Третье дыхание Одесского НПЗ

Публікації

За последние 10 лет Одесский НПЗ три раза останавливался, два раза запускался, проработав суммарно не более четырех лет. Сейчас его опять готовят к вводу в эксплуатацию. Командует процессом то же госпредприятие "Укртранснафтопродукт", которое ранее занималось бойкой распродажей арестованных на заводских складах нефтепродуктов.

Жизнь после Курченко

Министр энергетики Владимир Демчишин сообщил, что на Одесском НПЗ уже работает группа из 40 специалистов, которые готовят завод к запуску. По его словам, на подготовку и ремонты уйдет минимум несколько месяцев. Завод ориентируется на прием танкерной нефти в объемах 2,5 млн тонн в год. Обо всем этом министр сообщил 5 февраля на заседании парламентского комитета по вопросам ТЭК. Однако назвать конкретные сырьевые и финансовые источники этого проекта затруднился. Или не захотел.

А тем временем в Одессе Приморский районный суд своим решением от того же 5 февраля передал имущество Одесского НПЗ под ответственное хранение и в оперативное управление госпредприятию "Укртранснафтопродукт" (УТНП). Суд фактически продублировал свое решение от 13 ноября прошлого года, но с некоторой разницей. Тогда УТНП должно было принять активы от руководства НПЗ по акту приема-передачи. Но поскольку от дирекции завода никто такой документ подписывать не захотел, то суд разрешил новому управляющему ограничиться описью имущества. Ему же в подчинение должна перейти и заводская когенерационная установка, находящаяся на балансе ООО "Энергия и газ Украина".

Юридически и это ООО, и сам Одесский НПЗ принадлежат кипрской компании Empson Limited беглого бизнесмена Сергея Курченко. Но это вообще не проблема. Его влияние на судьбу НПЗ сегодня нейтрализовано полностью. Против С.Курченко открыта серия уголовных производств по подозрению в причинении ущерба государству на миллиарды гривен. Немного осложняет ситуацию то, что С.Курченко успел отдать все заводское имущество российскому банку ВТБ в залог под кредиты на 300 млн долл. Но глава МВД Украины Арсен Аваков еще год назад назвал эту схему очень сомнительной. По данным украинских правоохранителей, действия С.Курченко и связанных с ним лиц на Одесском НПЗ нанесли государству убытков более чем нам 7 млрд грн. (из-за контрабанды топлива).

Выкурить с Одесского НПЗ россиян, а заодно и номинальных кипрских собственников, можно двумя путями. Первый – через признание в суде незаконной сделки с ВТБ. Тогда в Украине появится еще один прецедент, подобный выдворению "Татнефти" из Кременчугского НПЗ. Второй путь – через механизм банкротства одесского завода (первые иски на эту тему уже появились в судах). Но что будет государство делать с этим активом, работу которого не удалось сделать прибыльной ни упомянутому С.Курченко, ходившему в фаворитах предыдущей власти, ни его предшественнику – Вагиту Алекперову из российского "Лукойла"? Очевидно, кабинет Арсения Яценюка попробует собрать имиджевые дивиденды с запуска Одесского НПЗ. А близкие к нему бизнесмены – дивиденды финансовые. И это будет уже второе снятие сливок.

"Фактор" в помощь

В конце 2014 года на почти 66 тыс. тонн нефтепродуктов, принадлежащих Одесскому НПЗ, был наложен арест, но с последующим правом их реализации через ГП "Укртранснафтопродукт". Госпредприятие долго не раскачивалось и значительную часть этого топлива продало частной группе компаний "Фактор" Сергея Тищенко. Без публичных торгов и с выгодным дисконтом для "Фактора" – на 2-3 тыс. грн/тонну дешевле среднерыночных цен. Народные депутаты Сергей Соболев и Дмитрий Добродомов заявили, что в этой сделке свой интерес имел их коллега по Верховной Раде Сергей Пашинский из "Народного фронта". Тот подал на обидчиков в суд, но тяжба так ничем и не закончилась. Да и трудно отмежеваться от связей, поддерживавшихся более 10 лет.

Еще в середине 2000-х годов некое Сахарное производственное объединение, которым владел С.Тищенко, поставляла сахар госпредприятию "Укрресурс", которое возглавлял С.Пашинский. Когда же последний стал депутатом от Блока Юлии Тимошенко, упомянутой сахарной компании почему-то доверили обеспечить украинских аграриев дизтопливом в объеме 40 тыс. тонн. Селяне горючего так и не дождались, а государство, как подсчитал тогда экс-министр топлива и энергетики Юрий Бойко, потеряло порядка 70 млн грн. По тем временам это было больше 10 млн долл.

С.Тищенко работа на топливном рынке настолько понравилась, что вскоре он ушел из сахарного бизнеса и сегодня почти полностью сосредоточен на нефтянке. Несколько лет назад холдинг "Фактор" входил в число крупнейших импортеров топлива в Украину. Пока его, как и многих других, из рынка не вытолкал С.Курченко. Сейчас "Фактор" постепенно возвращается к любимому делу. За прошлый год группа ввезла в Украину 72 тыс. тонн ДТ, что мизер в национальных масштабах, но примерно в 15 раз больше, чем в 2014-м. Львиная доля этих поставок была проведена через ГП "Укртранснафтопродукт". Госпредприятие и структуры "Фактора" работали в максимально тесной связке: последние покупали у УТНП все ввозимое топливо и предоставляли ему в ответ некие услуги. Можно сказать, делились самым ценным. Так, топ-менеджмент "Укртранснафтопродукта" усилился "факторовскими" кадрами. Сейчас ГП возглавляет Александр Горбунов, до этого отвечавший в группе "Фактор" за развитие заправочной сети. В его замах ходит бывший коммерческий директор "Фактора" Аркадий Кирман.

Клиент созрел

Теоретически связка УТНП – "Фактор" могла попытаться зайти на Одесский НПЗ еще год назад. Но тогда почва была недостаточно подготовленной. Во-первых, область еще находилась в управлении Игоря Палицы – 100-процентного человека Игоря Коломойского. А с тем у С.Пашинского своя давняя история отношений. В 2008 году он пытался подчинить себе Кременчугский НПЗ, имея от правительства мандат на должность главы правления. Но группа "Приват", в лице прежде всего Геннадия Корбана, дала жесткий отпор незваному директору. И тот вынужден был отступить. Сейчас И.Коломойский в очередной опале, И.Палица уже не при власти, а Г.Корбан вообще под арестом. Так что с этой стороны угроза ослабла. Но не до конца. "Приватовские" структуры контролируют всю нефтеперевалку в портах Большой Одессы. Если не прорвать эту блокаду, запускать завод нет смысла. Поэтому февральские "маски-шоу" силовиков в одесских офисах компаний "Синтез Ойл", "Эксимнефтепродукт" и "Укртранснафта" можно воспринимать и как один из аргументов, чтобы убедить И.Коломойского открыть нефтяной фарватер для нового игрока.

Кроме того, появилось и больше экономических факторов, делающих запуск Одесского НПЗ менее затратным предприятием. Удешевление нефти на мировых рынках сыграло на руку всем нефтеперерабатывающим заводам, даже не таким модерным, как одесский. По мнению ряда экспертов, в цепочке "скважина-НПЗ-АЗС" самая большая маржа сейчас скапливается как раз на среднем звене. Согласно расчетам British Petroleum индикатор маржи переработки для НПЗ составил в 2015 году 16,96 долл./барр., что на 18% превышает показатель 2014-го и является лучшим показателем за 3 последних года. Опять же непосредственно к одесскому заводу эти цифры не относятся, но общую тенденцию отражают. В конце концов, чтобы закупить и доставить танкерную нефть в Украину, сегодня необходимо отвлекать заметно меньше финансовых средств, чем год назад. Даже Кременчугский НПЗ, несмотря на полный доступ к ресурсу "Укрнафты", со второго полугодия-2015 регулярно завозит по морю казахскую нефть для переработки.

Одной из особенностей технологического цикла на Одесском НПЗ является очень высокая доля мазута в конечной корзине нефтепродуктов (почти 50%). Когда завод еще принадлежал "Лукойлу", тот просто вывозил темный остаток на дальнейшую переработку в болгарский Бургас, где держит более современный завод. Вероятно, так можно поступать и сейчас. Но необязательно. За последний год конъюнктура на внутреннем рынке изменилась и мазут стал ходовым товаром в самой Украине. По данным консалтинговой компании "А-95", в 2015 году импорт мазута в Украину вырос почти в 8,5 раза – до 193 тыс. тонн, экспорт упал втрое – до 125 тыс. тонн. Логика проста: газ подорожал, мазут подешевел – вот векторы и развернулись. Мазутное топливо стало интересным для тепловых энергетиков и ряда других промпредприятий.

Повышая ставки

К тому же, кооперируясь с Одесским НПЗ (а фактически его контролируя), группа "Фактор" получает статус национального производителя, а вместе с тем и дополнительное преимущество на тендерах по закупке горючего для крупных государственных потребителей – армии, "Укрзализныци", Агенства по матрезервам. Фирмы С.Тищенко и сейчас активно участвуют в таких торгах, но выигрывают нечасто.

Хотя обхаживание Одесского НПЗ – лишь фрагмент более масштабной комбинации. Параллельно "Укртранснафтопродукт" пытается получить контроль над компанией "Прикарпатзахиднафтотранс", до недавнего времени принадлежавшей российской "Транснефти", а осенью прошлого года якобы проданной швейцарской фирме International Trading Partners. С 2014 года она простаивает, ее судьба заблудилась где-то в судах – Генпрокуратура настаивает на возврате компании в государственную собственность, тогда как трудовой коллектив и новые собственники это оспаривают. Интерес "Укртранснафтопродукта" в том, что по трубам "Прикарпатзахиднафтотранса" удобно доставлять белорусское дизтопливо в северные и центральные регионы Украины.

Еще один российский актив, который занимает в последнее время группу "Фактор", – более 100 заправок "Роснефти", которая в последний момент постаралась их продать, но слегка не успела. По инициативе коллег С.Пашинского из "Народного фронта" в Верховной Раде появился проект закона о национализации заправок "Роснефти", а завершение ее сделки с компанией Glusco Energy удалось приостановить (возможно, и заблокировать) через Антимонопольный комитет. Допустим, инициативы по национализации российских активов в Украине можно считать зеркальным ответом на действия РФ в Крыму, где украинские потери госсобственности несоизмеримо выше. Просто следует иметь в виду, что в результате может получиться еще одна вертикаль, подобная той, что произросла из "Укрнафты". Это когда формально государственную компанию, не церемонясь, использует совершенно частный бизнес.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

ВСІ НОВИНИ ⇢