kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Гранит коррупции

14.04.17
размер текста:

Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.

Неприбыльная сфера

Украинские граниты давно завоевали всемирное признание архитекторов и дизайнеров. Они использовались при отделке мавзолея лидера вьетнамского освободительного движения Хо Ши Мина в Ханое, монгольского маршала Чойбалсана – в Улан-Баторе, кремлевского Дворца съездов и храма Христа Спасителя в Москве, Крещатика, зданий Верховной Рады, Михайловского монастыря и Владимирского собора – в Киеве.

На всех указанных объектах применялась гранитная облицовка Беличского комбината – уникального в масштабах СССР предприятия по обработке камня, которое с 1971 г. возглавлял Анатолий Повзик. После распада Союза он быстро сориентировался в текущей обстановке и под шумок ваучерной приватизации стал владельцем ГКК "Беличи", преобразованного в ЗАО.

В прежних рамках бывшему "красному директору" стало тесно и в 1996 г. он получил на 20 лет лицензию на разработку двух участков Токовского гранитного месторождения. Это месторождение в Апостоловском р-не Днепропетровской обл. с запасами в 70 млн куб. м является одним из самых крупных в Украине. Добываемый здесь камень традиционно экспортируется в Европу, главным образом в Италию и Польшу. Но не только туда: к примеру, памятник Ивану Франко в Вене тоже облицован токовским гранитом.

Для его добычи и обработки еще в 1963 г. было создано ГП "Токовский гранитный карьер", но в 2002 г. предприятие обанкротили. В итоге там появились три частные фирмы. Но если работа первых двух не вызывает нареканий у властей, то с "Беличами" ситуация характеризуется как анархия и циничный беспредел.

Начнем с того, что осенью 2015 г. предприятие было признано банкротом в судебном порядке, оставшись должным кучу денег своим работникам в виде зарплаты, а также государству в виде отчислений в Пенсионный фонд Украины, фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве, земельного налога и т.д.

Банкротство выглядит очень подозрительно с учетом давних торговых связей предприятия с зарубежными партнерами и наличия стабильного спроса на его продукцию как в Украине, так и за ее пределами. Да и государство тоже никогда не забывало о комбинате: его продукция использовалась при реконструкции Украинского дома, киевской филармонии, дворца "Украина" и т. д. Да, бывали в прежние годы задержки с оплатой – но государство в лице Кабинета министров шло навстречу, предоставляя для ГКК "Беличи" отсрочки по бюджетным платежам.

Сам А.Повзик в одном из интервью СМИ отмечал, что 1 куб. м украинского лабрадорита за границей стоит свыше 1 тыс. долл., а в год при добыче 3-4 тыс. куб. м камня можно получать 600 тыс. – 1,2 млн долл. прибыли. Также бессменный руководитель и владелец "Беличей" говорил о выгодности инвестиций в обработку камня: по его словам, каждый вложенный в эту сферу доллар через год приносит полтора.

Итак, неясно, как в таком случае предприятие с налаженным сбытом могло оказаться в состоянии банкротства – разве что речь идет о попытке уклонения от налогообложения и перевода бизнеса в "теневую" сферу.

Гранит в "тени"

Государственные контролирующие органы старались пресечь безобразия в работе филиала "Киевский карьер", созданного ПАО "ГКК "Беличи" на базе Токовского месторождения, еще в 2011 г. Выявленные нарушения оказались настолько грубыми и серьезными, что привели к приостановке лицензии на недропользование в 2012 г. Впрочем, государство при этом сделало широкий жест, дав возможность устранить выявленные недостатки.

Но руководство компании не воспользовалось этим шансом и не оценило проявленную лояльность. Криворожское горнопромышленное территориальное управление Госгормпромнадзора в августе 2013 г. провело плановую проверку филиала "Киевский карьер" и выяснило, что у предприятия по-прежнему все плохо. В частности, с января по август не выполнялись вскрышные работы в соответствии с ранее утвержденным планом развития горных работ – в нарушение ст. 51 Кодекса Украины о недрах.

Кроме того, проверяющие обнаружили отсутствие договора на мониторинг и научное сопровождение выполняемых работ – в нарушение лицензионных условий о недропользовании. Отсутствовал и проект складирования добытого камня, не была проведена поверка маркшейдерского инструмента. Проще говоря, компания хозяйничала в карьере как ей заблагорассудится, что чревато прежде всего экологическими рисками. Кроме того, такой подход создает угрозу для безопасности производства.

Поэтому Криворожское горнопромышленное территориальное управление Госгормпромнадзора обратилось с иском об остановке работ производственного филиала "Киевский карьер" на Токовском месторождении – до устранения выявленных нарушений.

В результате иск был удовлетворен. Тем не менее, даже несмотря на наличие такого судебного решения, компания А.Повзика в октябре 2013-го ухитрилась извернуться и переоформить лицензию, доказав, что с отдельными чиновниками можно порешать любые вопросы, если нащупать "правильный" подход. Впрочем, срок продленной лицензии все равно истек 13 июля 2016 г.

Но это не остановило руководство комбината и как свидетельствуют местные жители, в Киевском карьере продолжаются работы – правда, не на постоянной основе, а периодически. По мере появления разовых заказов. Полученная "подпольно" гранитная продукция продается зарубежным клиентам по фиктивным документам через посредника-"прокладку", торговую фирму "Камень Украины". На нее токовский гранит оформляется как поступивший совсем из других источников.

Ясно, что ни о какой уплате налогов в таком случае говорить не приходится. А ведь в Конституции записано, что недра Украины принадлежат ее народу и государству. Получается, что руководство "Беличей" дважды обворовывает и народ, и государство: сначала путем незаконной добычи гранита, потом – путем его экспорта через фирму-"прокладку", без уплаты ренты за недропользование.

По самым скромным оценкам, государство от таких мутных схем в работе ГКК "Беличи" ежегодно теряет миллионы гривен. Таким образом руководство комбината "Беличи" в итоге скатилось к откровенному криминалу. Поэтому и попало в поле зрения правоохранительных органов, став объектом расследования в уголовном производстве, открытом прокуратурой Днепропетровской обл. по ч.2 ст.364 УК Украины - злоупотребление властью или должностным положением, повлекшее тяжкие последствия.

Сейчас следствием установлен сам факт незаконной добычи в Киевском карьере, которую руководство комбината ведет, открыто вытирая ноги о законы Украины. А прокуратура тем временем пытается определить объем перевозок незаконно добытой гранитной продукции с Киевского карьера после его остановки. Но выяснять можно долго, ссылаясь на отсутствие доступа к необходимой документации.

И с таким подходом, напоминающим имитацию бурной деятельности, расследование может затягиваться до бесконечности в интересах фигурантов – руководства ГКК "Беличи". Которое, несмотря на уголовное производство, внесенное в Единый государственный реестр досудебных расследований, выбивает в Госгеонедра новую лицензию на Токовское месторождение. При этом должностные лица филиала имеют наглость продолжать нелегальные работы, наплевав на все существующие в Украине законы. Неужели и в этот раз чудеса изворотливости со стороны нечистых на руку дельцов восторжествуют над законом и установленным порядком хозяйствования?

Как установлено следствием, правовой беспредел руководства комбината "Беличи" стал возможным благодаря наличию коррупционных связей. В частности, покровительство нелегальному бизнесу в Киевском карьере оказывает некий депутат Верховной Рады. Действительно, сложно представить, что столь дерзко плевать на законы Украины можно, не имея надежной "крыши" в самых верхах. Вместе с тем очевидно, что данное обстоятельство не должно стать решающим в вопросе привлечения виновных к ответственности и запрета "Беличам" на работы в Токовском карьере.

Алексей Дмитренко

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 2
12:48 | 23.06.2017
Deweynag
If you have a desire to learn how to earn from $ 500 per day and work only for yourself, then write to us at email: admin@makemoneyonline.universalxyzdom.xyz
16:43 | 27.04.2017
КОРУПЦИЯ в УКРАИНЕ
БЕЗГРАНИЧНА!

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!