kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Коломойский хочет забрать ОПЗ даром

08.09.09
размер текста:

Совладелец группы «Приват» нацелился на самый ценный актив украинского химпрома, который до сих пор находился в госсобственности. В интервью одному из украинских изданий И.Коломойский подтвердил заинтересованность в приобретении крупнейшего производителя азотных удобрений – Одесского припортового завода.

Он также сообщил, что уже договорился о взаимодействии на конкурсе по продаже ОПЗ с другим влиятельным игроком рынка – А.Ярославским, контролирующим черкасский «Азот». «Вдвоем мы уже думаем. Вдвоем надо выкладывать в два раза меньше – уже легче, втроем будет еще легче… Еще ведь неизвестно, какую сумму надо будет аккумулировать», – сказал И.Коломойский, владеющий, помимо прочего, днепродзержинским «Днепроазотом».

«Сэкономить» на покупке предприятия ему помогает не кто иной, как премьер-министр Ю.Тимошенко. Сначала в августе она лично вычеркнула «Ровноазот» Д.Фирташа из перечня химзаводов, получающих природный газ по льготной цене, а затем обвинила его владельца и своего оппонента в остановке предприятия, сокращении коллектива и невыполнении инвестиционных обязательств. Далее глава правительства поручила Фонду госимущества начать работу по возвращению «Ровноазота» в госсобственность. Понятно, что в таких условиях рассчитывать на участие в конкурсе по продаже ОПЗ серьезных зарубежных компаний не приходится.

Инвестировать сотни миллионов долларов для вхождения в рынок, где правила игры устанавливаются исходя из личных симпатий премьер-министра, – на такое не решатся не только немецкий Basf или норвежская Yara. Даже для российских «Сибура» и «Еврохима» подобная перспектива представляется несколько авантюрной. К примеру, сегодня украинский парламент наконец-то разрешает азотным предприятиям закупать у нерезидентов природный газ, служащий сырьем для дальнейшего производства. Но где гарантия, что завтра ничего не изменится? Антикризисный закон о господдержке химпрома находится в Верховной Раде, одобрен профильным комитетом и… благополучно отложен до лучших времен.

Иное дело – И.Коломойский, которому не привыкать к корпоративным войнам с государством, которые, следует признать, он неизменно выигрывает благодаря наличию «пятой колонны» во всех ветвях власти. Достаточно вспомнить судебные баталии вокруг Никопольского ферросплавного завода, «Укрнефти», «Укртатнефти». В данном случае цена вопроса для «Привата» эквивалентна 500 млн долл. Ибо продажная стоимость ОПЗ, по мнению аналитиков отрасли, может достичь 1 млрд долл. в случае реальной конкуренции. А при ее отсутствии завод можно будет забрать по стартовой цене 4 млрд грн. При нынешнем курсе это составляет около 500 млн долл. С учетом атаки на GDF Д.Фирташа и его «Ровноазота», второй вариант развития событий сейчас представляется более вероятным. Поскольку противостоять тандему «Коломойский-Ярославский» в нынешних условиях не сможет ни горловский «Стирол» Н.Янковского, ни северодонецкий «Азот» А.Ровта. К примеру, последний в январе-июне получил чистый убыток 277,23 млн грн. против 176,58 млн грн. чистой прибыли годом ранее.

И тогда, скорее всего, получится так же, как с ОАО «Днепроавиа»: при стартовой цене 58,41 млн грн. госпакет 94,57% акций этой авиакомпании в конце августа был продан подконтрольной «Привату» ООО «Галтера» за 59,17 млн грн. Причем вышеупомянутая структура оказалась единственным участником конкурса. Между тем приобретение Одесского припортового завода позволяет И.Коломойскому значительно увеличить свое влияние на остальных игроков рынка, включая россиян, путем регулирования тарифов на перевалку аммиака в черноморском порту «Южный». И пусть проект договора купли-продажи ОПЗ предусматривает согласование этих тарифов с Минпромполитики Украины. Надеяться на беспристрастное госрегулирование способен только наивный: лоббистские возможности «Привата» общеизвестны, здесь сомневаться не приходится.

Можно также предположить, что основным аргументом «приватных» покупателей в пользу снижения стоимости ОПЗ станут его негативные финансовые показатели. Так, I полугодие предприятие завершило с чистым убытком 38,26 млн грн. по сравнению с чистой прибылью 348,89 млн грн. за аналогичный период 2008 г. Вместе с тем реализация химпродукции в денежном выражении уменьшилась с 1,695 до 0,972 млрд грн. И это является платой за паузу длиной в несколько месяцев, когда правительство раздумывало, предоставлять ли химикам льготную цену на газ. Напомним, это - то самое правительство, которое, по словам премьер-министра, в период кризиса не оставит без поддержки ни одну отрасль промышленности. Однако почему-то оно даже для крупного госпредприятия не смогло организовать госзаказ на азотные удобрения, в которых так нуждаются украинские аграрии. Отсюда логично следует вывод о незаинтересованности руководства Кабмина в позитивных финансовых показателях ОПЗ накануне приватизации.

Также следует отметить, что согласно конкурсным условиям, будущему владельцу ОПЗ не придется наращивать выпуск продукции в натуральном выражении. В Минпромполитики это объясняют неустойчивой ценовой конъюнктурой на рынке азотных удобрений. По этой причине еще в докризисном 2007 г. три из шести украинских производителей были вынуждены временно останавливаться - из-за высоких цен на газ себестоимость аммиака превышала экспортные цены. Тем не менее, проект инвестдоговора предусматривает вложение средств в реконструкцию аммиачных и карбомидных колонн, модернизацию энергосилового цеха и замену резервуарных мощностей с увеличением их емкости. Срок выполнения различных пунктов договора колеблется в пределах от 5 до 15 лет.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!