Подробнее Запомнить город


Ядерная энергетика – под грузом проблем

07.10.09
размер текста:

Половина всей вырабатываемой в Украине электроэнергии приходится на долю АЭС. В мире – немного стран с таким соотношением, и все они относятся к числу высокоразвитых. Вот только украинская атомная энергетика создавалась еще в советскую эпоху, а потому неразрывно связана сегодня с Российской Федерацией. И, как утверждают сами энергетики, даже в долгосрочной перспективе смена вектора невозможна.

В качестве одной из причин они называют отсутствие нормативной базы, адаптированной к международным образцам. Так, все действующие в Украине стандарты основаны на советских нормах, предполагающих использование реакторов определенного типа. Вот почему в ближайшие 50-60 лет украинским атомщикам придется строить новые блоки на основе российских ВВЭР. А разговоры про возможность использования канадских, южнокорейских и американских реакторов на самом деле являются не более чем слухами.

Впрочем, на этом зависимость от российских атомщиков не заканчивается. Даже в случае реализации положений энергетической стратегии, предусматривающей до 2013 г. строительство в Украине собственного завода по фабрикации ядерного топлива, остается проблема обогащения уранового концентрата. Такой технологией обладают лишь страны, имеющие атомное оружие. Для Украины единственной возможностью восполнить недостающее звено в ядерном цикле является участие в работе завода в Ангарске, на базе которого создан Международный центр по обогащению топлива. Заявка Украины была ратифицирована Российской Федерацией, а вот Казахстан до сих пор не согласовал наше вхождение в состав центра. Не смогла повлиять на решение и официальная нота украинского МИДа по поводу затягивания в Астане формальной процедуры. На словах казахские коллеги вроде бы не возражают против украинского присутствия в Ангарске, но фактически вот уже год процесс не движется с места.

Очень сложно проходят и переговоры по цене на ядерное топливо, закупаемое Киевом. Да, краткосрочные контракты у "Энергоатома" имеются: и на 2009, и на 2010 годы. Но что будет уже в 2011 году? Москва в лице "Росатома" и корпорации "ТВЭЛ" прекрасно понимает, что реальной альтернативы у нас нет. Закупки топлива у того же американского Westinghouse обходятся на 20-30% дороже. У "Энергоатома" заключен с ним контракт на небольшие объемы для Южно-Украинской АЭС, однако в таких условиях говорить о диверсификации поставок как минимум неоправданно.

Еще одной насущной проблемой является скорое завершение срока хранения в России высокорадиоактивного отработанного топлива, ранее вывезенного туда с украинских АЭС. Действие договора истекает в 2012 году, то есть уже в 2013 году отходы должны быть возвращены в Украину. Вместе с тем в стране до практической стадии строительства своего хранилища очень далеко. Понятно, что такой высокотехнологичный объект с особыми требованиями по безопасности не может быть построен быстро. А Верховная Рада до сих пор еще не приняла соответствующий закон. Тогда остается один выход: пролонгация действующего договора на новых условиях. А это означает повышение платы за вывоз и хранение ядерных отходов для Украины.

Отдельного разговора заслуживает текущее финансовое состояние государственной монополии в сфере ядерной энергетики – НАЭК "Энергоатом". Рентабельность предприятия ограничивается правилами, установленными правительством на оптовом рынке электроэнергии. Имея гораздо более низкую себестоимость продукции, чем тепловые генерации, атомщики не могут установить более низкую отпускную цену по сравнению с государственными ТЭС, которые не выдержат конкуренции и обанкротятся. Кроме того, отсутствие необходимой инфраструктуры в виде ЛЭП не дает полноценно использовать возможности существующих энергоблоков Запорожской и Ровенской АЭС, в том числе для экспорта электроэнергии. А тут еще в условиях кризиса на 15-16% упали объемы ее потребления (в целом по промышленности – до 30%). В результате коэффициент использования установленной мощности у "Энергоатома" снизился до 67,7% по сравнению с прежними 85,2%, что привело к недовыработке и убыткам компании. Дополнительным негативным фактором стала девальвация гривны, вызвавшая перерасход средств при закупке ядерного топлива в сумме 143,4 млн грн. в 2009 году (закупки ведутся в долларах). Кроме того, Кабмин, спасая от банкротства Восточный ГОК, в принудительном порядке заставил "Энергоатом" купить у него урановый концентрат на 382 млн грн. по цене выше мировой.

Вместе с тем по настоянию правительства Нацкомиссия регулирования электроэнергетики в текущем году не включила в тариф для корпорации ее расходы на выплату кредитов, поскольку это привело бы к росту стоимости электроэнергии. Но ведь и 254,6 млн грн. на эти цели тоже где-то нужно было взять. В итоге в текущем году недофинансирование производственных программ "Энергоатома" составило 850 млн грн., в том числе 330,1 млн грн. – на строительство сухого хранилища отработанного топлива на Запорожской АЭС, а также на мероприятия по повышению безопасности энергоблоков, согласованные с Госатомрегулирования.

Еще 42 млн грн. необходимо на предварительные мероприятия, связанные с предстоящим строительством 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС. Понятно, что в таких условиях, особенно с учетом не совсем эффективного использования имеющихся в распоряжении средств, компания не в состоянии финансировать этот проект. Украина не успевает уложиться в предусмотренные сроки. В связи с этим руководство "Энергоатома" заявляет о необходимости продлить эксплуатацию действующих атомных блоков на 15 лет сверх проектного ресурса, что несет риски повторения Чернобыльской катастрофы.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!