kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Приватизационные страсти

23.09.09
размер текста:

Секретариат Президента и Кабинет министров снова обнажили перед широкой общественностью существующее между ними противостояние. Камнем преткновения стал "Одесский припортовый завод", который правительство совместно с ФГИУ намерено продать частным инвесторам. Нередко меняющий свое мнение Президент Виктор Ющенко заблокировал приватизацию ОПЗ, однако премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что продажа объекта состоится 29 сентября независимо от решения Президента.

Правительство упорно продолжает игнорировать тот факт, что на сегодняшний день продажа "Одесского припортового завода" экономически нецелесообразна. Уже для всех очевидно, что в стремлении наполнить бюджет любой ценой может быть продано что угодно и за любую цену. Хотя некоторые политические силы считают, что премьер-министр намерена продать ОПЗ в совершенно иных целях.

К примеру, лидер Партии регионов Виктор Янукович предполагает, что Юлия Тимошенко намерена направить деньги от продажи государственного актива на свою предвыборную кампанию. "Я не исключаю, что та спешка, с которой правительство пытается распродать государственное имущество перед выборами, свидетельствует о коррупции, а также о попытке дополнительно профинансировать избирательную кампанию кандидата от власти", - передает его слова пресс-служба. В.Янукович отметил, что в условиях кризиса стоимость даже очень привлекательных предприятий существенно упала. Поэтому безответственно и даже преступно продавать государственную собственность за бесценок. По его мнению, распродавать сегодня такие стратегические объекты как "Одесский припортовый завод" означает кражу у будущих поколений.

Очевидно, не только лидер Партии регионов имеет такое мнение. Накануне Президент Украины Виктор Ющенко своим указом отменил решение правительства о приватизации "Одесского припортового завода". Хотя не более месяца назад он давал согласие на продажу актива, но, очевидно, определенные обстоятельства вновь изменили его настрой.

Позицию Президента поддержала и бывший руководитель ФГИУ Валентина Семенюк-Самсоненко. Она подчеркнула, что Президент Виктор Ющенко действует в рамках закона и до принятия программы приватизации имеет право останавливать приватизацию предприятия. Данное решение было принято по иску Семенюк-Самсоненко, которая подала его 31 августа.

В своем иске она просила признать противоправными нормативные акты, по которым осуществляется продажа акций ОПЗ, и до решения суда по этому делу запретить ФГИУ принимать любые меры по подготовке и проведению этого конкурса. Рассмотрение дела назначено на 7 октября 2009 года. "Я приветствую то, что и в Секретариате Президента пришли к выводу, что приватизация "Одесского припортового завода" не отвечает национальным интересам Украины. Как человек, который почти четыре года руководил Фондом, я четко знаю, что решения судов, так как и указы Президента, должны выполняться. Как это делала я в должности председателя ФГИУ в 2008 году, когда правительство вопреки всем запретам со стороны Президента хотело продать это предприятие. Сегодня любые действия фонда по продаже ОПЗ после решения суда и выхода Указа будут абсолютно незаконными", - подчеркнула она.

В чем же причина расхождения во мнениях главных представителей власти? На сегодняшний момент практически все участники рынка и большинство политиков считают продажу ОПЗ нецелесообразной. Ведь в кризис цена ОПЗ упала, так сказать, до "исторического минимума". По оценкам экспертов, если в первом полугодии прошлого года цена "Одесского припортового завода" составляла 850 млн. долларов, то сейчас – 400-500 млн. долларов. Правительство же выставляет 99,567% акций завода при стартовой цене в 524,5 млн. долларов. Другими словами, государство теряет около 200-300 млн. долларов. Эксперты уверены, что целесообразнее продавать завод весной 2010 года, когда ожидается рост цен на азотные удобрения.

Более того, как выяснилось, правительство в спешке допустило нарушения в процедуре проведения конкурса. Вслед за Президентом в суд с требованием отменить продажу предприятия обратился и потенциальный покупатель – черкасский "Азот" А.Ярославского. Одним из нарушений, по мнению представителей черкасского "Азота", является то, что в распоряжении правительства стартовая цена ОПЗ – 3 млрд. гривен, а в конкурсных документах Фонда госимущества – 4 млрд. гривен.

Окружной административный суд Киева приостановил проведение конкурса по продаже 99,567% акций ОПЗ еще и по иску ОАО "Днипроазот" И.Коломойского.
Суд также временно запретил допускать к участию в конкурсе российское ООО "Азот-Сервис".  "Днипроазот" оспаривает законность участия этой компании в конкурсе, так как в ее уставном капитале доля иностранного государства превышает 25%. В целом "Днипроазот" подал иск в суд в связи с многочисленными нарушениями, допущенными, по его мнению, в ходе приватизации ОПЗ, которые не позволили ему принять в ней участие. Слушание дела по сути назначено на 7 октября.

Кроме того, по словам представителей группы "Приват" и российского "Еврохима", конкурс не был подготовлен надлежащим образом, так как одно из условий приватизации, а именно гарантии объема перевалки аммиака на 5 лет вперед, в условиях кризиса невозможно гарантировать и даже прогнозировать.

Еще один участник приватизационного конкурса – российский "СИБУР-Минудобрения" – подчеркнул политические риски при продаже ОПЗ. Как видим, все потенциальные участники конкурса отмечают, что вокруг продажи ОПЗ слишком много политики.

Помимо уже перечисленных потенциальных участников конкурса, о своей заинтересованности в предприятии заявили норвежская Yara International совместно с Kulczyk Holding и Libyan Investment.

Несмотря на то, что окружной административный суд Киева приостановил проведение конкурса по приватизации ОПЗ по иску ОАО "Азот" (Черкассы), в пресс-службе правительства заверили, что конкурс состоится в определенные Фондом госимущества сроки, а именно 29 сентября. То же самое заявила и премьер-министр, несмотря на запрет Президента Украины. "Не обращайте на это внимание. Все отменим через апелляционный суд", - заявила Юлия Тимошенко.

Свое намерение провести приватизацию, несмотря на судебные иски и запрет Президента, в Фонде госимущества объясняют тем, что не получили решение суда. К тому же на днях владелец черкасского "Азота" Александр Ярославский заявил, что его предприятие отозвало иск. "Я заинтересован в участии в приватизации ОПЗ, но как в бизнесе, а не как в политике", - подчеркнул он. Бизнесмен отметил, что выставленный на приватизацию завод представляет для него большой интерес. По его словам, было бы идеально, если бы этот завод приобрел мощный консорциум украинских химических предприятий: концерн "Стирол", северодонецкий "Азот", черкасский "Азот", "Ривнеазот" и "Днепразот", которого пока не существует.

Тем временем 21 сентября закончилась регистрация участников торгов. По нашей информации, средства для участия в конкурсе в размере 50 млн. долларов уже перечислило дочернее предприятие российской компании "СИБУР".

Не обошли приватизационные страсти и другие, выставленные на продажу государственные предприятия. Суд отменил запрет Фонду государственного имущества Украины осуществлять действия по продаже 25% акций энергопоставляющей компании "Полтаваоблэнерго", 25% акций "Сумыоблэнерго", а также 25,02% акций "Прикарпатьеоблэнерго", запрет на которые был наложен 10 сентября текущего года до решения дела по иску экс-председателя ФГИУ Валентины Семенюк-Самсоненко об отмене приватизации облэнерго по сути.

По словам представителя ФГИУ, запрещающие торги были отменены, что дает право Фонду госимущества продолжить выставление пакетов акций данных предприятий на биржевые торги в обычном режиме, то есть еженедельно.

Однако Фонду госимущества так и не удалось продать пакеты перечисленных предприятий в связи с отсутствием заявок, поэтому торги были в очередной раз перенесены. Стартовая цена госпакета акций "Прикарпатьеоблэнерго" составляет 230,8 млн. гривен, "Сумыоблэнерго" - 209 млн. гривен. Несмотря на неоднократный перенос торгов из-за отсутствия заявок, ФГИУ не намерен снижать стартовую цену госпакетов акций этих предприятий.

Поэтому на сегодняшний день продажа ОПЗ является единственным шансом правительства выручить более или менее значительные средства от продажи государственных активов. И, по мнению большинства экспертов, Юлии Тимошенко все-таки удастся это сделать. "Одесский припортовый завод" – привлекательный актив, так как он является монополистом на рынке услуг по перевалке аммиака, тем самым получая возможность влиять на бизнес большинства химических предприятий, расположенных на территории Украины и России.

Следует ожидать, что за него разгорится настоящая борьба между потенциальными инвесторами, несмотря на политические риски. Но на данный момент беспокоит другой вопрос: насколько накалится противостояние между Президентом и премьер-министром, если Юлии Тимошенко, которая, по словам политической элиты, оставляет после себя бюджетную дыру размером в 50 млрд. гривен, все-таки удастся продать ОПЗ?

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!