kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Детям в подарок

11.01.10
размер текста:

Уходящий год отметился в Украине новым рекордом – валовый внешний долг превысил 100 млрд. долларов, при этом долг органов государственного управления превысил 15 млрд. долларов. Именно такие долги оставляет своим последователям правительство Юлии Тимошенко на 10 лет вперед. Однако правительство не останавливается на достигнутом – Кабмин просит у Международного валютного фонда экстренную помощь в размере 2 млрд. долларов. Каким образом и за счет чего Украина сможет на протяжении 10 лет погасить данный долг?

Экономическая ситуация в стране (и это для всех не является секретом) носит катастрофический характер вплоть до того, что уже не раз возникали дискуссии о том, когда Украине ждать дефолта. Ударение в этих дискуссиях ставится именно на слове "когда", потому что мало кто уже сомневается, что страну постигнет дефолт. Единственным человеком, который это отрицает, является глава украинского правительства. Отвечая на этот вопрос, можно смело утверждать, что все станет ясно весной 2010 года – после президентских выборов. Если в Украине появится новый президент – все долги государства, которые были накоплены при правлении его предшественника, а также при Кабинете Министров во главе с Юлией Тимошенко, будут оглашены. Это точно произойдет, по крайней мере, если у "руля" государства окажутся противники нынешних руководителей страны. Что произойдет впоследствии – прогнозировать сложно.

Объем внешнего долга к весне 2010 года обещает быть впечатляющим. Если, к примеру, валовый внешний долг Украины только по состоянию на 1 октября 2009 года, согласно информации Национального банка Украины, составил 104,376 млрд. долларов, увеличившись с начала года на 2,7% или на 2,717 млрд. долларов. При этом долг органов государственного управления с начала года вырос на 3,95 млрд. долларов до 15,909 млрд. долларов. Органы кредитно-денежного регулирования увеличили свой долг за 9 месяцев текущего года с 4,725 млрд. долларов до 8,225 млрд. долларов. Другие секторы промышленности с начала года увеличили свой внешний долг на 206 млн. долларов до 41,461 млрд. долларов. При этом межфирменный долг увеличился на 96 млн. долларов до 5,209 млрд. долларов. Что касается банков, то они с начала года сократили внешний долг на 5,899 млрд. долларов до 33,572 млрд. долларов. Стоит отметить, что в первом квартале 2009 года валовый внешний долг сократился на 2,1%, во втором квартале вырос на 1,1%, а в третьем квартале увеличился на 3,7%.

Несмотря на столь внушительные долги, украинское правительство в начале этого месяца запросило экстренную помощь у Международного валютного фонда в размере 2 млрд. долларов. Для чего же Украине понадобился такой большой объем финансовых средств? По словам вице-премьер-министра Украины Григория Немыри, эти средства необходимы для ослабления чрезвычайно сложной ситуации с погашением внешнего госдолга. Другими словами, Украина берет кредит, чтобы погасить долги, при этом существующий долг увеличивается благодаря процентной ставке. Немыря уточнил, что эти средства Украина планирует использовать для выплаты пенсий и зарплат бюджетникам, покрытия государственных облигаций, а также расчетов за газ с Россией. Из этого следует, что у правительства нет денег для того, чтобы провести все эти жизненно важные для страны расчеты. Причем следует отметить, что средства планируется потратить не на восстановление секторов экономики, а на, как уже окрестили некоторые политики, "проедим". Покрыв все перечисленные нужды, Украина не получит экономической отдачи. Так как даже работа НАК "Нафтогаза" в последнее время просто удивляет – ежемесячно вся страна ищет деньги для того, чтобы рассчитаться за купленный у России газ. В результате создается впечатление, что компания просто дарит газ, не продавая ни куба, ведь на следующий месяц у нее не хватает оборотных средств для покупки очередного объема газа. А если "Нафтогаз" все же получает выручку от продажи газа, то она непонятным образом где-то оседает.

Поэтому, учитывая перечисленные проблемы, Кабмин начал настойчиво требовать от МВФ экстренной помощи. При этом правительство Украины попросило смягчить некоторые требования МВФ, поскольку выполнение программы сотрудничества проходило на фоне "очень сложных" политических условий в стране. "Мы столкнулись со сложностями, которые обусловили невозможность выполнения на данном этапе некоторых из наших обязательств. Непредвиденные вызовы в области законодательства, а также постановления судов стали на пути наших усилий повысить цены на газ для населения и предприятий ТКЭ с дат, о которых шла речь в начале (1 сентября и 1 октября соответственно), следовательно, выполнение нескольких структурных маяков было неполным", - говорится в письме Кабмина. Кроме этого, пришлось применить практику авансовых выплат возмещения НДС НАК "Нафтогаз Украины". "Это было жизненно необходимо для Компании для того, чтобы она смогла обеспечить необходимое финансирование для расчетов за импортированный в августе газ", – отмечено в письме. Вместе с тем указано, что отклонения официального обменного курса от курса межбанка в последнее время превышали 2%, что также является несоблюдением действующего критерия эффективности относительно невнедрения практики параллельных обменных курсов.

Вслед за письмом в Вашингтон в составе официальной делегации вылетели исполняющий обязанности министра финансов Украины Игорь Уманский и заместитель министра финансов Украины Анатолий Мярковский. Делегация была намерена провести очередной раунд переговоров в штаб-квартире МВФ, при этом члены правительства были готовы пойти на любые уступки Фонда. Однако переговоры закончились провалом. "Попытка получить очередной транш, не сделав ни шагу для того, чтобы выполнить хотя бы часть предыдущих обязательств, даже без предоставления нового проекта бюджета в парламент; обещание решить все проблемные вопросы вопреки законам Украины и Конституции через соответствующие постановления правительства - все это привело к тому, что терпение менеджмента закончилось, и правительственную делегацию отправили домой", - так прокомментировали в Главной службе информационной политики Секретариата Президента.

В Секретариате Президента подчеркнули, что правительство готово дать МВФ любые обещания с целью получить очередной транш кредита. "Именно таким образом и был получен последний транш: ни одна экономическая реформа в вышеупомянутых сферах, которая должна была быть осуществлена еще до получения денег, не проведена и сегодня", - сказано в заявлении. Кроме того, в Секретариате Президента назвали откровенной ложью заявление вице-премьера Григория Немыри о выведении главы государства за рамки переговорного процесса. "Президент Украины поддерживал, поддерживает и будет поддерживать сотрудничество Украины с МВФ на принципе, который описан в последнем письме о намерениях и Меморандуме, об экономической и финансовой политике. Это принцип - деньги МВФ как поддержка реформ, а не кредиты в обмен на предвыборные обещания премьер-министра", - заявили в президентской канцелярии.

В результате МВФ решил отказать Украине в выделении четвертого транша кредита stand by в размере 3,5 миллиарда долларов до завершения президентских выборов из-за растущей неудовлетворенности неспособностью украинских политиков взять под контроль бюджет. Мнения украинских политиков относительно отказа МВФ кардинально разошлись. В частности, в правительстве утверждают, что это приведет к дестабилизации экономической ситуации не только в Украине, но и в Восточном регионе в целом. В Секретариате Президента придерживаются иной точки зрения. Точку зрения Президента Украины поддерживает и спикер Верховной Рады Владимир Литвин. "Никаких последствий это иметь не будет. Последствие будет одно – меньше надо будет отдавать", - заявил Литвин.

Литвин напомнил, что Украина уже получила от МВФ кредиты на сумму 11 млрд. долларов, в то время как из страны в этом году было выведено 14 млрд. долларов. МВФ, по словам Литвина, предоставляет кредиты под определенные условия, и он фактически определяет параметры экономики и берет ее под свой контроль. "Поэтому необходимо, чтобы те, кто подписал меморандум о сотрудничестве с МВФ, публично отчитались о том, что они подписали, и как они собираются выполнять этот меморандум", - сказал он. Резкой критике подверглись намерения правительства и в Секретариате Президента. В частности, президент Виктор Ющенко заявил, что правительство пытается получить от МВФ очередной транш кредита для погашения долгов за газ. При этом Президент в очередной раз раскритиковал правительство за привлечение большого количества кредитов. Он напомнил, что только в проекте бюджета на следующий год правительство предлагало предусмотреть 22 млрд. гривен на обслуживание процентов по кредитам. Ющенко подчеркнул, что эти долги придется отдавать детям и внукам.

В подтверждение слов Ющенко следует напомнить, что в ближайшие 10 лет Украина должна будет погасить большой объем кредитов. Так, в 2010 году Кабинет Министров должен будет погасить 15,2 млрд. грн., в 2011 – 17,4, в 2012 – 17,9, в 2013-2014 – 18,8, в 2015 – 15,4, в 2016 – 14,3, в 2017-2020 – 23,9. Такой прогноз погашения внешних займов был составлен Министерством финансов. Другими словами, Украина залезла в долги на 10 лет вперед. Данный прогноз рассчитан на тот случай, что Украина больше не будет привлекать внешние займы. Однако больше всего на данный момент волнует вопрос: каким образом и за счет каких средств правительство намерено погасить такой объем долгов?

Одним из вариантов погашения этого объема денежных средств являются поступления от приватизации государственных объектов. Однако у государства уже не осталось инвестиционно привлекательных активов, за счет продажи которых можно было бы погасить накопившийся долг, даже если учесть возможность реприватизации объектов, что вполне вероятно, если к власти придет Юлия Тимошенко. Поэтому наиболее вероятным источником дохода для Украины в данный момент является только одно – продажа газотранспортной системы российскому "Газпрому". Скорее всего, именно продажа украинской ГТС и является планом спасения Юлии Тимошенко. Это вполне вероятно, если учесть недавние переговоры на эту тему между Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным, которые пока носят характер "сотрудничества в реконструкции украинской газотранспортной системы". Естественно, что продажа ГТС поставит под удар энергетическую безопасность страны. Однако будущему руководству страны предстоит сделать важный выбор между энергетической безопасностью и дефолтом.

Тарас Жирош

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!