укрпромвнешэкспертизы" Юрий Добровольский. По оценкам компании "Интерпайп", заготовка лома в Украине за 2016 год уменьшится до 3,5-3,9 млн тонн. Именно поэтому законопроект № 3868 "О внесении изменений в законы Украины для уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке", предполагающий повышение экспортной пошлины на лом до 35 евро/тонн, необходимо принять как можно скорее, подчеркивают в объединении "Металлургпром" и Федерации металлургов Украины.

В ситуации, когда заготовка сырья сравняется с внутренним спросом, у государства как регулятора возник выбор: продолжить либерализацию экспорта лома — поддержать экспортеров сырья или с помощью пошлин стимулировать внутреннее производство — поддержать экспортеров готовой продукции, отметил директор по корпоративным отношениям "Интерпайпа" Дмитрий Кисилевский в комментарии МинПрому.

"Увеличение пошлины на экспорт металлолома мы считаем своевременным и крайне необходимым шагом", — подчеркнул он. По словам Д.Кисилевского, предлагаемая пошлина 35 евро/тонну — ниже ожиданий металлургов, ранее говоривших о необходимости введения пошлины 50 евро/тонн. "Вместе с тем мы поддерживаем инициативу авторов законопроекта. Факт появления таких инициатив — позитивный сигнал для производителей готовой продукции, в нашем случае — труб и железнодорожных колес", — сказал он.

Представитель "Интерпайпа" также напомнил, что ранее на Совете экспортеров премьер А.Яценюк и министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявляли о необходимости повышения экспортной пошлины на лом.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!