Подробнее Запомнить город


Коммунальный ремонт Украины

16.06.17
размер текста:

Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.

Украина обладает достаточно развитой сетью городского транспорта, включая такие основные его виды, как трамвай, троллейбус, автобус, метро. Метрополитен действует в Киеве, Харькове, Днепре, планы строительства в том или ином виде существуют для Одессы и Донецка. Большинство областных центров и прочих крупных городов имеет троллейбусные системы, а некоторые – еще и трамвайные. Из числа городов, не являющихся облцентрами, электротранспорт есть в Кривом Роге, Кременчуге, Каменском, Мариуполе, Краматорске, Горловке, других промцентрах Донбасса.

Вся эта разветвленная система требует постоянного обновления и развития. В советское время данная потребность покрывалась в основном из-за пределов республики, особенно по троллейбусам. Некоторое количество трамваев производилось в Киеве, часть необходимых автобусов – на всесоюзно известном ЛАЗе, а остальное поступало извне.

После распада Союза отечественный гортранспорт начал деградировать, в т.ч. из-за  очень медленного обновления подвижного состава. По информации Мининфраструктуры, за период с 1990 года по настоящее время число рабочих  единиц наземного коммунального транспорта обвалилось вдвое, с 12,3 тыс. до немногим более 6000, а усредненный износ достиг уровня 80%. Тем не менее обновление продолжалось, в числе самых известных производственных проектов – выпуск троллейбусов на заводе "Южмаш", "рестарт" ЛАЗа на базе современных технологий, изготовление малых автобусов корпорацией "Богдан" и другими компаниями.

Автобусная динамика

В 2016 году украинский рынок новых автобусов вырос примерно в 2 раза, до 1293 ед. – прежде всего за счет импорта и распродажи складов, тогда как производство, напротив, упало на 64,2%, до 321 ед. Ведущие позиции на рынке – 31% в "штуках" – занял "Павловский автобус" (марка ПАЗ; Россия), он входит в группу ГАЗ и часть его машин в нашей стране фигурирует под брендом "Мрія". Правда, весной данное предприятие попало под расширенные антироссийские санкции, и теперь его позиции, вероятно, ослабнут.

На 2-м месте – "Черкасский автобус" с ТМ Ataman, в прошлом году начавший производство машин экологического стандарта Евро-5, включая модели с газовыми двигателями. Далее в порядке убывания рыночной позиции следуют "Часовоярские автобусы" с маркой "Рута", "Богдан" (также осваивающий машины на газе) и "Эталон". Кроме того, автобусы в Украине выпускают Запорожский автозавод (ЗАЗ), "ЭлектронТранс" (Львов; бренд "Электрон"), "Стрый-Авто". Из иностранных ТМ присутствуют Mercedes-Benz, Сitroen, собственно ГАЗ, тоже попавший под санкции, и, конечно, Минский АЗ, продукцией которого во многом укомплектованы маршруты столицы и других городов. В частности, уже в июне МАЗ выиграл тендер на поставку 100 низкопольных автобусов в Киев.

С другой стороны, "Богданы" и другие отечественные автобусы можно встретить в большинстве постсоветских стран. С недавних пор экспорт своей продукции в Польшу начал ЗАЗ, а "Эталон" разработал 2 новые модели совместно с DAF и готовится начать их поставки в Центрально-Восточную Европу.

В 2017-м крупные украинские города продолжают обновлять автобусные парки, что позволяет рассчитывать на оживление производства автобусов. Так, Киев в течение года намерен закупить 100 новых автобусов, 80 троллейбусов и 40 трамваев на общую сумму более 3 млрд грн., Запорожский горсовет – до 35 автобусов. А Европейский инвестбанк сейчас открывает кредитную линию на 200 млн евро для обновления гортранспорта в Украине. Добавим, в начале года Кабмин при закупке автобусов, троллейбусов и электробусов за бюджетные средства разрешил увеличить размер предоплаты до 70% их стоимости (ныне – 30%), а срок ее погашения увеличен до 8 мес. для колесного транспорта и до 1 года для трамваев; соответствующие изменения внесены в постановление №117 от 23.04.2014.

Электротренды

Что касается троллейбусов, то их выпуском в последние годы занимаются в первую очередь крупные отечественные изготовители автобусов – "Богдан", "ЭлектронТранс", ЛАЗ. Возобновил троллейбусное производство и "Южмаш", создавший соответствующие мощности в 1990-х годах. После постперестроечного застоя троллейбусные сети в украинских городах снова "приходят в себя" и начинают развиваться, и эксперты ожидают в ближайшие годы более или менее стабильного спроса на соответствующий подвижный состав. В этом сегменте также активен белорусский МАЗ, однако его позиции намного слабее, чем на рынке автобусов. Есть и экспорт: например, "Богдан" в последние годы поставлял свои троллейбусы в Польшу.

Довольно активно обновляется и трамвайное хозяйство, опираясь на таких производителей, как "Татра-Юг" (Одесса; промплощадка – на базе "Южмаша", г. Днепр), тот же "ЭлектронТранс", Крюковский вагонзавод. Конкурентом им выступает польская Pesa и другие европейские производители, причем есть планы создать в столице СП по сборке вагонов Pesa. В свою очередь, наши компании пытаются участвовать в зарубежных тендерах: скажем, "Татра-Юг" выиграла в Египте конкурс на поставку 15 вагонов и участвует в других тендерах в Азии. По словам гендиректора одесского предприятия Анатолия Кердивары, философия президента США Дональда Трампа Buy American, hire American ("Покупай американское и нанимай американцев") распространяется на все крупные государства: везде необходима защита внутреннего производителя, борьба за сохранение рабочих мест. Поэтому выход на внешний рынок, как правило, предполагает создание консорциума или СП на территории страны-покупателя, прохождение длительных дополнительных сертификаций, локализацию производства и пр.

И все-таки муниципалитеты пока что делают ставку на модернизацию и реконструкцию трамваев, а не на покупку новых, сетуют аналитики. Так, в начале года КП "Запорожэлектротранс" запустило проект сборки трамваев на базе имеющихся вагонных тележек и новых комплектующих производства различных заводов Украины: к примеру, корпус поставляется Калушским машзаводом (Ивано-Франковская область). Подобным образом в последние годы действовали Одесса, Харьков, отмечает А.Кердивара, а вот Киев от такой практики уже отказался, поскольку примерно после 3 лет эксплуатации затраты на такой вагон уже превышают стоимость нового.

Вместе с тем отечественные города продолжают закупать б/у трамваи – или попросту получать их, как Винница, которой подобный подвижный состав предоставила Швейцария. А столица в 2015 году приобрела в Праге 23 старых трамвая, которые до того отработали примерно по 30 лет. Тем не менее эти вагоны находятся в отличном состоянии из-за тщательного ухода со стороны чехов. А вот б/у автобусы и тем более троллейбусы украинские общины в последние лет 10 использовать почти перестали, хотя до того, начиная с 1990-х годов, эта практика была заметной и в Киеве, и в других городах.

Скорее всего, крупные города страны продолжат постепенно обновлять гортранспорт, резюмируют экономисты. В 2016 году премьер Владимир Гройсман анонсировал "капитальный ремонт Украины" (подразумевая прежде всего модернизацию различной инфраструктуры) – хотелось бы надеяться, что это будет воплощаться в жизнь, в т.ч. и на уровне коммунального транспорта.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 2
11:07 | 28.06.2017
Гость
Можно начать с дверей mexin.com.ua
18:34 | 25.06.2017
Гость
Такое впечатление,что инвесторы не читали историю закупки Киевом сотни российских вагонов метрополитена

...


Статьи
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!