kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Токсичное наследие Лукойла

10.02.17
размер текста:

Российская нефтяная компания "Лукойл" завершает процесс продажи своего последнего крупного актива в Украине – химического предприятия "Карпатнафтохим" (Калуш, Ивано-Франковская область). С конечными бенефициарами этой покупки еще надо разбираться. А вот главным промоутером сделки смело можно назвать министра топлива и энергетики Украины Игоря Насалыка, бывшего калушского мэра.

Служили два товарища…

Со стороны "Лукойла" официальных подтверждений продажи по состоянию на 9 февраля так и не поступало. Но все карты на стол выложил Антимонопольный комитет Украины, сообщивший, что разрешил купить более 25% акций компании Lukoil Chеmical B.V. лондонской компании Techinservice Limited и еще более 50% – физическому лицу-гражданину Украины. Тут еще следует уточнить, что зарегистрированная в Голландии "лукойлова" дочка – Lukoil Chеmical B.V. – владела до сих пор не полным пакетом, а лишь 76% акций "Карпатнафтохима". Остальные 24% числятся на калушском СП "Лукор", которое подконтрольно российскому "Лукойлу", но уже давно коммерческой деятельности не ведет и находится в процессе ликвидации. Но если упустить подробности, то резюме все то же: россияне из Калуша уходят, а их место занимают бизнесмены с украинскими паспортами.

Первый из счастливых покупателей уже 7 февраля подтвердил свою причастность к сделке. В комментарии изданию Liga.net бенефициар Techinservice Limited Игорь Щуцкий сообщил, что приобрел у "Лукойла" долю в "Карпатнафтохиме". По его словам, еще часть акций выкупил его партнер, украинский бизнесмен и менеджер, но имя его он не назвал. Что ж, вместо него это сделал АМКУ. Вторым покупателем оказался бывший топ-менеджер компании "Лукойл-Украина" и Одесского НПЗ Ильхам Мамедов.

Сумма сделки, по словам И.Щуцкого, составила около 25 млн долл. Хотя из его цитаты не совсем понятно, то ли это полная стоимость, то ли оплата только за 50% акций. В любом случае – цена для покупателя на заглядение хороша. Особенно, если вспомнить, что еще в прошлом году глава "Лукойла" Вагит Алекперов оценивал весь "Карпатнафтохим" в сумму от 100 млн до 350 млн долл., а объем инвестиций в украинский химактив обозначил на уровне 0,5 млрд долл. Впрочем, лучшим критерием любой цены является usability объекта продажи. 600-й "мерседес" – вещь очень дорогая, но в условиях Заполярья, например, бесполезная. Так и "Карпатнафтохим".

Предприятие простаивает с 2012 г. частично, с 2014-го – полностью. "Лукойл" третий год поддерживает его в режиме так называемого "горячего простоя". Это означает, что основные технологические линии не распилены и не заржавели, что позволяет запустить производство в течение 1-2 месяцев. Но не только экономические обстоятельства должны этому способствовать. Без отмашки со стороны украинских властей запуск предприятия вряд ли сможет стать реальностью. Компромисс с ними у В.Алекперова свелся к тому, что ему позволили уйти из Калуша не с пустыми руками (с Олегом Дерипаской на ЗАлКе, помнится, расстались жестче). По крайней мере, издержки на выплату зарплат и налогов за годы простоя (по подсчетам россиян – порядка 170 млн грн в год) "Лукойл" себе вернет. Кроме того, он, вероятно, останется и основным поставщиком сырья для "Карпатнафтохима", когда на нем наладят работу новые владельцы.

При этом в самостоятельность фигур И.Щуцкого и И.Мамедова на "Карпатнафтохиме" отечественный истеблишмент все равно не очень верит. При всем уважении бизнесменам средней руки запустить химический гигант с годовым оборотом в несколько миллиардов гривен вряд ли по силам без сторонней поддержки. После сообщения от АМКУ о разрешении на покупку пакетов "Карпатнафтохима" в медиа запестрели догадки о том, что за сделкой могут стоять такие крупные украинские бизнесмены, как Константин Жеваго, Игорь Коломойский, Андрей Иванчук. Однако как бы в тени остается фигура нынешнего министра топлива и энергетики И.Насалыка, который ранее дважды избирался мэром Калуша и дважды – народным депутатом по Калушскому округу. В кабинете Владимира Гройсмана это самый богатый министр, судя по декларации. И результативные сдвиги в процессе смены собственника на "Карпатнафтохиме" начались именно в его министерскую каденцию.

Калушский кластер

В прошлом году И.Насалык дважды проведывал родной город с официальными поездками. После последней, в сентябре, и пошли интересные разговоры: о грядущем запуске "Карпатнафтохима" – со стороны Минэнергоугля или же о плавном выходе из Украины – со стороны "Лукойла". При этом условия для работы калушского предприятия буквально во втором полугодии 2016 г. резко улучшились. К сентябрю ему возместили значительную часть зависшего НДС. В августе возобновил работу нефтепродуктопровод от границы с Беларусью, по которому российское дизтопливо может попадать непосредственно в Калуш. В декабре Верховная Рада приняла весьма лоббистский закон, освободивший сырье для "Карпатнафтохима" от обложения акцизами. В итоге, как подсчитал И.Насалык, предприятие может сегодня работать с 12% рентабельности. Объявленная цифра – это немножко пальцем в небо. Но заметно, что министр очень трепетно заботится о судьбе предприятия.

Формально, как чиновник, он не имеет права заниматься бизнесом. Но государственная служба не вечна. А в министерском статусе легче проталкивать решения, которые в будущем могут стать базой под обустройство цельного бизнес-кластера в родном Калуше. Первым ходом в этом направлении был вывод из состава госкомпании "Укринтерэнерго" Калушской ТЭЦ и преобразование ее в самостоятельное предприятие, пока что со 100%-ной собственностью государства. Выдавливание из "Карпатнафтохима" "Лукойла" с последующим заведением туда дружественного менеджмента – шаг второй. ТЭЦ и химкомбинат тесно связаны. Кто держит эту связку в одних руках, тот получает дополнительные бонусы от симбиоза.

Во-первых, "Карпатнафтохим" и Калушскую ТЭЦ связывают полтора километра железнодорожных путей, которые принадлежат химкомбинату, а пользуется ими теплоцентраль. Они ведут до станции Рожнятов, куда прибывает уголь для ТЭЦ, причем с каждым годом объемы поступлений растут, в т. ч. и из неподконтрольной части Донбасса. Возможно, потому И.Насалык так активно выступает против прекращения подобных поставок. В прошлом отопительном сезоне, например, централь потребила около 170 тыс. тонн каменного угля. Хотя до 2013 г. она топила исключительно природным газом.

Во-вторых, химическое производство – это емкий и более платежеспособный рынок сбыта тепловой энергии, чем все население Калуша. Сотрудничество с "Карпатнафтохимом" позволило бы ТЭЦ аккумулировать средства на давно задуманную реконструкцию. Сейчас на станции установлены 4 турбины мощностью 50 МВт каждая, одна из которых в нерабочем состоянии. Реконструкция предполагает установку на объекте новой более эффективной турбины на 110 МВт, что потенциально позволит теплоцентрали выйти на рынок экспортной электроэнергии. Технологически это реально, поскольку ТЭЦ находится в зоне "Бурштынского острова", синхронизированного с европейской энергосистемой. Ранее И.Насалык заявлял, что провести реконструкцию Калушской ТЭЦ можно за кредитные средства Китайского государственного банка развития. Но теперь не станет неожиданностью, если желание стать инвестором изъявит "Карпатнафтохим". Чем не механизм для дальнейшей приватизации теплоэлектроцентрали?

В-третьих, в спарринге с Калушской ТЭЦ видит свое будущее и Калушская соляная компания (КСК). Ее возглавляет еще один местный функционер, бывший глава Калушской райгосадминистрации и бывший заместитель И.Насалыка в период мэрства Василий Петрив. Пока еще недействующая компания планирует извлекать из токсических отходов Домбровского соляного карьера (это рядом с Калушем) калийные удобрения и хлористый натрий. Последний может быть востребован в качестве сырья "Карпатнафтохимом". Но для начала работ КСК нужен источник надежной и желательно недорогой электроэнергии, а также ясность с санацией калушского ОАО "Ориана", на чьем балансе висит карьер. План санации был утвержден в прошлом году решением Ивано-Франковского хозяйственного суда, а Калушская соляная компания фигурирует в нем в качестве инвестора. И.Насалык приложил достаточно усилий, чтобы этот план наконец появился.

Голодный на топливо

Впрочем, состоятельность всех этих бизнес-проектов будет зависеть от того, удастся ли запустить сам "Карпатнафтохим". Курировать это направления берется Techinservice Limited И.Щуцкого. Ранее его компания занималась производством биоэтилена в Украине и пыталась залить рынок производимым на его основе биотпливом. Правда, не очень успешно. Сейчас И.Щуцкий решил переключиться на синтетический этилен. По его словам, запуск "Карпатнафтохима" намечен на апрель-май текущего года. Объемы и ассортимент продукции пока не озвучен. Но при "Лукойле" предприятие перерабатывало 850 тыс. тонн сырья в год, выпуская по 230 тыс. тон этилена и винилхлорида и 100 тыс. тонн полиэтилена (данные за 2014 г. – последний, когда актив более или менее работал).

Если исходить из утверждения И.Щуцкого, что "Карпатнафтохиму" нужно будет 35 тыс. тонн топлива на месяц, то получается, что его планируют запускать примерно вполсилы. И тут возникает неловкий момент, когда приходится считать чужие деньги. Только чтобы закупить сырье для работы "Карпатнафтохима", нужно более 700 млн грн. в рыночных ценах, если это дизтопливо, и 300-400 млн грн., если это сжиженный газ. Да, мы помним, что в декабре 2016-го Верховная Рада освободила производителей этилена от уплаты акциза на покупаемое топливо, что может дать им до 20-30% экономии. Но все равно начальные инвестиции в возобновление работы калушского химпредприятия составят не менее 100 млн долл., включая покупку топлива и других компонентов, логистику, ремонты, свет, воду, газ. Сомнительно, что новые номинальные владельцы "Карпатнафтохима" располагают такими свободными средствами. Тогда что? Возможны целых три варианта.

Вариант №1 – предприятие будет плотно сотрудничать с "Лукойлом" по давальческой схеме. В таком случае может быть оправдание у низкой цены продажи. Часть упущенной выгоды российская компания сможет наверстать в процессе дальнейшего партнерства. Засвечивание в качестве владельца И.Мамедова – косвенный аргумент в пользу данной версии. Он способен обеспечить контакт с российской нефтяной компанией. Вариант №2 – к процессу запуска комбината все-таки вскоре подключится третья сила, так сказать, тяжелая артиллерия украинского бизнеса. В этом случае взгляд чаще всего обращается в сторону одного из крупнейших предпринимателей из партии "Народный фронт" Андрея Иванчука. И И.Щуцкий, и И.Насалык ранее пересекались с ним по бизнес-вопросам. И.Щуцкий, например, тесно сотрудничал в проектах реконструкции сахарных заводов с Василием Палийчуком, который и сейчас является ключевым менеджером во многих компаниях, отождествляемых с А.Иванчуком. И.Насалык в свое время работал с ивано-франковскими бизнесменами Валерием и Юрием Келестиными, у которых был совместный агробизнес с А.Иванчуком. Последний, впрочем, утверждает, что никакого отношения к покупателям "Карпатнафтохима" не имеет. Вариант №3 – на калушском предприятии конструируется мина, способная взорвать топливный рынок Украины. А заявленное производство этилена – только красивая легенда.

Риски надвигаются с двух сторон. Благодаря безакцизному закону, Калуш может стать местом накопления значительных объемов дешевого топлива, которое затем будет попадать в АЗС-розницу, а не на переработку. Дополнительным преимуществом в этой схеме является труба, которая позволяет перекачивать дизтопливо из России непосредственно в калушские резервуары, избегая более дорогой транспортировки в цистернах. Фискальная служба уже разработала порядок, который должен предотвратить "вытекание" ДТ с комбината на свободный рынок – но все будет зависеть от того, насколько строго его станут соблюдать. Второй риск связан с тем, что активная работа "Карпатнафтохима" может оголить стремительно развивающийся украинский рынок сжиженного газа. Уже в прошлом году он иногда подавал сигналы дефицита, а его емкость увеличилась почти до 1,5 млн тонн. Если химическое производство в Калуше запустят, то оно способно забирать с рынка от 0,5 до 1 млн тонн сжиженного газа. Возместить эту потерю операторам рынка автогаза будет крайне трудно, а значит, нельзя исключать подорожание данного ресурса и его нехватку.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 1
06:30 | 09.03.2017
Аноним
Из всего написанного понятно одно - Майдан это не революция гидности, это обычный передел собственности как в 1917 году, так и сейчас.

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!