kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Катера вместо крейсеров

14.08.09
размер текста:

В течение ближайших пяти лет большая часть корабельного состава ВМС Украины завершит срок эксплуатации. При этом отечественное кораблестроение не в состоянии обеспечить флот современными образцами военно-морской техники. Во-первых, в стране отсутствует замкнутый цикл производства военно-морских вооружений – ракетных, торпедных, минных, артиллерийских и бомбовых. К тому же украинские корабелы не имеют практического опыта строительства подводных лодок и кораблей противоминной обороны.

Кроме того, в Украине не производятся главные дизельные двигатели и дизель-генераторы большой мощности, а также магниево-алюминиевые сплавы, опреснители морской воды и успокоители качки. «Учитывая отсутствие собственных научно-технических разработок и технологий в данной области, а также отсутствие производственных мощностей, на создание самодостаточных украинских военно-морских вооружений потребуются десятки лет. Это экономически нецелесообразно» - отмечают в Минпромполитики.

В связи с этим ведомство предлагает развивать в Украине строительство массовых проектов кораблей (корветов), катеров и вспомогательных судов на основе существующей производственной базы с использованием импортных вооружений, оборудования и комплектующих. Вместе с тем в Минпромполитики указывают на отсутствие в отечественных ВМС практического опыта принятия на вооружение зарубежных образцов военно-морской техники и вооружений. При этом для дальнейшего развития отрасли ведомство считает целесообразным корпоратизацию и приватизацию кораблестроительных и смежных госпредприятий из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования.

Речь идет, прежде всего, об ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море», которое специализируется на строительстве кораблей и катеров на подводных крыльях и на воздушной подушке, среди которых малый десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» и малый противолодочный корабль на подводных крыльях «Сокол». По итогам I полугодия предприятие сократило чистый убыток с 53,63 до 3,42 млн грн. по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Однако позитивный финансовый результат достигнут не за счет основной деятельности. Так, реализация продукции в январе-июне на «Море» возросла незначительно: с 3,55 до 3,8 млн грн. При этом выпуск военной продукции на предприятии не осуществляется с 2003 года. Вот уже несколько лет на стапелях «Моря» покоится корвет «Луганск», степень готовности которого составляет 98%. Однако средств на его доводку правительство не выделяет. Тем временем затраты на оплату труда на предприятии уменьшились с 4,14 до 3,81 млн грн., что указывает на сокращение трудового коллектива.

Не лучше ситуация и на другом госпредприятии - Николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара, который в советское время специализировался на изготовлении крейсеров и эсминцев. Достаточно сказать, что в конце апреля нынешнего года Мипромполитики разрешило предприятию реализовать часть имущества - в счет погашения, существующей задолженности по зарплате. Кроме того, 6 млн грн. для этих целей было выделено из спецфонда госбюджета.

Впрочем, практика не подтверждает веру правительственных чиновников в приватизацию как панацею для корабелов. В качестве примера можно взять Черноморский судостроительный завод в Николаеве, который при СССР также выпускал крейсера и авианосцы. В результате многолетних корпоративных конфликтов частных акционеров ЧСЗ уже не первый год балансирует на грани выживания. А тем временем производственные мощности кораблестроительных предприятий постепенно приходят в негодность. По оценкам Минпромполитики, в целом по отрасли износ основных фондов достигает 70%.

Закономерно, что в итоге продолжительность строительства кораблей и судов в Украине в 2-2,5 раза дольше, а трудоемкость процессов в 3-5 раз больше, чем у зарубежных производителей. Например, на наших заводах на обработку тонны металла тратится 120-150 человеко-час. В Южной Корее, которая является лидером мирового судостроения, этот показатель составляет 29 человеко-час. Естественно, в таких условиях говорить о конкурентных предложениях на мировых рынках не приходится. Поэтому основным заказчиком для украинских корабелов остается государство. В текущем году оно выделило на закупку двух новых катеров для Государственной пограничной службы 6 млн грн., на 8 катеров меньшей вместимости – еще 3,4 млн грн., и на закупку 12 специальных малых катеров – 1 млн грн. Понятно, что, имея выход лишь к внутренним Черному и Азовскому морям, а также нейтральный политический статус, Украина и не должна строить для собственных нужд авианесущие крейсера и атомные подлодки. С другой стороны, никто не говорит, что такая продукция не имела бы сбыт на мировых рынках.

Однако для этого нужна серьезная господдержка – поскольку строительство большого военного корабля, включая монтаж и наладку вооружений, длится в среднем 5 лет. И все это время предприятию необходимо обеспечивать затраты по налоговым и кредитным платежам, оплате труда, энергоносителей и т. д. А при таких объемах госзаказа отрасль обречена на дальнейшую борьбу за выживание и, в итоге, на окончательное перепрофилирование под выпуск гражданских судов малого водоизмещения. То же самое можно сказать и о смежных госпредприятиях – таких, как НПК «Заря»-«Машпроект», выпускающий газотурбинные двигатели для крейсеров и авианосцев.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0



Статьи
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.
07.04.17, Ярослав Ярош
Многократное повышение цен на газ для потребителей, потеря контроля над значительной частью черноморского шельфа и развеивание сланцевых грез сделали свое дело. Добыча природного газа из традиционных источников на материковой части Украины снова стала востребованной, а главное – высокомаржинальной. Такой поворот уже подвиг некоторых политиков и чиновников на смелые заявления, что к 2020 г. страна может полностью отказаться от импортного газа. Добывающие же компании просто пересмотрели в более позитивном ракурсе свои инвестиционные программы. Самая амбициозная под условным названием "20/20" – у государственного "Укргазвыдобування".
04.04.17, Максим Полевой
В условиях общего спада отечественного металлоэкспорта доля Европы в его структуре увеличилась. В текущем году украинские металлурги могут нарастить поставки в регион, но это будет зависеть от ситуации в отрасли.
30.03.17, Василий Январев
Заготовка металлолома в Украине сократилась до минимального показателя за последние 20 лет. Это делает практически неизбежным очередной раунд борьбы за этот важный для украинской металлургии ресурс – ведь никаких существенных предпосылок для увеличения заготовки металлолома на сегодняшний день не существует.
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!