kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Токсичное наследие Лукойла

10.02.17
размер текста:

Российская нефтяная компания "Лукойл" завершает процесс продажи своего последнего крупного актива в Украине – химического предприятия "Карпатнафтохим" (Калуш, Ивано-Франковская область). С конечными бенефициарами этой покупки еще надо разбираться. А вот главным промоутером сделки смело можно назвать министра топлива и энергетики Украины Игоря Насалыка, бывшего калушского мэра.

Служили два товарища…

Со стороны "Лукойла" официальных подтверждений продажи по состоянию на 9 февраля так и не поступало. Но все карты на стол выложил Антимонопольный комитет Украины, сообщивший, что разрешил купить более 25% акций компании Lukoil Chеmical B.V. лондонской компании Techinservice Limited и еще более 50% – физическому лицу-гражданину Украины. Тут еще следует уточнить, что зарегистрированная в Голландии "лукойлова" дочка – Lukoil Chеmical B.V. – владела до сих пор не полным пакетом, а лишь 76% акций "Карпатнафтохима". Остальные 24% числятся на калушском СП "Лукор", которое подконтрольно российскому "Лукойлу", но уже давно коммерческой деятельности не ведет и находится в процессе ликвидации. Но если упустить подробности, то резюме все то же: россияне из Калуша уходят, а их место занимают бизнесмены с украинскими паспортами.

Первый из счастливых покупателей уже 7 февраля подтвердил свою причастность к сделке. В комментарии изданию Liga.net бенефициар Techinservice Limited Игорь Щуцкий сообщил, что приобрел у "Лукойла" долю в "Карпатнафтохиме". По его словам, еще часть акций выкупил его партнер, украинский бизнесмен и менеджер, но имя его он не назвал. Что ж, вместо него это сделал АМКУ. Вторым покупателем оказался бывший топ-менеджер компании "Лукойл-Украина" и Одесского НПЗ Ильхам Мамедов.

Сумма сделки, по словам И.Щуцкого, составила около 25 млн долл. Хотя из его цитаты не совсем понятно, то ли это полная стоимость, то ли оплата только за 50% акций. В любом случае – цена для покупателя на заглядение хороша. Особенно, если вспомнить, что еще в прошлом году глава "Лукойла" Вагит Алекперов оценивал весь "Карпатнафтохим" в сумму от 100 млн до 350 млн долл., а объем инвестиций в украинский химактив обозначил на уровне 0,5 млрд долл. Впрочем, лучшим критерием любой цены является usability объекта продажи. 600-й "мерседес" – вещь очень дорогая, но в условиях Заполярья, например, бесполезная. Так и "Карпатнафтохим".

Предприятие простаивает с 2012 г. частично, с 2014-го – полностью. "Лукойл" третий год поддерживает его в режиме так называемого "горячего простоя". Это означает, что основные технологические линии не распилены и не заржавели, что позволяет запустить производство в течение 1-2 месяцев. Но не только экономические обстоятельства должны этому способствовать. Без отмашки со стороны украинских властей запуск предприятия вряд ли сможет стать реальностью. Компромисс с ними у В.Алекперова свелся к тому, что ему позволили уйти из Калуша не с пустыми руками (с Олегом Дерипаской на ЗАлКе, помнится, расстались жестче). По крайней мере, издержки на выплату зарплат и налогов за годы простоя (по подсчетам россиян – порядка 170 млн грн в год) "Лукойл" себе вернет. Кроме того, он, вероятно, останется и основным поставщиком сырья для "Карпатнафтохима", когда на нем наладят работу новые владельцы.

При этом в самостоятельность фигур И.Щуцкого и И.Мамедова на "Карпатнафтохиме" отечественный истеблишмент все равно не очень верит. При всем уважении бизнесменам средней руки запустить химический гигант с годовым оборотом в несколько миллиардов гривен вряд ли по силам без сторонней поддержки. После сообщения от АМКУ о разрешении на покупку пакетов "Карпатнафтохима" в медиа запестрели догадки о том, что за сделкой могут стоять такие крупные украинские бизнесмены, как Константин Жеваго, Игорь Коломойский, Андрей Иванчук. Однако как бы в тени остается фигура нынешнего министра топлива и энергетики И.Насалыка, который ранее дважды избирался мэром Калуша и дважды – народным депутатом по Калушскому округу. В кабинете Владимира Гройсмана это самый богатый министр, судя по декларации. И результативные сдвиги в процессе смены собственника на "Карпатнафтохиме" начались именно в его министерскую каденцию.

Калушский кластер

В прошлом году И.Насалык дважды проведывал родной город с официальными поездками. После последней, в сентябре, и пошли интересные разговоры: о грядущем запуске "Карпатнафтохима" – со стороны Минэнергоугля или же о плавном выходе из Украины – со стороны "Лукойла". При этом условия для работы калушского предприятия буквально во втором полугодии 2016 г. резко улучшились. К сентябрю ему возместили значительную часть зависшего НДС. В августе возобновил работу нефтепродуктопровод от границы с Беларусью, по которому российское дизтопливо может попадать непосредственно в Калуш. В декабре Верховная Рада приняла весьма лоббистский закон, освободивший сырье для "Карпатнафтохима" от обложения акцизами. В итоге, как подсчитал И.Насалык, предприятие может сегодня работать с 12% рентабельности. Объявленная цифра – это немножко пальцем в небо. Но заметно, что министр очень трепетно заботится о судьбе предприятия.

Формально, как чиновник, он не имеет права заниматься бизнесом. Но государственная служба не вечна. А в министерском статусе легче проталкивать решения, которые в будущем могут стать базой под обустройство цельного бизнес-кластера в родном Калуше. Первым ходом в этом направлении был вывод из состава госкомпании "Укринтерэнерго" Калушской ТЭЦ и преобразование ее в самостоятельное предприятие, пока что со 100%-ной собственностью государства. Выдавливание из "Карпатнафтохима" "Лукойла" с последующим заведением туда дружественного менеджмента – шаг второй. ТЭЦ и химкомбинат тесно связаны. Кто держит эту связку в одних руках, тот получает дополнительные бонусы от симбиоза.

Во-первых, "Карпатнафтохим" и Калушскую ТЭЦ связывают полтора километра железнодорожных путей, которые принадлежат химкомбинату, а пользуется ими теплоцентраль. Они ведут до станции Рожнятов, куда прибывает уголь для ТЭЦ, причем с каждым годом объемы поступлений растут, в т. ч. и из неподконтрольной части Донбасса. Возможно, потому И.Насалык так активно выступает против прекращения подобных поставок. В прошлом отопительном сезоне, например, централь потребила около 170 тыс. тонн каменного угля. Хотя до 2013 г. она топила исключительно природным газом.

Во-вторых, химическое производство – это емкий и более платежеспособный рынок сбыта тепловой энергии, чем все население Калуша. Сотрудничество с "Карпатнафтохимом" позволило бы ТЭЦ аккумулировать средства на давно задуманную реконструкцию. Сейчас на станции установлены 4 турбины мощностью 50 МВт каждая, одна из которых в нерабочем состоянии. Реконструкция предполагает установку на объекте новой более эффективной турбины на 110 МВт, что потенциально позволит теплоцентрали выйти на рынок экспортной электроэнергии. Технологически это реально, поскольку ТЭЦ находится в зоне "Бурштынского острова", синхронизированного с европейской энергосистемой. Ранее И.Насалык заявлял, что провести реконструкцию Калушской ТЭЦ можно за кредитные средства Китайского государственного банка развития. Но теперь не станет неожиданностью, если желание стать инвестором изъявит "Карпатнафтохим". Чем не механизм для дальнейшей приватизации теплоэлектроцентрали?

В-третьих, в спарринге с Калушской ТЭЦ видит свое будущее и Калушская соляная компания (КСК). Ее возглавляет еще один местный функционер, бывший глава Калушской райгосадминистрации и бывший заместитель И.Насалыка в период мэрства Василий Петрив. Пока еще недействующая компания планирует извлекать из токсических отходов Домбровского соляного карьера (это рядом с Калушем) калийные удобрения и хлористый натрий. Последний может быть востребован в качестве сырья "Карпатнафтохимом". Но для начала работ КСК нужен источник надежной и желательно недорогой электроэнергии, а также ясность с санацией калушского ОАО "Ориана", на чьем балансе висит карьер. План санации был утвержден в прошлом году решением Ивано-Франковского хозяйственного суда, а Калушская соляная компания фигурирует в нем в качестве инвестора. И.Насалык приложил достаточно усилий, чтобы этот план наконец появился.

Голодный на топливо

Впрочем, состоятельность всех этих бизнес-проектов будет зависеть от того, удастся ли запустить сам "Карпатнафтохим". Курировать это направления берется Techinservice Limited И.Щуцкого. Ранее его компания занималась производством биоэтилена в Украине и пыталась залить рынок производимым на его основе биотпливом. Правда, не очень успешно. Сейчас И.Щуцкий решил переключиться на синтетический этилен. По его словам, запуск "Карпатнафтохима" намечен на апрель-май текущего года. Объемы и ассортимент продукции пока не озвучен. Но при "Лукойле" предприятие перерабатывало 850 тыс. тонн сырья в год, выпуская по 230 тыс. тон этилена и винилхлорида и 100 тыс. тонн полиэтилена (данные за 2014 г. – последний, когда актив более или менее работал).

Если исходить из утверждения И.Щуцкого, что "Карпатнафтохиму" нужно будет 35 тыс. тонн топлива на месяц, то получается, что его планируют запускать примерно вполсилы. И тут возникает неловкий момент, когда приходится считать чужие деньги. Только чтобы закупить сырье для работы "Карпатнафтохима", нужно более 700 млн грн. в рыночных ценах, если это дизтопливо, и 300-400 млн грн., если это сжиженный газ. Да, мы помним, что в декабре 2016-го Верховная Рада освободила производителей этилена от уплаты акциза на покупаемое топливо, что может дать им до 20-30% экономии. Но все равно начальные инвестиции в возобновление работы калушского химпредприятия составят не менее 100 млн долл., включая покупку топлива и других компонентов, логистику, ремонты, свет, воду, газ. Сомнительно, что новые номинальные владельцы "Карпатнафтохима" располагают такими свободными средствами. Тогда что? Возможны целых три варианта.

Вариант №1 – предприятие будет плотно сотрудничать с "Лукойлом" по давальческой схеме. В таком случае может быть оправдание у низкой цены продажи. Часть упущенной выгоды российская компания сможет наверстать в процессе дальнейшего партнерства. Засвечивание в качестве владельца И.Мамедова – косвенный аргумент в пользу данной версии. Он способен обеспечить контакт с российской нефтяной компанией. Вариант №2 – к процессу запуска комбината все-таки вскоре подключится третья сила, так сказать, тяжелая артиллерия украинского бизнеса. В этом случае взгляд чаще всего обращается в сторону одного из крупнейших предпринимателей из партии "Народный фронт" Андрея Иванчука. И И.Щуцкий, и И.Насалык ранее пересекались с ним по бизнес-вопросам. И.Щуцкий, например, тесно сотрудничал в проектах реконструкции сахарных заводов с Василием Палийчуком, который и сейчас является ключевым менеджером во многих компаниях, отождествляемых с А.Иванчуком. И.Насалык в свое время работал с ивано-франковскими бизнесменами Валерием и Юрием Келестиными, у которых был совместный агробизнес с А.Иванчуком. Последний, впрочем, утверждает, что никакого отношения к покупателям "Карпатнафтохима" не имеет. Вариант №3 – на калушском предприятии конструируется мина, способная взорвать топливный рынок Украины. А заявленное производство этилена – только красивая легенда.

Риски надвигаются с двух сторон. Благодаря безакцизному закону, Калуш может стать местом накопления значительных объемов дешевого топлива, которое затем будет попадать в АЗС-розницу, а не на переработку. Дополнительным преимуществом в этой схеме является труба, которая позволяет перекачивать дизтопливо из России непосредственно в калушские резервуары, избегая более дорогой транспортировки в цистернах. Фискальная служба уже разработала порядок, который должен предотвратить "вытекание" ДТ с комбината на свободный рынок – но все будет зависеть от того, насколько строго его станут соблюдать. Второй риск связан с тем, что активная работа "Карпатнафтохима" может оголить стремительно развивающийся украинский рынок сжиженного газа. Уже в прошлом году он иногда подавал сигналы дефицита, а его емкость увеличилась почти до 1,5 млн тонн. Если химическое производство в Калуше запустят, то оно способно забирать с рынка от 0,5 до 1 млн тонн сжиженного газа. Возместить эту потерю операторам рынка автогаза будет крайне трудно, а значит, нельзя исключать подорожание данного ресурса и его нехватку.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 2
15:58 | 21.09.2017
FrancisScamp
!!!Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? Ответ на Email: voevodin.cheslav@mail.ru
06:30 | 09.03.2017
Аноним
Из всего написанного понятно одно - Майдан это не революция гидности, это обычный передел собственности как в 1917 году, так и сейчас.

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!