kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Трубача манит Россия

13.10.17
размер текста:

Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.

Никогда не говори "никогда"

"В нашем бизнес-плане на 2015 год нет поставок в Россию. Девальвация рубля и антидемпинговые пошлины сделали поставки на этот рынок нерентабельными", – заявлял три года назад директор по финансам и экономике "Интерпайпа" Денис Морозов. Но полный разрыв с ключевым для себя рынком оказался для украинского трубного холдинга не то что болезненным, а попросту невозможным. Согласно данным самого "Интерпайпа" в 2015 г. на регион СНГ приходилось целых 30% от общего объема продаж труб. В 2016-м году эта цифра уменьшилась до 23%, что все равно является существенной долей в корзине интерпайповских заказов. Немного выше показатели только у Евросоюза и внутреннего рынка – 27% и 26% соответственно.

Сейчас уровень продаж труб происхождением из Украины на рынки Евразийского экономического содружества (ЕАЭС, но читай – тот же СНГ) стабилизировался и даже медленно начинает расти. Например, согласно данным украинского Министерства экономического развития и торговли в 2016 г. покупателям из ЕАЭС отгрузили 151 тыс. тонн стальных труб на сумму 111 млн долл., а за 6 месяцев 2017-го – 76,5 тыс. тонн на 63 млн долл. Так что динамика умеренно-позитивная – по окончании года может быть небольшой прирост. Цифры, стоит отметить, не только учитывают продукцию предприятий "Интерпайпа", но и ее удельный вес безоговорочно доминирует. Похожие тенденции улавливает статистика и на той стороне. Как подсчитали в ЕАЭС, за 2016 г. "Интерпайп" поставил на рынки данного образования порядка 67 тыс. тонн обсадных, насосно-компрессорных и нефтегазовых труб (это топовые позиции в экспортном сортаменте холдинга). В целом это на 10% больше, чем в 2015 г., хотя и почти в 3 раза меньше, чем в 2014-м.

Для полного счастья на рынках СНГ "Интерпайпу" хотелось бы добиться отмены пошлин на его трубную продукцию, которые были наложены еще в 2011 г. Но это программа-максимум. Минимум – ослабление санкций. Так что сейчас Виктор Пинчук методично расшатывает пошлинный барьер и в Москве, и в Минске, и в Астане, призвав на помощь и украинское правительство, и своих клиентов. В частности, Минэкономразвития Украины инициировало в рамках ВТО торговый спор с Казахстаном относительно применения им упомянутых антидемпинговых пошлин в размере 18,9-37,8% против украинских труб. В то же время сам холдинг "Интерпайп" обратился к экономической комиссии ЕАЭС с просьбой о пересмотре указанных пошлин. Адвокатом украинской стороны в этом вопросе выступили ряд крупных белорусских машиностроительных предприятий – БелАЗ, МАЗ, "Рунак", "Нива", "Гомсельмаш". Они позиционируют себя как потребители, которым пошлина мешает покупать трубы по конкурентным ценам.

Краткий курс трубососедства

Если углубляться в историю, то в России защитные меры против украинской трубной продукции начали применять еще с прошлого века. Но "Интерпайпа" это долго не касалось. Холдинг, благодаря покровительству второго президента Украины Леонида Кучмы, имел свою неприкасаемую квоту на экспорт в РФ, размер которой мог меняться, но внутри квоты пошлины не применялись. Так продолжалось до 2011 г., когда Москва отказалась продлевать квотные договоренности и ввела единый размер пошлины для всех. Попытки Виктора Пинчука как напрямую. Так и через посредников договориться с правительством РФ ни к чему не привели. А в 2016 г. ранее установленные размеры антидемпинговых пошлин на трубы происхождением из Украины продлили еще на 5 лет – до 1 июня 2021 г. В частности, на обсадные трубы ставка пошлины составляет 18,9% от таможенной стоимости, на насосно-компрессорные – 19,9%, на нефтепроводные, газопроводные и горячедеформированные общего назначения диаметром до 820 мм – от 19,4% до 37,8%. И если до введения пошлин украинские трубы занимали в общероссийском потреблении более 10%, то после – доля снизилась до 2%.

В "Интерпайпе" надеялись, что закрытие российского рынка синхронизируется с открытием европейского, одно компенсирует другое и баланс сойдется. Но в Евросоюзе продолжает действовать 13-процентная заградительная пошлина на некоторые бесшовные трубы "Интерпайпа". И это мешает холдингу расти на Западе. За прошлый год его продажи на европейском рынке увеличились всего на 13 тыс. тонн – до 124 тыс. тонн. В компании отмечают, что при этом выросла реализация более маржинальных бесшовных труб, а сократился экспорт сварных, чья доходность ниже. Но улучшение качества сбыта недостаточно подкреплено его количеством. И хотя "Интерпайп" подготовил соответствующее обращение в Еврокомиссию, действие 13-процентной пошлины будет сохраняться, по крайней мере, до июля 2017 г.

А вот Таможенный союз ЕАЭС, похоже, готов пойти на некоторые уступки "Интерпайпу". Согласно докладу Евразийской экономической комиссии от 4 октября 2017 г. предлагается ощутимо, чуть ли не вдвое, снизить ставки пошлин на украинские трубы: на обсадные – до 9,98%; насосно-компрессорные – до 12,23%; нефте- и газопроводные, а также трубы общего назначения – до 12,11%. Такую "оттепель" участники рынка объясняют признаками дефицита некоторых видов труб на рынках СНГ. Хотя сама Евразийская экономическая комиссия факта дефицита не признает, а наличие демпинга в действиях украинских поставщиков не отрицает. Мол, демпинг имеет место быть, но не в таких крупных размерах, как раньше. Впрочем, для "Интерпайпа" даже такое деление пошлин напополам – крупная победа.

Облегчающие обстоятельства

Официально заводы из группы "Интерпайп" обратились в экономические инстанции ЕАЭС с просьбой о пересмотре санкций еще в октябре 2016 г. Причиной ходатайства указывались изменившиеся обстоятельства, а именно запуск холдингом В.Пинчука собственного электросталеплавильного комплекса мощностью 1,3 млн тонн в год, который начиная с 2013 г. полностью заменил мартеновское производство. В результате себестоимость сырья для заводов холдинга уменьшилась, что, естественно, отразилось и на себестоимости выпуска конечной трубной продукции.

Правда, в 2016 г. объем производства круглой стальной заготовки компанией "Интерпайп Сталь" составил лишь 614 тыс. тонн, что соответствует примерно половине проектных мощностей. Недозагрузка предприятия объяснялась как недостатком лома, так и некоторым падением продаж. Однако в 2017 г., по словам генерального директора "Интерпайпа" Фади Храйбе, электросталеплавильные мощности загружены на 75%, мощности по выпуску труб и колес – на 75-80%.

Кроме того, в своей переписке с Евразийской экономической комиссией и сам "Интерпайп", и некоторые потребители его продукции отмечали, что рынок Таможенного союза может сегодня ощущать нехватку бесшовных горячекатаных труб в объеме 300-400 тыс. тонн из-за крупного заказа "Роснефти", размещенного на мощностях "Трубной металлургической компании". Согласно договору ТМК должна изготовить около 1 млн тонн труб в течение 3 лет. Впрочем, комиссия в ответ на это заявила, что мощности других производителей, например, Челябинского трубопрокатного завода или Первоуральского новотрубного завода, оставались недозагруженными, поэтому оснований говорить о дефиците нет.

Чтобы облегченные пошлины вступили в силу, нужно еще дождаться официального решения от коллегии Евразийской экономической комиссии. Возможно, что уже в текущем году доступ на рынок СНГ для "Интерпайпа" станет легче и экономически привлекательнее.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 2
16:50 | 13.10.2017
Аноним
Российские СМИ убеждают свое население, что боевики «Л-ДНР» достают военную технику из угольных шахт. Иначе как объяснить, что боеприпасы и техника в ОРДЛО есть, но Россия всю «горячую фазу» утверждала, что не вмешивается в конфликт на востоке Украины. Ведь объекты оборонного комплекса, оставшиеся на оккупированной территории, не приспособлены для выпуска танков и гаубиц, передвижение которых сейчас фиксируют наблюдатели СММ ОБСЕ.
10:19 | 14.10.2017
Конрад
Тебе ж объяснили - достают из шахт...

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!