kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Коммунальный ремонт Украины

16.06.17
размер текста:

Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.

Украина обладает достаточно развитой сетью городского транспорта, включая такие основные его виды, как трамвай, троллейбус, автобус, метро. Метрополитен действует в Киеве, Харькове, Днепре, планы строительства в том или ином виде существуют для Одессы и Донецка. Большинство областных центров и прочих крупных городов имеет троллейбусные системы, а некоторые – еще и трамвайные. Из числа городов, не являющихся облцентрами, электротранспорт есть в Кривом Роге, Кременчуге, Каменском, Мариуполе, Краматорске, Горловке, других промцентрах Донбасса.

Вся эта разветвленная система требует постоянного обновления и развития. В советское время данная потребность покрывалась в основном из-за пределов республики, особенно по троллейбусам. Некоторое количество трамваев производилось в Киеве, часть необходимых автобусов – на всесоюзно известном ЛАЗе, а остальное поступало извне.

После распада Союза отечественный гортранспорт начал деградировать, в т.ч. из-за  очень медленного обновления подвижного состава. По информации Мининфраструктуры, за период с 1990 года по настоящее время число рабочих  единиц наземного коммунального транспорта обвалилось вдвое, с 12,3 тыс. до немногим более 6000, а усредненный износ достиг уровня 80%. Тем не менее обновление продолжалось, в числе самых известных производственных проектов – выпуск троллейбусов на заводе "Южмаш", "рестарт" ЛАЗа на базе современных технологий, изготовление малых автобусов корпорацией "Богдан" и другими компаниями.

Автобусная динамика

В 2016 году украинский рынок новых автобусов вырос примерно в 2 раза, до 1293 ед. – прежде всего за счет импорта и распродажи складов, тогда как производство, напротив, упало на 64,2%, до 321 ед. Ведущие позиции на рынке – 31% в "штуках" – занял "Павловский автобус" (марка ПАЗ; Россия), он входит в группу ГАЗ и часть его машин в нашей стране фигурирует под брендом "Мрія". Правда, весной данное предприятие попало под расширенные антироссийские санкции, и теперь его позиции, вероятно, ослабнут.

На 2-м месте – "Черкасский автобус" с ТМ Ataman, в прошлом году начавший производство машин экологического стандарта Евро-5, включая модели с газовыми двигателями. Далее в порядке убывания рыночной позиции следуют "Часовоярские автобусы" с маркой "Рута", "Богдан" (также осваивающий машины на газе) и "Эталон". Кроме того, автобусы в Украине выпускают Запорожский автозавод (ЗАЗ), "ЭлектронТранс" (Львов; бренд "Электрон"), "Стрый-Авто". Из иностранных ТМ присутствуют Mercedes-Benz, Сitroen, собственно ГАЗ, тоже попавший под санкции, и, конечно, Минский АЗ, продукцией которого во многом укомплектованы маршруты столицы и других городов. В частности, уже в июне МАЗ выиграл тендер на поставку 100 низкопольных автобусов в Киев.

С другой стороны, "Богданы" и другие отечественные автобусы можно встретить в большинстве постсоветских стран. С недавних пор экспорт своей продукции в Польшу начал ЗАЗ, а "Эталон" разработал 2 новые модели совместно с DAF и готовится начать их поставки в Центрально-Восточную Европу.

В 2017-м крупные украинские города продолжают обновлять автобусные парки, что позволяет рассчитывать на оживление производства автобусов. Так, Киев в течение года намерен закупить 100 новых автобусов, 80 троллейбусов и 40 трамваев на общую сумму более 3 млрд грн., Запорожский горсовет – до 35 автобусов. А Европейский инвестбанк сейчас открывает кредитную линию на 200 млн евро для обновления гортранспорта в Украине. Добавим, в начале года Кабмин при закупке автобусов, троллейбусов и электробусов за бюджетные средства разрешил увеличить размер предоплаты до 70% их стоимости (ныне – 30%), а срок ее погашения увеличен до 8 мес. для колесного транспорта и до 1 года для трамваев; соответствующие изменения внесены в постановление №117 от 23.04.2014.

Электротренды

Что касается троллейбусов, то их выпуском в последние годы занимаются в первую очередь крупные отечественные изготовители автобусов – "Богдан", "ЭлектронТранс", ЛАЗ. Возобновил троллейбусное производство и "Южмаш", создавший соответствующие мощности в 1990-х годах. После постперестроечного застоя троллейбусные сети в украинских городах снова "приходят в себя" и начинают развиваться, и эксперты ожидают в ближайшие годы более или менее стабильного спроса на соответствующий подвижный состав. В этом сегменте также активен белорусский МАЗ, однако его позиции намного слабее, чем на рынке автобусов. Есть и экспорт: например, "Богдан" в последние годы поставлял свои троллейбусы в Польшу.

Довольно активно обновляется и трамвайное хозяйство, опираясь на таких производителей, как "Татра-Юг" (Одесса; промплощадка – на базе "Южмаша", г. Днепр), тот же "ЭлектронТранс", Крюковский вагонзавод. Конкурентом им выступает польская Pesa и другие европейские производители, причем есть планы создать в столице СП по сборке вагонов Pesa. В свою очередь, наши компании пытаются участвовать в зарубежных тендерах: скажем, "Татра-Юг" выиграла в Египте конкурс на поставку 15 вагонов и участвует в других тендерах в Азии. По словам гендиректора одесского предприятия Анатолия Кердивары, философия президента США Дональда Трампа Buy American, hire American ("Покупай американское и нанимай американцев") распространяется на все крупные государства: везде необходима защита внутреннего производителя, борьба за сохранение рабочих мест. Поэтому выход на внешний рынок, как правило, предполагает создание консорциума или СП на территории страны-покупателя, прохождение длительных дополнительных сертификаций, локализацию производства и пр.

И все-таки муниципалитеты пока что делают ставку на модернизацию и реконструкцию трамваев, а не на покупку новых, сетуют аналитики. Так, в начале года КП "Запорожэлектротранс" запустило проект сборки трамваев на базе имеющихся вагонных тележек и новых комплектующих производства различных заводов Украины: к примеру, корпус поставляется Калушским машзаводом (Ивано-Франковская область). Подобным образом в последние годы действовали Одесса, Харьков, отмечает А.Кердивара, а вот Киев от такой практики уже отказался, поскольку примерно после 3 лет эксплуатации затраты на такой вагон уже превышают стоимость нового.

Вместе с тем отечественные города продолжают закупать б/у трамваи – или попросту получать их, как Винница, которой подобный подвижный состав предоставила Швейцария. А столица в 2015 году приобрела в Праге 23 старых трамвая, которые до того отработали примерно по 30 лет. Тем не менее эти вагоны находятся в отличном состоянии из-за тщательного ухода со стороны чехов. А вот б/у автобусы и тем более троллейбусы украинские общины в последние лет 10 использовать почти перестали, хотя до того, начиная с 1990-х годов, эта практика была заметной и в Киеве, и в других городах.

Скорее всего, крупные города страны продолжат постепенно обновлять гортранспорт, резюмируют экономисты. В 2016 году премьер Владимир Гройсман анонсировал "капитальный ремонт Украины" (подразумевая прежде всего модернизацию различной инфраструктуры) – хотелось бы надеяться, что это будет воплощаться в жизнь, в т.ч. и на уровне коммунального транспорта.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 2
11:07 | 28.06.2017
Гость
Можно начать с дверей mexin.com.ua
18:34 | 25.06.2017
Гость
Такое впечатление,что инвесторы не читали историю закупки Киевом сотни российских вагонов метрополитена

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!