kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Коломойский хочет забрать ОПЗ даром

08.09.09
размер текста:

Совладелец группы «Приват» нацелился на самый ценный актив украинского химпрома, который до сих пор находился в госсобственности. В интервью одному из украинских изданий И.Коломойский подтвердил заинтересованность в приобретении крупнейшего производителя азотных удобрений – Одесского припортового завода.

Он также сообщил, что уже договорился о взаимодействии на конкурсе по продаже ОПЗ с другим влиятельным игроком рынка – А.Ярославским, контролирующим черкасский «Азот». «Вдвоем мы уже думаем. Вдвоем надо выкладывать в два раза меньше – уже легче, втроем будет еще легче… Еще ведь неизвестно, какую сумму надо будет аккумулировать», – сказал И.Коломойский, владеющий, помимо прочего, днепродзержинским «Днепроазотом».

«Сэкономить» на покупке предприятия ему помогает не кто иной, как премьер-министр Ю.Тимошенко. Сначала в августе она лично вычеркнула «Ровноазот» Д.Фирташа из перечня химзаводов, получающих природный газ по льготной цене, а затем обвинила его владельца и своего оппонента в остановке предприятия, сокращении коллектива и невыполнении инвестиционных обязательств. Далее глава правительства поручила Фонду госимущества начать работу по возвращению «Ровноазота» в госсобственность. Понятно, что в таких условиях рассчитывать на участие в конкурсе по продаже ОПЗ серьезных зарубежных компаний не приходится.

Инвестировать сотни миллионов долларов для вхождения в рынок, где правила игры устанавливаются исходя из личных симпатий премьер-министра, – на такое не решатся не только немецкий Basf или норвежская Yara. Даже для российских «Сибура» и «Еврохима» подобная перспектива представляется несколько авантюрной. К примеру, сегодня украинский парламент наконец-то разрешает азотным предприятиям закупать у нерезидентов природный газ, служащий сырьем для дальнейшего производства. Но где гарантия, что завтра ничего не изменится? Антикризисный закон о господдержке химпрома находится в Верховной Раде, одобрен профильным комитетом и… благополучно отложен до лучших времен.

Иное дело – И.Коломойский, которому не привыкать к корпоративным войнам с государством, которые, следует признать, он неизменно выигрывает благодаря наличию «пятой колонны» во всех ветвях власти. Достаточно вспомнить судебные баталии вокруг Никопольского ферросплавного завода, «Укрнефти», «Укртатнефти». В данном случае цена вопроса для «Привата» эквивалентна 500 млн долл. Ибо продажная стоимость ОПЗ, по мнению аналитиков отрасли, может достичь 1 млрд долл. в случае реальной конкуренции. А при ее отсутствии завод можно будет забрать по стартовой цене 4 млрд грн. При нынешнем курсе это составляет около 500 млн долл. С учетом атаки на GDF Д.Фирташа и его «Ровноазота», второй вариант развития событий сейчас представляется более вероятным. Поскольку противостоять тандему «Коломойский-Ярославский» в нынешних условиях не сможет ни горловский «Стирол» Н.Янковского, ни северодонецкий «Азот» А.Ровта. К примеру, последний в январе-июне получил чистый убыток 277,23 млн грн. против 176,58 млн грн. чистой прибыли годом ранее.

И тогда, скорее всего, получится так же, как с ОАО «Днепроавиа»: при стартовой цене 58,41 млн грн. госпакет 94,57% акций этой авиакомпании в конце августа был продан подконтрольной «Привату» ООО «Галтера» за 59,17 млн грн. Причем вышеупомянутая структура оказалась единственным участником конкурса. Между тем приобретение Одесского припортового завода позволяет И.Коломойскому значительно увеличить свое влияние на остальных игроков рынка, включая россиян, путем регулирования тарифов на перевалку аммиака в черноморском порту «Южный». И пусть проект договора купли-продажи ОПЗ предусматривает согласование этих тарифов с Минпромполитики Украины. Надеяться на беспристрастное госрегулирование способен только наивный: лоббистские возможности «Привата» общеизвестны, здесь сомневаться не приходится.

Можно также предположить, что основным аргументом «приватных» покупателей в пользу снижения стоимости ОПЗ станут его негативные финансовые показатели. Так, I полугодие предприятие завершило с чистым убытком 38,26 млн грн. по сравнению с чистой прибылью 348,89 млн грн. за аналогичный период 2008 г. Вместе с тем реализация химпродукции в денежном выражении уменьшилась с 1,695 до 0,972 млрд грн. И это является платой за паузу длиной в несколько месяцев, когда правительство раздумывало, предоставлять ли химикам льготную цену на газ. Напомним, это - то самое правительство, которое, по словам премьер-министра, в период кризиса не оставит без поддержки ни одну отрасль промышленности. Однако почему-то оно даже для крупного госпредприятия не смогло организовать госзаказ на азотные удобрения, в которых так нуждаются украинские аграрии. Отсюда логично следует вывод о незаинтересованности руководства Кабмина в позитивных финансовых показателях ОПЗ накануне приватизации.

Также следует отметить, что согласно конкурсным условиям, будущему владельцу ОПЗ не придется наращивать выпуск продукции в натуральном выражении. В Минпромполитики это объясняют неустойчивой ценовой конъюнктурой на рынке азотных удобрений. По этой причине еще в докризисном 2007 г. три из шести украинских производителей были вынуждены временно останавливаться - из-за высоких цен на газ себестоимость аммиака превышала экспортные цены. Тем не менее, проект инвестдоговора предусматривает вложение средств в реконструкцию аммиачных и карбомидных колонн, модернизацию энергосилового цеха и замену резервуарных мощностей с увеличением их емкости. Срок выполнения различных пунктов договора колеблется в пределах от 5 до 15 лет.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!