АМКР зарядил батарею

Публікації

В коксохимическом комплексе комбината "АрселорМиттал Кривой Рог" на бумаге все еще числятся 10 коксовых батарей, но большинство из них уже не рабочие, а некоторые и вовсе демонтированы. За 10 последних лет только одна батарея подверглась коренной реконструкции. И только сейчас она подходит к завершению. Заново отстроенная батарея №6 уже поставлена на сушку и разогрев и должна быть введена в эксплуатацию в четвертом квартале 2016 г. Хотя в одиночку она все равно не справится с сырьевыми и экологическими вызовами, стоящими сегодня перед АМКР.

Трамбуй шихту, фильтруй пыль

Сейчас комбинат эксплуатирует четыре батареи суммарной проектной мощностью 2,35 млн тонн валового кокса 6%-ной влажности в год. Пятая и шестая батареи были остановлены на реконструкцию еще в 2012 г. Предусмотренный на их обновление бюджет составляет более 100 млн долл. Батарея №6, как уже отмечалось, на финише готовности. Ввод в действие батареи №5 запланирован на 2018 г. При этом на предприятии намерены вывести из эксплуатации самые старые – первую и вторую батареи. Они были построены в Кривом Роге еще до Второй мировой войны. Дилемма в том, что без "старушек" производство кокса на комбинате будет и дальше проседать по валу. А в последнее время нехватка собственного кокса все больше дает о себе знать на комбинате.

Обновленная батарея лишь немного сгладит эту проблему. Ее потенциальная мощность – 530 тыс. тонн кокса в год, что не сильно больше доремонтного показателя (450-470 тыс. тонн). Главная надежда, что этот кокс будет лучше по качеству и дешевле по себестоимости. В технологическом плане батарея №5 отличается от криворожских сестер увеличенным объемом печи – 35,8 куб. м и возможностью предварительного трамбования и боковой загрузки шихты. В Украине такую технологию пока применяют лишь на "Алчевсккоксе", но она на практике доказала, что помогает увеличить производительность и качество конечного продукта. Например, горячую прочность кокса удается довести до 55% и выше. Сейчас для пятой батареи уже простроены новая 100-метровая дымовая труба и угольная башня, объекты мокрого тушения, установлено новое оборудование в цехе улавливания. В результате на АМКР обещают не только увеличение рентабельности коксохимического производства, но и сокращение вредных выбросов.

Правда, заметный экологический эффект Кривой Рог сможет почувствовать, когда заработает еще и пятая батарея, а первую и вторую отправят на отдых. Но до этого еще нужно дотерпеть. В дирекции АМКР утверждают, что одним из последствий модернизации коксовых батарей №№ 5-6 станет уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 1,5 тыс. тонн в год. Например, концентрация пыли на выбросе обновленной батареи ожидается в пределах 20 мг/куб. м, при государственных нормативах – 50 мг/куб. м. Правда, до европейских стандартов уровень выбросов на АМКР не дотянется даже после реконструкции коксовых батарей.

Как объясняла 7 июля на круглом столе "Экологические аспекты имплементации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС" директор департамента по охране окружающей среды АМКР Лиана Максименко, проект реконструкции батарей №5-6 разрабатывался еще 3 года назад и действующие в Евросоюзе экологические стандарты ВАТ в нем просто не учитывались. Поэтому если Украина примет решение о переходе на указанные стандарты, то на модернизированных батареях необходимо будет достроить ступени очистки на установке беспылевой выдачи кокса. Впрочем, это коснется всех украинских коксохимов.

По словам Л.Максименко, у АМКР нет проблем с выбросами серы и окислами азота по дымовым трубам коксовых батарей №№ 3 и 4, но на первой и второй батареях ситуация хуже, потому и стоит вопрос об их потенциальной остановке. Но до 2018 г. как минимум им еще придется потрудиться и попыхтеть. Впрочем, на комбинате признают, что не выдерживают требований ВАТ и по остальным основным производствам – доменному, конвертерному, агломерационному. Однако у украинских экологических инстанций существенных претензий к комбинату на данный момент нет. По крайней мере, за 2015 г. АМКР заплатил за нарушение природоохранных норм только 239 тыс. грн. штрафов.

Комбинация в два хода

Модернизация коксового хозяйства изначально входила в перечень обязательств ArcelorMittal по договору купли-продажи "Криворожстали". На первых порах новый владелец достаточно формально подходил к выполнению этого пункта. Но сейчас слабость коксохимического участка негативно отражается на эффективности работы предприятия в целом – мощности АМКР по выпуску кокса уже достигли своего потолка. Так, в прошлом году они были задействованы на все 99,6%. Для сравнения: загруженность сталеплавильных мощностей достигала лишь 76-78%. Иными словами, потребности комбината в коксе стабильно растут, а резерва для наращивания объемов его выпекания уже нет.

АМКР последовательно увеличивает объемы выпуск кокса в течение уже трех лет подряд. В 2013 г., после остановки двух батарей, этот показатель опустился до уровня в 1,4 млн тонн, в 2014-м – вырос до 1,7 млн тонн, в 2015-м – до 1,9 млн тонн. План на текущий год – получить 2,048 млн тонн собственного кокса. И сейчас комбинат строго следует установленному графику. За первое полугодие комбинат произвел 1,011 млн тонн кокса, медленно, но верно увеличивая месячную производительность. В частности, в июле она была на 3% выше, чем была в июне. Но такая тактика мелких шагов не решает проблему коксового дефицита в целом.

При нынешних объемах выплавки стали (ориентир на текущий год – 6,4 млн тонн) комбинату необходимо более 3 млн тонн кокса в год. В дальнейшем эта цифра будет стремиться к 3,5 млн тонн. Разницу АМКР приходится покрывать за счет закупок на стороне – как у украинских, так и у внешних поставщиков. В 2015-м, а особенно в 2014 г., когда бои на Востоке Украины были наиболее масштабными, предприятие ориентировалось на импортный товар, в т. ч. и на внутрикорпоративные поставки из Польши и Казахстана. Сегодня на рынке выросло предложение украинского кокса, а среди зарубежных производителей по цене наиболее привлекателен российский и китайский продукт.

По прогнозам агентства "Металл-Эксперт", по крайней мере, до сентября включительно ввоз кокса в Украину будет сохраняться, на достаточно высоком уровне – не менее 40 тыс. тонн в месяц. Хоть это заметно ниже июньско-июльских объемов, но все равно выше динамики второй половины 2015 г. Основным заказчиком импортных партий кокса в Украине остается АМКР. Чтобы отказаться от этой практики, комбинату необходимо либо продолжать реконструкцию коксовых батарей, причем в гораздо более активном темпе, чем сейчас, либо внедрять технологии ПУТ. Оба направления в равной степени затратны, но между ними есть одно отличие.

Чтобы самостоятельно выпекать кокс, АМКР необходимы не только современные батареи, но и исходное сырье – коксующийся уголь или угольный концентрат. А это на отечественном рынке еще более дефицитный товар. Так, в прошлом году криворожский меткомбинат пользовался услугами 5 основных поставщиков готового кокса и 9 поставщиков угольного концентрата. Преодолеть эту зависимость АМКР сможет, только включив в свою технологическую цепочку одну из украинских шахт. Вариант ее покупки или аренды руководство предприятия не снимает с повестки дня. Но у Минэнергоугля не так много объектов, которые может предложить компании Лакшми Миттала.

Поэтому более вероятным сценарием является внедрение технологии ПУТ на домне №9 в Кривом Роге. Эта печь особенно удобна для таких инноваций, поскольку у нее более широкий диаметр горна, чем у аналогов, а соответственно, и эффект получится выше. Согласно самым оптимистическим расчетам на этой домне экономия кокса при выплавке чугуна составит до 40-50% по сравнению с традиционным методом.

"ДП №9, объем которой 5 тыс. куб. м, дает львиную долю производства чугуна на предприятии, – объяснял недавно на страницах корпоративного издания директор аглодоменного департамента АМКР Владислав Листопадов. – Ее перевод на ПУТ будет связан со значительной экономией и в целом снижением себестоимости продукции". Кроме того, задача внедрить пылеугольное вдувание стоит и для домны №8. На печах меньшего объема решено обойтись технологией безгазовой шихты. Комбинируя пылеугольное вдувание и модернизацию коксохимического хозяйства, АМКР имеет шансы значительно снизить свою коксовую зависимость.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

ВСІ НОВИНИ ⇢