kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Катера вместо крейсеров

14.08.09
размер текста:

В течение ближайших пяти лет большая часть корабельного состава ВМС Украины завершит срок эксплуатации. При этом отечественное кораблестроение не в состоянии обеспечить флот современными образцами военно-морской техники. Во-первых, в стране отсутствует замкнутый цикл производства военно-морских вооружений – ракетных, торпедных, минных, артиллерийских и бомбовых. К тому же украинские корабелы не имеют практического опыта строительства подводных лодок и кораблей противоминной обороны.

Кроме того, в Украине не производятся главные дизельные двигатели и дизель-генераторы большой мощности, а также магниево-алюминиевые сплавы, опреснители морской воды и успокоители качки. «Учитывая отсутствие собственных научно-технических разработок и технологий в данной области, а также отсутствие производственных мощностей, на создание самодостаточных украинских военно-морских вооружений потребуются десятки лет. Это экономически нецелесообразно» - отмечают в Минпромполитики.

В связи с этим ведомство предлагает развивать в Украине строительство массовых проектов кораблей (корветов), катеров и вспомогательных судов на основе существующей производственной базы с использованием импортных вооружений, оборудования и комплектующих. Вместе с тем в Минпромполитики указывают на отсутствие в отечественных ВМС практического опыта принятия на вооружение зарубежных образцов военно-морской техники и вооружений. При этом для дальнейшего развития отрасли ведомство считает целесообразным корпоратизацию и приватизацию кораблестроительных и смежных госпредприятий из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования.

Речь идет, прежде всего, об ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море», которое специализируется на строительстве кораблей и катеров на подводных крыльях и на воздушной подушке, среди которых малый десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» и малый противолодочный корабль на подводных крыльях «Сокол». По итогам I полугодия предприятие сократило чистый убыток с 53,63 до 3,42 млн грн. по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Однако позитивный финансовый результат достигнут не за счет основной деятельности. Так, реализация продукции в январе-июне на «Море» возросла незначительно: с 3,55 до 3,8 млн грн. При этом выпуск военной продукции на предприятии не осуществляется с 2003 года. Вот уже несколько лет на стапелях «Моря» покоится корвет «Луганск», степень готовности которого составляет 98%. Однако средств на его доводку правительство не выделяет. Тем временем затраты на оплату труда на предприятии уменьшились с 4,14 до 3,81 млн грн., что указывает на сокращение трудового коллектива.

Не лучше ситуация и на другом госпредприятии - Николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара, который в советское время специализировался на изготовлении крейсеров и эсминцев. Достаточно сказать, что в конце апреля нынешнего года Мипромполитики разрешило предприятию реализовать часть имущества - в счет погашения, существующей задолженности по зарплате. Кроме того, 6 млн грн. для этих целей было выделено из спецфонда госбюджета.

Впрочем, практика не подтверждает веру правительственных чиновников в приватизацию как панацею для корабелов. В качестве примера можно взять Черноморский судостроительный завод в Николаеве, который при СССР также выпускал крейсера и авианосцы. В результате многолетних корпоративных конфликтов частных акционеров ЧСЗ уже не первый год балансирует на грани выживания. А тем временем производственные мощности кораблестроительных предприятий постепенно приходят в негодность. По оценкам Минпромполитики, в целом по отрасли износ основных фондов достигает 70%.

Закономерно, что в итоге продолжительность строительства кораблей и судов в Украине в 2-2,5 раза дольше, а трудоемкость процессов в 3-5 раз больше, чем у зарубежных производителей. Например, на наших заводах на обработку тонны металла тратится 120-150 человеко-час. В Южной Корее, которая является лидером мирового судостроения, этот показатель составляет 29 человеко-час. Естественно, в таких условиях говорить о конкурентных предложениях на мировых рынках не приходится. Поэтому основным заказчиком для украинских корабелов остается государство. В текущем году оно выделило на закупку двух новых катеров для Государственной пограничной службы 6 млн грн., на 8 катеров меньшей вместимости – еще 3,4 млн грн., и на закупку 12 специальных малых катеров – 1 млн грн. Понятно, что, имея выход лишь к внутренним Черному и Азовскому морям, а также нейтральный политический статус, Украина и не должна строить для собственных нужд авианесущие крейсера и атомные подлодки. С другой стороны, никто не говорит, что такая продукция не имела бы сбыт на мировых рынках.

Однако для этого нужна серьезная господдержка – поскольку строительство большого военного корабля, включая монтаж и наладку вооружений, длится в среднем 5 лет. И все это время предприятию необходимо обеспечивать затраты по налоговым и кредитным платежам, оплате труда, энергоносителей и т. д. А при таких объемах госзаказа отрасль обречена на дальнейшую борьбу за выживание и, в итоге, на окончательное перепрофилирование под выпуск гражданских судов малого водоизмещения. То же самое можно сказать и о смежных госпредприятиях – таких, как НПК «Заря»-«Машпроект», выпускающий газотурбинные двигатели для крейсеров и авианосцев.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!