kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Ядерная энергетика – под грузом проблем

07.10.09
размер текста:

Половина всей вырабатываемой в Украине электроэнергии приходится на долю АЭС. В мире – немного стран с таким соотношением, и все они относятся к числу высокоразвитых. Вот только украинская атомная энергетика создавалась еще в советскую эпоху, а потому неразрывно связана сегодня с Российской Федерацией. И, как утверждают сами энергетики, даже в долгосрочной перспективе смена вектора невозможна.

В качестве одной из причин они называют отсутствие нормативной базы, адаптированной к международным образцам. Так, все действующие в Украине стандарты основаны на советских нормах, предполагающих использование реакторов определенного типа. Вот почему в ближайшие 50-60 лет украинским атомщикам придется строить новые блоки на основе российских ВВЭР. А разговоры про возможность использования канадских, южнокорейских и американских реакторов на самом деле являются не более чем слухами.

Впрочем, на этом зависимость от российских атомщиков не заканчивается. Даже в случае реализации положений энергетической стратегии, предусматривающей до 2013 г. строительство в Украине собственного завода по фабрикации ядерного топлива, остается проблема обогащения уранового концентрата. Такой технологией обладают лишь страны, имеющие атомное оружие. Для Украины единственной возможностью восполнить недостающее звено в ядерном цикле является участие в работе завода в Ангарске, на базе которого создан Международный центр по обогащению топлива. Заявка Украины была ратифицирована Российской Федерацией, а вот Казахстан до сих пор не согласовал наше вхождение в состав центра. Не смогла повлиять на решение и официальная нота украинского МИДа по поводу затягивания в Астане формальной процедуры. На словах казахские коллеги вроде бы не возражают против украинского присутствия в Ангарске, но фактически вот уже год процесс не движется с места.

Очень сложно проходят и переговоры по цене на ядерное топливо, закупаемое Киевом. Да, краткосрочные контракты у "Энергоатома" имеются: и на 2009, и на 2010 годы. Но что будет уже в 2011 году? Москва в лице "Росатома" и корпорации "ТВЭЛ" прекрасно понимает, что реальной альтернативы у нас нет. Закупки топлива у того же американского Westinghouse обходятся на 20-30% дороже. У "Энергоатома" заключен с ним контракт на небольшие объемы для Южно-Украинской АЭС, однако в таких условиях говорить о диверсификации поставок как минимум неоправданно.

Еще одной насущной проблемой является скорое завершение срока хранения в России высокорадиоактивного отработанного топлива, ранее вывезенного туда с украинских АЭС. Действие договора истекает в 2012 году, то есть уже в 2013 году отходы должны быть возвращены в Украину. Вместе с тем в стране до практической стадии строительства своего хранилища очень далеко. Понятно, что такой высокотехнологичный объект с особыми требованиями по безопасности не может быть построен быстро. А Верховная Рада до сих пор еще не приняла соответствующий закон. Тогда остается один выход: пролонгация действующего договора на новых условиях. А это означает повышение платы за вывоз и хранение ядерных отходов для Украины.

Отдельного разговора заслуживает текущее финансовое состояние государственной монополии в сфере ядерной энергетики – НАЭК "Энергоатом". Рентабельность предприятия ограничивается правилами, установленными правительством на оптовом рынке электроэнергии. Имея гораздо более низкую себестоимость продукции, чем тепловые генерации, атомщики не могут установить более низкую отпускную цену по сравнению с государственными ТЭС, которые не выдержат конкуренции и обанкротятся. Кроме того, отсутствие необходимой инфраструктуры в виде ЛЭП не дает полноценно использовать возможности существующих энергоблоков Запорожской и Ровенской АЭС, в том числе для экспорта электроэнергии. А тут еще в условиях кризиса на 15-16% упали объемы ее потребления (в целом по промышленности – до 30%). В результате коэффициент использования установленной мощности у "Энергоатома" снизился до 67,7% по сравнению с прежними 85,2%, что привело к недовыработке и убыткам компании. Дополнительным негативным фактором стала девальвация гривны, вызвавшая перерасход средств при закупке ядерного топлива в сумме 143,4 млн грн. в 2009 году (закупки ведутся в долларах). Кроме того, Кабмин, спасая от банкротства Восточный ГОК, в принудительном порядке заставил "Энергоатом" купить у него урановый концентрат на 382 млн грн. по цене выше мировой.

Вместе с тем по настоянию правительства Нацкомиссия регулирования электроэнергетики в текущем году не включила в тариф для корпорации ее расходы на выплату кредитов, поскольку это привело бы к росту стоимости электроэнергии. Но ведь и 254,6 млн грн. на эти цели тоже где-то нужно было взять. В итоге в текущем году недофинансирование производственных программ "Энергоатома" составило 850 млн грн., в том числе 330,1 млн грн. – на строительство сухого хранилища отработанного топлива на Запорожской АЭС, а также на мероприятия по повышению безопасности энергоблоков, согласованные с Госатомрегулирования.

Еще 42 млн грн. необходимо на предварительные мероприятия, связанные с предстоящим строительством 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС. Понятно, что в таких условиях, особенно с учетом не совсем эффективного использования имеющихся в распоряжении средств, компания не в состоянии финансировать этот проект. Украина не успевает уложиться в предусмотренные сроки. В связи с этим руководство "Энергоатома" заявляет о необходимости продлить эксплуатацию действующих атомных блоков на 15 лет сверх проектного ресурса, что несет риски повторения Чернобыльской катастрофы.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!