Сталь по осени считают

Публікації

Наступил очередной сезон прогнозов, и сейчас практически все аналитики, за редкими исключениями, предсказывают грядущее падение цен на железную руду. Недолгий подъем на рынке стали уже завершился, теперь ожидаются сокращение объемов производства и, соответственно, спад потребления сталелитейного сырья. При этом новые железорудные проекты в Австралии и Бразилии, в комбинации с возвратом на рынок некоторых остановленных мощностей, приведут к ускорению роста поставок, а торможение китайской экономики будет сдерживать расширение спроса.

Китайские горки

За текущий год цены на железную руду повысились на 41,7%, хотя фундаментальных причин для этого не было. Просто весенний подъем на китайском рынке стали, связанный с временным закрытием заводов из-за праздников и ужесточением экологических стандартов, дал возможность производителям увеличить загрузку мощностей и частично решить накопившиеся финансовые проблемы. Это вселяло оптимизм, который поддерживался сначала ожиданиями стимулов для китайской экономики, затем – собственно стимулированием, которое привело к инвестициям в основные фонды и инфраструктуру, оживлению в строительном секторе и расширению производства автомобилей. Поэтому спрос на руду пребывал на приемлемом уровне. Несмотря на избыток поставок, аналитики ведущих банков пересматривали свои ценовые прогнозы в сторону повышения. Однако всеобщий энтузиазм продержался недолго: фундаментальные законы экономики, хотя и допускают временные флуктуации тенденций, все же довольно быстро возвращают их на естественные пути развития.

И действительно, во втором полугодии ситуация изменилась. Пик на мировом рынке стали был пройден еще в апреле, а дальше проявились негативные тенденции, которые со временем усиливаются. Глобальное перепроизводство оказывает сильное давление на цены, а лавина импорта (главным образом, из Китая) усугубляет ситуацию на западных рынках. Китайский экспорт ставит новые рекорды – несмотря на срочное возведение защитных барьеров, производители этой страны регулярно находят новые лазейки для своих поставок. Хотя стимулирование экономики в первом полугодии привело к умеренному росту цен на внутреннем рынке, объемы экспорта не уменьшились, поскольку решить проблему перепроизводства правительству пока не удается. Правда, некоторого сокращения выпуска металла власти добились, но 47 млн тонн выведенных с рынка мощностей – на фоне совокупного выпуска около 804 млн тонн в 2015 году – практически не меняют ситуацию.

При этом экономическая ситуация в стране остается неоднозначной. В результате упреждающей бюджетной политики, за первые семь месяцев текущего года рост бюджетных расходов почти вдвое превысил увеличение правительственных доходов. По мнению экспертов Moody's Investors Service, политика "значительных" налоговых и монетарных стимулов принесет свои плоды: агентство повысило свой прогноз относительно прироста ВВП от 6,3 до 6,6% в 2016 году и от 6,1 до 6,3% – в 2017-м. Тем не менее, после динамичного подъема во втором квартале, обеспеченного стимулами, уже в июле в китайской экономике проявились негативные тенденции: инвестиции в основные фонды сократились, поскольку скорость восстановления сектора недвижимости продолжает падать, при этом резко уменьшились инвестиции в инфраструктуру. Индекс деловой активности (PMI) в производственном секторе оказался ниже 50%, а розничные продажи сократились по сравнению с июнем. По мнению аналитиков, проблемы далее усугубятся из-за наводнений в некоторых провинциях.

Вероятно, китайские власти примут решение о дополнительном стимулировании экономики, чтобы достичь поставленной цели – годового прироста ВВП от 6,5 до 7%. Однако во втором полугодии это не слишком облегчит деятельность производителей стали и поставщиков руды: в сентябре-октябре строительная активность обычно снижается. Это приведет к снижению спроса на сталь и, соответственно, на железную руду.

При этом ожидается, что к саммиту G20, который пройдет в Ханчжоу 4-5 сентября, выпуск нерафинированной стали в Китае уменьшится, по оценкам Morgan Stanley, еще на 3,3 млн тонн. Разумеется, это капля в море, но и она окажет влияние на цену железной руды. Тем более, что, похоже, будет и продолжение. Хотя кредитный бум в текущем году спровоцировал спекулятивный ажиотаж в торговле фьючерсами на сталь и руду, что изрядно затрудняет реализацию планов правительства по сокращению объемов производства стали, китайские власти стремятся добиться для страны статуса рыночной экономики. Недавно заместитель председателя NDRC Лиань Вейлян усилил нажим на местные правительства в плане сокращения сталелитейных мощностей. Он заявил: "Те, кто не решит поставленных задач, будут нести ответственность".

На финише ценового ралли

В ближайшие месяцы формирование баланса на рынке железной руды будет происходить в условиях снижения китайского спроса и расширения поставок с новых проектов Vale в Бразилии и Roy Hill Джины Райнхарт в Пилбаре. Vale планирует осуществить пуск своего нового предприятия S11D в конце текущего года и собирается поставить на рынок в 2017 году 30-40 млн тонн руды с этого месторождения, а Джина Райнхарт продолжает увеличивать добычу на Roy Hill.

В отношении спроса перспективы тоже неблагоприятны. Реформы китайской экономики, направленные на снижение вклада обрабатывающей промышленности в ВВП, будут ограничивать спрос на сталь. При этом США и ЕС сильнее, чем когда-либо, защищают свои рынки от китайского экспорта. По оценкам Moody’s Investors Service, за ближайшие 12 месяцев объемы производства нерафинированной стали в Китае сократятся на 3-4%.

Поэтому, хотя цены на руду все еще растут, в Citigroup уверены, что финиш уже близко. По словам экспертов банка, этот рост происходит вопреки рыночным законам: низкозатратные производители заваливают рынок поставками, запасы в китайских портах составляют 11,5 млн тонн, а на заводских складах они сохраняются на стабильно высоком уровне. Аналитики считают, что рост продлится еще от одного до максимум двух месяцев, а ближе к концу года начнется спад. По их мнению, пока не произойдет сокращения поставок руды, драйвером ее цен останется спрос на сталь, а его тенденции не внушают оптимизма. По прогнозу экспертов Citigroup, в третьем квартале средняя цена на железную руду может дойти до 59 долл./тонну, в четвертом составит 51 долл., во втором полугодии – 55 долл., а в 2017-м – 45 долл.

Другие эксперты проявляют больший скепсис. Так, в Morgan Stanley предсказывают, что в текущем полугодии цены вернутся к уровню 40 долл./тонну, поскольку зима в Китае приведет к снижению спроса на сталь и сокращению ее выпуска. При этом, по данным UBS, оживление на рынке в 2016 году подтолкнуло некоторых производителей к возобновлению добычи, а это усугубит избыток поставок.

Отраслевые эксперты тоже не горят энтузиазмом. Михаэль Чжу, бывший директор по глобальным продажам в Vale, а теперь президент гонконгского трейдера Millennia Resources, говорит, что 2017 год будет трудным для рынка железной руды, даже если китайское производство стали сохранится на нынешнем уровне. Он объясняет, что на цены будет давить избыток поставок. Правда, его прогноз более оптимистичен – он полагает, что до конца года цены на руду сохранятся на уровне 50-60 долл./тонну. В свою очередь, гендиректор BHP Эндрю Маккензи сообщил, что риск снижения цен увеличился, тоже со ссылкой на наращивание поставок низкозатратными производителями.

С другой стороны, иногда оправдываются и прогнозы оптимистов. Так, в октябре прошлого года президент Prestige Economics Джейсон Шенкер предсказал ценовое ралли 2016-го, и – в отличие от большинства экспертов – оказался прав. Когда он обнародовал свой прогноз о ценах на уровне 60 долл. во втором полугодии и 55 долл. в 2016 году, CISA предсказывала падение до 40 долл. в декабре. Теперь же Дж.Шенкер говорит, что ценовое ралли может и продолжиться, поскольку Китай предпринимает дальнейшие шаги для поддержки подъема экономики, а котировки доллара снижаются. По его прогнозу, средняя цена железной руды составит 62 долл./тонну в 2017 году и 72 долл. – в 2018-м.

Галина Резник

МинПром

Новини

7 Травня 2024

Єврокомісія дозволила Nippon Steel придбати US Steel за $14,9 млрд

Відновлення енергосистеми потребує міжнародної допомоги та перегляду тарифу на світло влітку

У квітні попит на вантажівки в Україні зріс на 13% відносно минулого року

Україна має працювати над посиленням європейських санкцій та скасуванням пом’якшень – експерт

У Раді оцінюють збитки енергетичної інфраструктури від атак у $12,5 млрд

Уряд продовжив строк бронювання від мобілізації ще на місяць

ЄС готовий до жорстких торговельних заходів проти Китаю

Уряд підтримав законопроєкт про ратифікацію угоди про вільну торгівлю з Туреччиною

Котирування Platts не мають застосовуватися при розгляді трансфертного ціноутворення – юрист

Вантажне судно з України перекрило рух через Босфор

Британія виділила Україні 20 млн дол на інноваційні проекти в енергетиці

Гарантований покупець виплатив ще 4,3 млрд за зеленим тарифом

НБУ посилить контроль за поверненням експортерами валютного виторгу в Україну

Експорт бензину залізничним транспортом рф скоротила на третину

S&P підвищило довгострокові рейтинги Туреччини

EUROFER прогнозує падіння виробництва труб у ЄС у 2024 році

ВСІ НОВИНИ ⇢