Подробнее Запомнить город


Очень Kruppный слиток

25.09.17
размер текста:

Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.

Вторые в Европе

Согласно меморандуму в итоге на свет должно появиться совместное предприятие под названием ThyssenKrupp Tata Steel со штаб-квартирой в Амстердаме и с равными долями двух учредителей. Предполагается, что годовой оборот объединенной компании составит около 15 млрд евро, а отгрузки – около 21 млн тонн плоского металлопроката ежегодно. В прошлом году ThyssenKrupp выплавила 11,5 млн тонн, Tata Steel Europe – 9,8 млн тонн. В итоге TKTS прочно закрепится на втором месте в металлургической "табели о рангах" Европы, занимая примерно 25% от общего производства на континенте. При этом азиатские мощности Tata Steel остаются за рамками сделки. А на первом месте – и в Старом Свете, и в целом – продолжает уверенно держаться ArcelorMittal c более чем 90 млн тонн годовой выплавки.

В состав объединенной компании войдут 34 предприятия из Великобритании, Германии и Нидерландов с общей численностью персонала 48 тыс. человек. При этом каждый из участников слияния обязался сократить по 2 тыс. рабочих. Сделка не будет включать какие-либо денежные средства, сказал представитель Tata Steel, добавив, что обе группы будут вносить долги и обязательства для достижения равного пакета акций и оставаться долгосрочными инвесторами.

ThyssenKrupp и Tata надеются, что за счет консолидации смогут преодолеть проблему избыточных мощностей на европейском рынке стали, который постоянно атакуется дешевым импортом из Китая. Синергетический эффект от слияния активов оценивается в 400-600 млн евро. "Мы считаем, что консолидация на рынке всегда полезна, чтобы создавать более крупные компании, потому что у вас есть эффект масштаба, есть один продавец, и это помогает контролировать то, что производится", – объяснил в комментарии Financial Times главный финансовый директор ThyssenKrupp Гвидо Керкхофф.

Ханс Фишер, исполнительный директор Tata Steel Europe, со своей стороны считает, что сделка способна даже привести к увеличению выпуска продукции, поскольку Tata сможет перенаправить усилия на производство более качественных продуктов, в частности листа для традиционного автомобилестроения и набирающей обороты электромобильной отрасли. Один из возможных сценариев развития даже рассматривает возможность строительства нового сталелитейного завода в Северном Рейн-Вестфалии, чтобы обслуживать спрос на горячеоцинкованную сталь со стороны автопрома. Хотя, возможно, такие оптимистические обещания нужны лишь для того, чтобы уменьшить страхи профсоюзов и региональных властей ФРГ.

И по любви, и по расчету

Переговоры о возможном слиянии ThyssenKrupp и Tata стартовали еще полтора года назад. Промоутером процесса была индийская компания, у которой уже имелся опыт поглощения одного из европейских металлургических тяжеловесов. 10 лет назад Tata Steel стала основным акционером британско-голландской компании Corus. Правда, тогда сделка стала результатом достаточно напряженной конкурентной борьбы, поскольку было сразу несколько потенциальных конкурентов на покупку Corus. Сегодня особых охотников заполучить стальной кусок ThyssenKrupp не наблюдалось. Поэтому Tata могла бы стать обладателем этого добра и пораньше, если бы не ее огромный пенсионный фонд в Великобритании. Только в августе проблему удалось разрулить. Tata Steel UK выплатит 550 млн фунтов британской сталелитейной пенсионной системе, зато новые немецкие партнеры индийцев уже не будут бояться, что эти финансовые обязательства будут перенесены и на их плечи.

Других принципиальных возражений против объединения с Tata Steel в руководстве ThyssenKrupp не имелось. Стальной бизнес для последних стал уже некоторой обузой. За последние 6 лет, например, от производства лифтов компания заработала больше, чем от продажи стали. Сегодня данный товар формирует лишь около 20% от общего дохода компании. ThyssenKrupp пришлось с убытками продать два своих крупных меткомбината в США и Бразилии, которые были приобретены в прошлом десятилетии суммарно за 12 млрд евро, но инвестиции в них так и не окупились. Часть акционеров, в частности шведский инвестиционный фонд Cevian (владелец почти 20% акций), вообще выступали за дробление ThyssenKrupp, чтобы вывести стальное направление в отдельный бизнес. Нынешнее объединение предлагает более лайтовый выход из сложившейся ситуации. Стальные заводы компании полностью не рвут привязку к бренду ThyssenKrupp.

Вопрос слияния стал, по сути, делом принципа и для генерального директора немецкого концерна Хайнриха Хизингера. Можно сказать, что он поставил на кон свою карьеру, поскольку если бы слияние сорвалось, или если бы индийцы получили в объединенной компании хоть минимальный перевес голосов, козла отпущения сделали бы из него. Подписание меморандума от 20 сентября положительно сказалось на курсе акций двух обеих участников альянса – и ThyssenKrupp, и Tata Steel. Отказ от альянса, по оценкам фондовых аналитиков, мог бы заметно обвалить бумаги ThyssenKrupp, тогда как на котировки Tata Steel плохие новости повлияли бы более нейтрально. В общем складывался почти идеальный союз: индийцы вступили в него по любви (они хотели прирасти немецкими металлургическими активами), а немцы – по расчету (тянуть стальной бизнес ставало все тяжелее).

При этом существенным успехом Х.Хизингера стало избежание острой конфронтации с профсоюзами накануне заключения меморандума. Около полтора года немецкие трейд-юнионы, в первую очередь самый влиятельный IG Metall, относились к возможности слияния их компании с Tata Steel достаточно негативно, опасаясь грядущих сокращений. А поскольку представители профсоюзов имеют значительное представительство в наблюдательном совете ThyssenKrupp, такое неприятие могло стать проблемой. Но в сентябре их позицию удалось смягчить. Во-первых, компания гарантировала, что не уволит больше людей, чем это сделает Tata на своих предприятиях. Во-вторых, увольнения должны пропорционально коснуться не только рабочих в цехах, но и инженерных подразделений, и управленческих офисов. В-третьих, в поддержку слиянию высказались политические партии, в частности не очень популярная в Германии, но достаточно влиятельная в пролетарском Руре левая СДПГ.

22 сентября по региону Северный-Рейн Вестфалия (Бохум, Кельн, Дуйсбург) еще прокатилась волна митингов против объединения ThyssenKrupp и Tata Steel, но это была лишь игра мускулами со стороны профсоюзов. Уже на следующий день появилось заявление о создание совместной группы из числа менеджмента немецкого концерна и представителей рабочих советов, которая изучит детали будущего объединения. Представитель профсоюзов Маркус Грольмс стал сопредседателем этой группы. Ее работа потенциально может затянуть процесс слияния, который обе стороны хотели бы завершить уже вначале 2018-го. Зато она еще больше его оптимизирует. Остается все меньше сомнений, что ThyssenKrupp и Tata Steel доведут процесс до конца.

План Фишера

Агентство Platts уже сделало экспресс-анализ того, к каким изменениям на сырьевых рынках приведет слияние двух крупных игроков. ThyssenKrupp Tata Steel совместно ArcelorMittal будут делать погоду в сфере поставок железной руды и коксующегося угля в Европу. По подсчетам Platts, объединенной TKTS потребуется 30-32 млн тонн руды и 12-18 млн тонн угля в год. При этом в рудном сегменте у нее даже есть определенные преимущества перед ArcelorMittal в виде собственных сырьевых запасов Tata Steel в Индии, а также завода по производству окатышей в Ijmuiden в Голландии и агломерационных мощностей в Германии. В закупках же коксующегося угля Tata сейчас отдает предпочтение американским производителям, а ThyssenKrupp – австралийским, так что в перспективе они смогут комбинировать свои источники импорта, выбирая экономически наиболее целесообразные варианты.

Эксперт Ernst & Young по рынкам металлургии и горно-добывающей промышленности Анджани Кумар Агарвал считает, что СП ThyssenKrupp и Tata Steel является продолжением глобальных процессов консолидации сталеплавильных активов. Опыт предыдущих слияний (тех же Arcelor и Mittal, но не только) показал, что это дает позитивные результаты. Как следствие металлургическая отрасль в мире сегодня уже гораздо меньше фрагментирована, чем ее сырьевые партнеры – железорудная и угледобывающая промышленности. "Синергетический эффект проявляется во внедрении передовых технологий, создании интегрированных цепочек поставок, дифференцировании продукции, привлечении дополнительных рынков и клиентов", – отмечает Анджани Кумар Агарвал.

Но наряду со стратегическими целями данной сделки четко видна и одна прикладная задача – организовать более сильное противодействие наплыву дешевой стальной продукции из Китая. Именно по результатам его решения и будут оценивать уже через год-два успешность альянса ThyssenKrupp и Tata Steel. Лаконично план совместных действий описал в одном из интервью Ханс Фишер, исполнительный директор Tata Steel Europe: "Нам нужно сосредоточиться на продуктах с более высокой стоимостью. У Китая огромные избыточные мощности, и существует риск, что они наводнят рынок. Ответ заключается не в том, чтобы конкурировать с ними, но в том, чтобы создавать продукты, которые они не могут предложить. Нам нужно быть технологическим лидером".

Жизнеспособность такого плана, по мнению исполнительного директора банка UBS по исследованиям стальных рынков Карстена Рика, зависит от того насколько быстро TKTS удастся воплотить задуманное. "Переход к продуктам с более высокой стоимостью может быть лишь временной отсрочкой. Китайцы могут догнать очень быстро, возможно, через 5 лет", – прогнозирует он. И если описанный план провалится, то Европу может ждать еще один кризис в металлургии наподобие того, что был в 2013-2014 годах, когда отрасль потеряла порядка 10 тыс. рабочих мест.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!