kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Коломойский хочет забрать ОПЗ даром

08.09.09
размер текста:

Совладелец группы «Приват» нацелился на самый ценный актив украинского химпрома, который до сих пор находился в госсобственности. В интервью одному из украинских изданий И.Коломойский подтвердил заинтересованность в приобретении крупнейшего производителя азотных удобрений – Одесского припортового завода.

Он также сообщил, что уже договорился о взаимодействии на конкурсе по продаже ОПЗ с другим влиятельным игроком рынка – А.Ярославским, контролирующим черкасский «Азот». «Вдвоем мы уже думаем. Вдвоем надо выкладывать в два раза меньше – уже легче, втроем будет еще легче… Еще ведь неизвестно, какую сумму надо будет аккумулировать», – сказал И.Коломойский, владеющий, помимо прочего, днепродзержинским «Днепроазотом».

«Сэкономить» на покупке предприятия ему помогает не кто иной, как премьер-министр Ю.Тимошенко. Сначала в августе она лично вычеркнула «Ровноазот» Д.Фирташа из перечня химзаводов, получающих природный газ по льготной цене, а затем обвинила его владельца и своего оппонента в остановке предприятия, сокращении коллектива и невыполнении инвестиционных обязательств. Далее глава правительства поручила Фонду госимущества начать работу по возвращению «Ровноазота» в госсобственность. Понятно, что в таких условиях рассчитывать на участие в конкурсе по продаже ОПЗ серьезных зарубежных компаний не приходится.

Инвестировать сотни миллионов долларов для вхождения в рынок, где правила игры устанавливаются исходя из личных симпатий премьер-министра, – на такое не решатся не только немецкий Basf или норвежская Yara. Даже для российских «Сибура» и «Еврохима» подобная перспектива представляется несколько авантюрной. К примеру, сегодня украинский парламент наконец-то разрешает азотным предприятиям закупать у нерезидентов природный газ, служащий сырьем для дальнейшего производства. Но где гарантия, что завтра ничего не изменится? Антикризисный закон о господдержке химпрома находится в Верховной Раде, одобрен профильным комитетом и… благополучно отложен до лучших времен.

Иное дело – И.Коломойский, которому не привыкать к корпоративным войнам с государством, которые, следует признать, он неизменно выигрывает благодаря наличию «пятой колонны» во всех ветвях власти. Достаточно вспомнить судебные баталии вокруг Никопольского ферросплавного завода, «Укрнефти», «Укртатнефти». В данном случае цена вопроса для «Привата» эквивалентна 500 млн долл. Ибо продажная стоимость ОПЗ, по мнению аналитиков отрасли, может достичь 1 млрд долл. в случае реальной конкуренции. А при ее отсутствии завод можно будет забрать по стартовой цене 4 млрд грн. При нынешнем курсе это составляет около 500 млн долл. С учетом атаки на GDF Д.Фирташа и его «Ровноазота», второй вариант развития событий сейчас представляется более вероятным. Поскольку противостоять тандему «Коломойский-Ярославский» в нынешних условиях не сможет ни горловский «Стирол» Н.Янковского, ни северодонецкий «Азот» А.Ровта. К примеру, последний в январе-июне получил чистый убыток 277,23 млн грн. против 176,58 млн грн. чистой прибыли годом ранее.

И тогда, скорее всего, получится так же, как с ОАО «Днепроавиа»: при стартовой цене 58,41 млн грн. госпакет 94,57% акций этой авиакомпании в конце августа был продан подконтрольной «Привату» ООО «Галтера» за 59,17 млн грн. Причем вышеупомянутая структура оказалась единственным участником конкурса. Между тем приобретение Одесского припортового завода позволяет И.Коломойскому значительно увеличить свое влияние на остальных игроков рынка, включая россиян, путем регулирования тарифов на перевалку аммиака в черноморском порту «Южный». И пусть проект договора купли-продажи ОПЗ предусматривает согласование этих тарифов с Минпромполитики Украины. Надеяться на беспристрастное госрегулирование способен только наивный: лоббистские возможности «Привата» общеизвестны, здесь сомневаться не приходится.

Можно также предположить, что основным аргументом «приватных» покупателей в пользу снижения стоимости ОПЗ станут его негативные финансовые показатели. Так, I полугодие предприятие завершило с чистым убытком 38,26 млн грн. по сравнению с чистой прибылью 348,89 млн грн. за аналогичный период 2008 г. Вместе с тем реализация химпродукции в денежном выражении уменьшилась с 1,695 до 0,972 млрд грн. И это является платой за паузу длиной в несколько месяцев, когда правительство раздумывало, предоставлять ли химикам льготную цену на газ. Напомним, это - то самое правительство, которое, по словам премьер-министра, в период кризиса не оставит без поддержки ни одну отрасль промышленности. Однако почему-то оно даже для крупного госпредприятия не смогло организовать госзаказ на азотные удобрения, в которых так нуждаются украинские аграрии. Отсюда логично следует вывод о незаинтересованности руководства Кабмина в позитивных финансовых показателях ОПЗ накануне приватизации.

Также следует отметить, что согласно конкурсным условиям, будущему владельцу ОПЗ не придется наращивать выпуск продукции в натуральном выражении. В Минпромполитики это объясняют неустойчивой ценовой конъюнктурой на рынке азотных удобрений. По этой причине еще в докризисном 2007 г. три из шести украинских производителей были вынуждены временно останавливаться - из-за высоких цен на газ себестоимость аммиака превышала экспортные цены. Тем не менее, проект инвестдоговора предусматривает вложение средств в реконструкцию аммиачных и карбомидных колонн, модернизацию энергосилового цеха и замену резервуарных мощностей с увеличением их емкости. Срок выполнения различных пунктов договора колеблется в пределах от 5 до 15 лет.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!