kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Химпром на голодном пайке

14.07.09
размер текста:

Тенденции, наблюдающиеся в украинской химической отрасли в 2009 году, не всегда поддаются рациональному объяснению. Так, по итогам января-мая шесть основных химпредприятий Украины сократили производство азотных минеральных удобрений на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. – до 979 тыс. тонн.

При этом в мае по сравнению с апрелем падение составило 9,9%, до 197 тыс. тонн. Аналогичная ситуация на этих предприятиях и по выпуску аммиака: за 5 мес. падение на 43,8%, до 1,291 млн тонн, в мае по сравнению с апрелем на 6,2%, до 266 тыс. тонн. Один из лидеров отрасли - «Ровноазот» - в середине мая полностью остановил производство и до сих пор не возобновил его.

Между тем, проблемы химиков-азотчиков сродни проблемам металлургов, поскольку около 70% их продукции ранее экспортировалось, а внешние рынки резко упали как по продажам, так и по ценам, что и привело к сокращению производства.

Опять же, ключевым потребителем их продукции является АПК, наименее пострадавший от кризиса. Так, по итогам 5 мес. 2009 года, АПК в Украине оказался единственной отраслью экономики, показавшей прирост по сравнению с тем же периодом 2008 года, - на 2,3%. И пусть банковский сектор сократил кредитование аграриев – больше половины хозяйств и в более благополучные времена не использовало заемные средства для проведения посевной и уборочной кампаний. Понятно, что закупки АПК ограничены аммиачной селитрой, а карбамид как не закупался ими раньше, так и не закупается.

Основой причиной сложившейся ситуации в Мнпромполитики называют низкий уровень цен на азотные удобрения на мировых рынках при достаточно высоких ценах на природный газ, по которым его закупают украинские производители. Поскольку на газ приходится 65-90% себестоимости азотных удобрений, в зависимости от их вида. Так, без НДС и затрат на транспортировку украинские химики покупают газ по 246 долл./тыс. куб. м. При этом себестоимость производства аммиачной селитры составляет 240 долл./тонн при уровне экспортных цен в 145 долл./тонн.

Аналогичная ситуация и по другим основным видам продукции: себестоимость аммиака получается 396 долл./тонн при экспортных ценах в 255 долл./тонн, карбамида - 292 долл./тонн при экспортных ценах в 250 долл./тонн.

Как утверждают сами участники рынка, при нынешнем уровне мировых цен выйти хотя бы на нулевую рентабельность производства они могут лишь при средневзвешенной цене на газ не более 150 долл./тыс. куб. м без НДС и транспортировки. При этом нулевая рентабельность производства аммиачной селитры возможна при цене на газ не более 100 долл./тыс. куб. м, аммиака – не более 130 долл./тыс. куб. м, карбамида – не более 190 долл./тыс. куб. м.

Неудивительно, что в сложившейся ситуации только по итогам I квартала убытки шести химпредприятий составили 705 млн грн., что в свою очередь привело к сокращению поступлений в бюджет на 30 млн грн. Одновременно за указанный период отмечено сокращение потребления природного газа украинскими производителями азотных удобрений на 807 млн куб. м по сравнению с тем же периодом 2008 года.

Между тем в Российской Федерации и в Евросоюзе химики находятся в гораздо более выгодном положении, получая газ по 54 долл. и по 150 долл./тыс. куб. м соответственно. Поэтому при сохранении нынешних условий участники рынка прогнозируют ежеквартальное снижение потребления природного газа на 1,9 млрд куб. м и соответствующее уменьшение объемов производства химпрома.

Выход они видят в возможности закупать газ напрямую в Российской Федерации на основе давальческой схемы. И еще 3 июня Кабмин по инициативе Минпромполитики принял постановление, разрешающее северодонецкому «Азоту», горловскому «Стиролу», а также «Ровноазоту», черкасскому «Азоту», днепродзержинскому «Днепроазоту» и Одесскому припортовому заводу приобретать природный газ у нерезидентов Украины. Однако это постановление не опубликовано и не вступило в силу – поскольку, как утверждают источники в Секретариате Кабмина, его до сих пор не подписала премьер-министр Ю.Тимошенко.

С чем связана затянувшаяся пауза? С одной стороны, напрашивается версия о политических мотивах, поскольку «Ровноазот» контролирует GDF Дмитрия Фирташа, а «Стирол» - нардеп от Партии регионов Николай Янковский. С другой стороны, северодонецкий «Азот» принадлежит американской IBE Trade, подконтрольной гражданину США Алексею Ровту, «Днепроазот» - группе «Приват» с лояльным Игорем Коломойским, черкасский «Азот» - вполне нейтральному Александру Ярославскому. А Одесский припортовый завод вообще находится в госсобственности.

В таком случае логично предположить, что задержка с выходом постановления вызвана нежеланием терять доходы НАК «Нафтогаз Украины», который и без того находится в, мягко говоря, сложной финансовой ситуации.

Кстати, в самой нефтегазовой госмонополии довольно скептически относятся к возможности украинских химиков получить газ у нерезидентов. «А пусть они еще с этим газом попробуют войти в трубу – кто их туда пустит» - заявил «Минпрому» один из руководителей «Нафтогаза». Между тем нардеп Николай Янковский настроен оптимистично: «Если выйдет это постановление, мы договоримся и с «Газпромом», и с «Нафтогазом» об условиях транспортировки».

Впрочем, даже если это и произойдет, то едва ли существенно изменит положение в отрасли. Поскольку проблема, судя по всему, не только в высокой цене на газ для украинских химпроизводителей. На что указывают итоги работы их российских коллег, которые, как уже отмечалось, находятся в гораздо более выгодном положении. Так, согласно данным Росстата, производство минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) в России в январе-мае 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 23,7% - до 5,8 млн тонн.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 1
00:41 | 23.07.2009
cherep
а что это за оборудование которое приводит к такой себистоимости. почему на росте рынка не проведена модернизация а деньги по карманам

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!