Подробнее Запомнить город


Трубача манит Россия

13.10.17
размер текста:

Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.

Никогда не говори "никогда"

"В нашем бизнес-плане на 2015 год нет поставок в Россию. Девальвация рубля и антидемпинговые пошлины сделали поставки на этот рынок нерентабельными", – заявлял три года назад директор по финансам и экономике "Интерпайпа" Денис Морозов. Но полный разрыв с ключевым для себя рынком оказался для украинского трубного холдинга не то что болезненным, а попросту невозможным. Согласно данным самого "Интерпайпа" в 2015 г. на регион СНГ приходилось целых 30% от общего объема продаж труб. В 2016-м году эта цифра уменьшилась до 23%, что все равно является существенной долей в корзине интерпайповских заказов. Немного выше показатели только у Евросоюза и внутреннего рынка – 27% и 26% соответственно.

Сейчас уровень продаж труб происхождением из Украины на рынки Евразийского экономического содружества (ЕАЭС, но читай – тот же СНГ) стабилизировался и даже медленно начинает расти. Например, согласно данным украинского Министерства экономического развития и торговли в 2016 г. покупателям из ЕАЭС отгрузили 151 тыс. тонн стальных труб на сумму 111 млн долл., а за 6 месяцев 2017-го – 76,5 тыс. тонн на 63 млн долл. Так что динамика умеренно-позитивная – по окончании года может быть небольшой прирост. Цифры, стоит отметить, не только учитывают продукцию предприятий "Интерпайпа", но и ее удельный вес безоговорочно доминирует. Похожие тенденции улавливает статистика и на той стороне. Как подсчитали в ЕАЭС, за 2016 г. "Интерпайп" поставил на рынки данного образования порядка 67 тыс. тонн обсадных, насосно-компрессорных и нефтегазовых труб (это топовые позиции в экспортном сортаменте холдинга). В целом это на 10% больше, чем в 2015 г., хотя и почти в 3 раза меньше, чем в 2014-м.

Для полного счастья на рынках СНГ "Интерпайпу" хотелось бы добиться отмены пошлин на его трубную продукцию, которые были наложены еще в 2011 г. Но это программа-максимум. Минимум – ослабление санкций. Так что сейчас Виктор Пинчук методично расшатывает пошлинный барьер и в Москве, и в Минске, и в Астане, призвав на помощь и украинское правительство, и своих клиентов. В частности, Минэкономразвития Украины инициировало в рамках ВТО торговый спор с Казахстаном относительно применения им упомянутых антидемпинговых пошлин в размере 18,9-37,8% против украинских труб. В то же время сам холдинг "Интерпайп" обратился к экономической комиссии ЕАЭС с просьбой о пересмотре указанных пошлин. Адвокатом украинской стороны в этом вопросе выступили ряд крупных белорусских машиностроительных предприятий – БелАЗ, МАЗ, "Рунак", "Нива", "Гомсельмаш". Они позиционируют себя как потребители, которым пошлина мешает покупать трубы по конкурентным ценам.

Краткий курс трубососедства

Если углубляться в историю, то в России защитные меры против украинской трубной продукции начали применять еще с прошлого века. Но "Интерпайпа" это долго не касалось. Холдинг, благодаря покровительству второго президента Украины Леонида Кучмы, имел свою неприкасаемую квоту на экспорт в РФ, размер которой мог меняться, но внутри квоты пошлины не применялись. Так продолжалось до 2011 г., когда Москва отказалась продлевать квотные договоренности и ввела единый размер пошлины для всех. Попытки Виктора Пинчука как напрямую. Так и через посредников договориться с правительством РФ ни к чему не привели. А в 2016 г. ранее установленные размеры антидемпинговых пошлин на трубы происхождением из Украины продлили еще на 5 лет – до 1 июня 2021 г. В частности, на обсадные трубы ставка пошлины составляет 18,9% от таможенной стоимости, на насосно-компрессорные – 19,9%, на нефтепроводные, газопроводные и горячедеформированные общего назначения диаметром до 820 мм – от 19,4% до 37,8%. И если до введения пошлин украинские трубы занимали в общероссийском потреблении более 10%, то после – доля снизилась до 2%.

В "Интерпайпе" надеялись, что закрытие российского рынка синхронизируется с открытием европейского, одно компенсирует другое и баланс сойдется. Но в Евросоюзе продолжает действовать 13-процентная заградительная пошлина на некоторые бесшовные трубы "Интерпайпа". И это мешает холдингу расти на Западе. За прошлый год его продажи на европейском рынке увеличились всего на 13 тыс. тонн – до 124 тыс. тонн. В компании отмечают, что при этом выросла реализация более маржинальных бесшовных труб, а сократился экспорт сварных, чья доходность ниже. Но улучшение качества сбыта недостаточно подкреплено его количеством. И хотя "Интерпайп" подготовил соответствующее обращение в Еврокомиссию, действие 13-процентной пошлины будет сохраняться, по крайней мере, до июля 2017 г.

А вот Таможенный союз ЕАЭС, похоже, готов пойти на некоторые уступки "Интерпайпу". Согласно докладу Евразийской экономической комиссии от 4 октября 2017 г. предлагается ощутимо, чуть ли не вдвое, снизить ставки пошлин на украинские трубы: на обсадные – до 9,98%; насосно-компрессорные – до 12,23%; нефте- и газопроводные, а также трубы общего назначения – до 12,11%. Такую "оттепель" участники рынка объясняют признаками дефицита некоторых видов труб на рынках СНГ. Хотя сама Евразийская экономическая комиссия факта дефицита не признает, а наличие демпинга в действиях украинских поставщиков не отрицает. Мол, демпинг имеет место быть, но не в таких крупных размерах, как раньше. Впрочем, для "Интерпайпа" даже такое деление пошлин напополам – крупная победа.

Облегчающие обстоятельства

Официально заводы из группы "Интерпайп" обратились в экономические инстанции ЕАЭС с просьбой о пересмотре санкций еще в октябре 2016 г. Причиной ходатайства указывались изменившиеся обстоятельства, а именно запуск холдингом В.Пинчука собственного электросталеплавильного комплекса мощностью 1,3 млн тонн в год, который начиная с 2013 г. полностью заменил мартеновское производство. В результате себестоимость сырья для заводов холдинга уменьшилась, что, естественно, отразилось и на себестоимости выпуска конечной трубной продукции.

Правда, в 2016 г. объем производства круглой стальной заготовки компанией "Интерпайп Сталь" составил лишь 614 тыс. тонн, что соответствует примерно половине проектных мощностей. Недозагрузка предприятия объяснялась как недостатком лома, так и некоторым падением продаж. Однако в 2017 г., по словам генерального директора "Интерпайпа" Фади Храйбе, электросталеплавильные мощности загружены на 75%, мощности по выпуску труб и колес – на 75-80%.

Кроме того, в своей переписке с Евразийской экономической комиссией и сам "Интерпайп", и некоторые потребители его продукции отмечали, что рынок Таможенного союза может сегодня ощущать нехватку бесшовных горячекатаных труб в объеме 300-400 тыс. тонн из-за крупного заказа "Роснефти", размещенного на мощностях "Трубной металлургической компании". Согласно договору ТМК должна изготовить около 1 млн тонн труб в течение 3 лет. Впрочем, комиссия в ответ на это заявила, что мощности других производителей, например, Челябинского трубопрокатного завода или Первоуральского новотрубного завода, оставались недозагруженными, поэтому оснований говорить о дефиците нет.

Чтобы облегченные пошлины вступили в силу, нужно еще дождаться официального решения от коллегии Евразийской экономической комиссии. Возможно, что уже в текущем году доступ на рынок СНГ для "Интерпайпа" станет легче и экономически привлекательнее.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 2
16:50 | 13.10.2017
Аноним
Российские СМИ убеждают свое население, что боевики «Л-ДНР» достают военную технику из угольных шахт. Иначе как объяснить, что боеприпасы и техника в ОРДЛО есть, но Россия всю «горячую фазу» утверждала, что не вмешивается в конфликт на востоке Украины. Ведь объекты оборонного комплекса, оставшиеся на оккупированной территории, не приспособлены для выпуска танков и гаубиц, передвижение которых сейчас фиксируют наблюдатели СММ ОБСЕ.
10:19 | 14.10.2017
Конрад
Тебе ж объяснили - достают из шахт...

...


Статьи
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!