kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Ядерная энергетика – под грузом проблем

07.10.09
размер текста:

Половина всей вырабатываемой в Украине электроэнергии приходится на долю АЭС. В мире – немного стран с таким соотношением, и все они относятся к числу высокоразвитых. Вот только украинская атомная энергетика создавалась еще в советскую эпоху, а потому неразрывно связана сегодня с Российской Федерацией. И, как утверждают сами энергетики, даже в долгосрочной перспективе смена вектора невозможна.

В качестве одной из причин они называют отсутствие нормативной базы, адаптированной к международным образцам. Так, все действующие в Украине стандарты основаны на советских нормах, предполагающих использование реакторов определенного типа. Вот почему в ближайшие 50-60 лет украинским атомщикам придется строить новые блоки на основе российских ВВЭР. А разговоры про возможность использования канадских, южнокорейских и американских реакторов на самом деле являются не более чем слухами.

Впрочем, на этом зависимость от российских атомщиков не заканчивается. Даже в случае реализации положений энергетической стратегии, предусматривающей до 2013 г. строительство в Украине собственного завода по фабрикации ядерного топлива, остается проблема обогащения уранового концентрата. Такой технологией обладают лишь страны, имеющие атомное оружие. Для Украины единственной возможностью восполнить недостающее звено в ядерном цикле является участие в работе завода в Ангарске, на базе которого создан Международный центр по обогащению топлива. Заявка Украины была ратифицирована Российской Федерацией, а вот Казахстан до сих пор не согласовал наше вхождение в состав центра. Не смогла повлиять на решение и официальная нота украинского МИДа по поводу затягивания в Астане формальной процедуры. На словах казахские коллеги вроде бы не возражают против украинского присутствия в Ангарске, но фактически вот уже год процесс не движется с места.

Очень сложно проходят и переговоры по цене на ядерное топливо, закупаемое Киевом. Да, краткосрочные контракты у "Энергоатома" имеются: и на 2009, и на 2010 годы. Но что будет уже в 2011 году? Москва в лице "Росатома" и корпорации "ТВЭЛ" прекрасно понимает, что реальной альтернативы у нас нет. Закупки топлива у того же американского Westinghouse обходятся на 20-30% дороже. У "Энергоатома" заключен с ним контракт на небольшие объемы для Южно-Украинской АЭС, однако в таких условиях говорить о диверсификации поставок как минимум неоправданно.

Еще одной насущной проблемой является скорое завершение срока хранения в России высокорадиоактивного отработанного топлива, ранее вывезенного туда с украинских АЭС. Действие договора истекает в 2012 году, то есть уже в 2013 году отходы должны быть возвращены в Украину. Вместе с тем в стране до практической стадии строительства своего хранилища очень далеко. Понятно, что такой высокотехнологичный объект с особыми требованиями по безопасности не может быть построен быстро. А Верховная Рада до сих пор еще не приняла соответствующий закон. Тогда остается один выход: пролонгация действующего договора на новых условиях. А это означает повышение платы за вывоз и хранение ядерных отходов для Украины.

Отдельного разговора заслуживает текущее финансовое состояние государственной монополии в сфере ядерной энергетики – НАЭК "Энергоатом". Рентабельность предприятия ограничивается правилами, установленными правительством на оптовом рынке электроэнергии. Имея гораздо более низкую себестоимость продукции, чем тепловые генерации, атомщики не могут установить более низкую отпускную цену по сравнению с государственными ТЭС, которые не выдержат конкуренции и обанкротятся. Кроме того, отсутствие необходимой инфраструктуры в виде ЛЭП не дает полноценно использовать возможности существующих энергоблоков Запорожской и Ровенской АЭС, в том числе для экспорта электроэнергии. А тут еще в условиях кризиса на 15-16% упали объемы ее потребления (в целом по промышленности – до 30%). В результате коэффициент использования установленной мощности у "Энергоатома" снизился до 67,7% по сравнению с прежними 85,2%, что привело к недовыработке и убыткам компании. Дополнительным негативным фактором стала девальвация гривны, вызвавшая перерасход средств при закупке ядерного топлива в сумме 143,4 млн грн. в 2009 году (закупки ведутся в долларах). Кроме того, Кабмин, спасая от банкротства Восточный ГОК, в принудительном порядке заставил "Энергоатом" купить у него урановый концентрат на 382 млн грн. по цене выше мировой.

Вместе с тем по настоянию правительства Нацкомиссия регулирования электроэнергетики в текущем году не включила в тариф для корпорации ее расходы на выплату кредитов, поскольку это привело бы к росту стоимости электроэнергии. Но ведь и 254,6 млн грн. на эти цели тоже где-то нужно было взять. В итоге в текущем году недофинансирование производственных программ "Энергоатома" составило 850 млн грн., в том числе 330,1 млн грн. – на строительство сухого хранилища отработанного топлива на Запорожской АЭС, а также на мероприятия по повышению безопасности энергоблоков, согласованные с Госатомрегулирования.

Еще 42 млн грн. необходимо на предварительные мероприятия, связанные с предстоящим строительством 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС. Понятно, что в таких условиях, особенно с учетом не совсем эффективного использования имеющихся в распоряжении средств, компания не в состоянии финансировать этот проект. Украина не успевает уложиться в предусмотренные сроки. В связи с этим руководство "Энергоатома" заявляет о необходимости продлить эксплуатацию действующих атомных блоков на 15 лет сверх проектного ресурса, что несет риски повторения Чернобыльской катастрофы.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.

Корупція в МОУ


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!