kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Схватка за лом. Часть вторая

30.03.17
размер текста:

Заготовка металлолома в Украине сократилась до минимального показателя за последние 20 лет. Это делает практически неизбежным очередной раунд борьбы за этот важный для украинской металлургии ресурс – ведь никаких существенных предпосылок для увеличения заготовки металлолома на сегодняшний день не существует.

По информации ГП "Укрпромвнешэкспертиза", в прошлом году заготовка лома в Украине составила всего 3,5 млн тонн. И тогда же разыгралась нешуточная битва за этот ценный ресурс, без которого не может обойтись ни один металлургический комбинат. Наиболее зависимы, конечно же, электросталеплавильные предприятия: им для производства тонны стали необходимо 1,1 тонны металлолома. Но и при выплавке тонны стали в конвертере необходимо затратить в среднем 230 кг лома.

Столкнувшись с острым дефицитом металлолома, металлурги сумели в прошлом году добиться повышения экспортной пошлины с 10 евро/тонну до 30 евро/тонну, но победа далась им нелегко. Как известно, первый раз Верховная Рада приняла законопроект о повышении экспортной пошлины в апреле, но затем эта инициатива столкнулась с президентским вето – Петр Порошенко выступил против предложения установить повышенную пошлину сроком на три года, как того хотели металлурги. В парламенте согласились с этим предложением, повторное голосование прошло в июле, но президент подписал закон только в сентябре.

Таким образом, уже с 15 сентября текущего года пошлина вновь может опуститься до отметки, которая совершенно не сдерживает переток отечественного металлолома к турецким производителям стали. Напомним, что бурный рост экспорта металлолома произошел в 2014 году, когда поставки данного вида сырья за рубеж выросли в 3,5 раза, до 876 тыс. тонн. В 2015 году за границу ушло уже 1,212 млн тонн украинского металлолома. Повышение пошлины, судебные иски металлургов, а также повышение закупочных цен выше экспортного паритета позволили снизить экспорт металлолома по итогам прошлого года до 272 тыс. тонн.

Глава парламентского комитета по промышленной политике Виктор Галасюк подчеркивает, что принятые законы о повышении экспортной пошлины, а также по введению нулевой пошлины на импорт металлолома позитивное повлияли на рынок. "Если бы экспорт металлолома в 2016 году был на уровне 2015 года, то есть более 1 млн тонн, это стало бы настоящей катастрофой, ведь это треть всего потребления лома в Украине. При сохранении экспорта лома на уровне 2015 года металлурги были бы вынуждены приостанавливать мощности и увольнять работников. А это сотни миллионов налоговых поступлений в бюджет и значительная потеря валютной выручки для страны. Благодаря пошлине катастрофу удалось предотвратить", – отмечает политик.

Генеральный директор металлургического комбината "Запорожсталь" Ростислав Шурма отмечает, что повышение пошлины на экспорт облегчило предприятиям горно-металлургического комплекса закупки металлолома. "Тем не менее даже возросшие поставки не покрыли потребность металлургов в металлоломе. Несмотря на позитивные сдвиги, на рынке по-прежнему существует дефицит этого стратегического сырья", – говорит топ-менеджер.

В январе-феврале 2017 года экспорт металлолома, хоть и увеличился по сравнению с АППГ почти на 78%, но остается на низком уровне – за первые два месяца за границу "ушло" всего 17,8 тыс. тонн. За этот же период, по информации объединения предприятий "Укрметаллургпром", поставки лома на отечественные метзаводы выросли на 32% по сравнению с АППГ, до 450 тыс. тонн. Тем не менее это составило всего 74% от потребности предприятий. Таким образом, украинские металлурги продолжают испытывать "ломовой голод", пусть и не настолько острый, как в 2015 году.

Способов утоления этого голода несколько. В частности, предприятия были вынуждены замещать металлолом жидким чугуном или горячебрикетированным железом, но это негативно влияло на себестоимость конечной продукции. Еще один вариант решения – импорт металлолома. До 2013 года одним из основных поставщиков данного сырья для украинских производителей был Казахстан, но сегодня поставок из этой страны нет из-за введенного местным правительством запрета на экспорт металлолома. Но в прошлом году импорт металлолома вырос по сравнению с 2015-м более чем в 9 раз, до 43,2 тыс. тонн.

С начала текущего года завоз заграничного лома стабильно растет. За первые два месяца текущего года рост поставок составил 63,2%, до почти 7 тыс. тонн. По прогнозу трубно-колесной компании "Интерпайп", в 2017 году Украина впервые станет нетто-импортером металлолома (то есть поставки из-за рубежа превысят украинский экспорт).

Стоит отметить, что эта новость является позитивной для сборщиков металлолома. По прогнозу компании "Интерпайп" в текущем году внутриукраинские цены на лом будут выше экспортного паритета с турецкой ценой за исключением кратковременных периодов пикового спроса в этой стране. В таком случае металлургам придется конкурировать за его покупку не с экспортерами лома, а друг с другом, что сделает заготовку лома экономически более привлекательной.

В свою очередь заместитель директора ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Юрий Добровольский прогнозирует, что цена металлолома на внутреннем рынке, скорее всего, упадет по сравнению с прошлым годом или не будет существенно выше. В частности, эксперт обратил внимание на остановку Алчевского металлургического комбината и Енакиевского метзавода. "До блокады мы прогнозировали что в текущем году у нас будет прирост выплавки стали на 0,8-1 млн тонн. Сейчас остановка двух комбинатов это примерно минус 3,5 млн тонн стали. То есть даже если остальные увеличат производство на 1 млн тонн или даже 1,5 млн, то в результате падение выплавки стали составит около 2 млн тонн", – отметил он, подчеркнув, что снижение объемов выплавки приведет и к падению спроса на лом, что в свою очередь будет давить на цены. Ю.Добровольский добавил, что ломозаготовке мог бы помочь более высокий рост цен на металлолом и металлопрокат на внешних рынках. "Но, скорее всего, рост будет скромным, поэтому у металлургов не будет финансового задела, чтобы существенно поднять закупочную цену на внутреннем рынке", – считает замдиректора УПЭ.

По мнению Ю.Добровольского, увеличению ломозаготовки в Украине в первую очередь мог бы поспособствовать рост объемов производства в машиностроении, но в этой отрасли экономики в текущем году вряд ли стоит ожидать серьезного прорыва. По оценкам УПЭ, суммарный металлофонд страны включает в себя около 600 млн тонн металла, в структуре которого приблизительно 390 млн тонн, или 65% занимает полностью изношенный металл. "Отсутствие инвестиций в обновление основного капитала страны не позволяет получить потенциально существующие объемы металлолома. А поскольку никаких масштабных обновлений инфраструктуры нет, металлоломщики будут собирать то, что недособирали в прошлом году", – прогнозирует Ю.Добровольский.

Скорее всего, в текущем году ломозаготовка в Украине поставит очередной антирекорд. По прогнозу "Интерпайпа", ломосбор снизится до 2,9-3,1 млн тонн, соответственно ожидаемый дефицит лома составит около 1 млн тонн. Логично, что на фоне столь острого дефицита металлурги будут выступать за продление действия экспортной пошлины на уровне 30 евро/тонну.

В некоторых фракциях украинского парламента уже заявляют о готовности поддержать существующие ограничения на экспорт лома. "Пока в Украине полноценно не заработает машиностроение, не начнется реализация масштабных инфраструктурных проектов, металлолома будет не хватать даже для нужд внутренних потребителей. Этот дефицит нужно преодолевать, в том числе мерами государственной политики. Металл нужен оборонке, машиностроителям, вагоностроителям, корабелам, авиапрому, энергомашиностроителям. К тому же продолжается АТО, особенно обостряет вызовы для оборонной сферы и промышленности. Поэтому фракция Радикальной партии настаивает, что повышенную пошлину нужно сохранить и продолжить", – подчеркивает глава парламентского комитета по промполитике.

При этом В.Галасюк выразил уверенность, что снижение экспортной пошлины до отметки в 10 евро/тонну не приведет к увеличению ломосбора. Он обратил внимание на то, что источником лома являются промышленные или бытовые металлические изделия, которые вышли из строя или отходы металлообрабатывающий промышленности. "То есть образование нового лома непосредственно связано с тем, сколько металла было потреблено в предыдущие годы", – акцентировал он.

Нардеп сослался на данные британской компании CRU Independent Authority, которая подсчитала, что с 1991 года Украина потребила 168 млн тонн стали. В то же время заготовка лома за этот же период, по информации ОП "Укрметаллургпром", составила 148 млн тонн. "Объем потребленной стали практически равен объему заготовленного лома. Последние 20 лет в утиль идет объем стали, который можно сравнить с объемом потребления. А новый металлолом не накапливается. Таким образом, сейчас главным фактором, влияющим на объем заготовки этого вида сырья в стране, является не пошлина, а объемы внутреннего потребления металлофонда, которые из-за неправильной государственной экономической политики сегодня критически низкие. Украине нужна программа масштабной модернизации – обновления и развития инфраструктуры и промышленности", – уверен В.Галасюк.

Немного сгладить ломовой голод сможет выход "Укрзализныци" на рынок металлолома. По различным оценкам, госкомпания обладает запасами лома на уровне от 300 до 450 тыс. тонн. Кроме этого, в металлолом должен "уплыть" оказавшийся ненужным для военного флота недостроенный ракетный крейсер "Украина", но кардинально проблему нехватки лома это, конечно же, не решит.

Василий Январев

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 1
11:14 | 03.04.2017
утилизация
Минобороны РФ запланировало сверхмасштабную утилизацию вооружений. Как указано в пояснительной записке к проекту изменений в Указ президента РФ № 775, до 2021 г запланировано утилизировать, кроме прочего:

- 9,9 тыс. единиц бронетанковой техники,
- 21,5 тыс. единиц ракетно-артиллерийского вооружения,
- 7 млн единиц стрелкового оружия,
- 150 млн. единиц боеприпасов.

Не вызывает сомнений, что немалая часть этих вооружений и боеприпасов уже «утилизированы» или запланированы к «утилизации» на Донбассе. Можем оценить размах российских кровососов.

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!