kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Нефтепереработка: ветер перемен

21.12.09
размер текста:

Уходящий год для нефтеперерабатывающей промышленности Украины запомнился значимыми событиями. Главным, безусловно, стало выдавливание представителей Татарстана из акционерного капитала Кременчугского НПЗ. Вслед за установлением оперативного контроля над предприятием, полученному благодаря смене топ-менеджмента, группа "Приват" увеличила участие в ЗАО "Укртатнефть" с 1,153% до 19,449% через аффилированную компанию "Корсан".

Расширение присутствия произошло за счет пакетов кипрских оффшоров Amruz Trading AG и Seagroup International Inc. в размере 8,336% и 9,96% соответственно, ранее обеспечивавших татарской стороне большинство голосующих акций. Примечательно, что до этого Фонд госимущества Украины и Генпрокуратура несколько лет безуспешно оспаривали в суде владение татарами вышеупомянутым пакетом в 18,296%.

Таким образом, "Приват" еще раз доказал скептикам, что по части эффективности судебных разбирательств в Украине ему нет равных. Вслед за этим "Укртатнефть" отсудила у Минземимущества Татарстана 28,778% акций и еще 8,613% - у "Татнефти". Данные пакеты были возвращены государству в лице Фонда госимущества. Дальнейшие перспективы И. Коломойского в связи с этим выглядят довольно радужно – с учетом его предыдущего успешного сотрудничества с ФГИУ по приватизации целого ряда стратегических объектов. Таким образом, в совсем уже недалеком будущем доля "Привата" в акционерном капитале Кременчугского НПЗ имеет все шансы увеличиться до 56,84%.

Можно предположить, что следующим шагом этой финансово-промышленной группы станет окончательное закрытие Дрогобычского и Надворнянского НПЗ, контролируемых через ОАО "Нефтехимик Прикарпатья" и ОАО "НПК-Галичина".

Сегодня эти западноукраинские заводы напоминают действующие музеи, имея глубину нефтепереработки 61,2% и 56,7%% соответственно – тогда как в развитых странах этот показатель составляет 97-98%. В Дрогобыче и Надворной используют давно устаревшее оборудование, выпуская в основном дизтопливо и мазут. А производимый там бензин стандарта "евро-2" не отвечает современным экологическим требованиям.

Вот почему последние несколько лет эти заводы по большей части простаивали, работая от силы 4-5 месяцев в году, в периоды балансового дефицита солярки, необходимой для проведения посевной и уборочной кампании в АПК. Причем за 11 мес. нынешнего года "НПК-Галичина" уменьшил нефтепереработку на 24,6% до 403,6 тыс. т, а "Нефтехимик Прикарпатья" и вовсе на 44,8% до 155,3 тыс. т.

Стоимость модернизации Надворнянского и Дрогобычского НПЗ до современного уровня оценивается в 700 млн. долл. на каждый, включая строительство установок по изомеризации для выпуска бензинов и гидроочистке для дизтоплива. И едва ли И. Коломойский захочет теперь инвестировать туда такие средства. Безусловно, на Кременчугском НПЗ также необходимо проводить реконструкцию. Но поскольку там гораздо более новое оснащение и намного больше глубина переработки нефти, то и затраты на модернизацию требуются меньшие.

Так, для первоочередных мероприятий по модернизации существующей установки по гидроочистке дизтоплива необходимо каких-то 80 млн. долл. Сумма несопоставима с затратами, необходимыми на западноукраинских активах. Зато позволит за счет усиления режимов гидроочистки существенно снизить содержание серы в солярке.

К тому же гораздо больший экономический эффект будет получен от капвложений в один завод, потенциально способный переработать 18,6 млн. т нефти в год, чем в два предприятия, дающих 3,22 млн. т и 2,6 млн. т переработки. Таким образом, НПЗ в Дрогобыче и Надворной составят кампанию Херсонскому нефтеперерабатывающему комплексу, официально закрытому на реконструкцию, и которому его владельцем И. Еремеевым в долгосрочной перспективе обеспечен надежный простой. По оценкам отраслевых экспертов, для модернизации Херсонского НПК до современного уровня нужно 4,5 года и 1,5 млрд. долл. Понятно, что в таких условиях продажа НПЗ в Дрогобыче, Херсоне и Надворной возможна разве что на металлолом.

Заключение контрактов на поставку в Кременчуг азербайджанской нефти также можно отнести к значимым событиям 2009 г. Ведь после прекращения подачи татарской нефти "Приват" целый год не мог найти нового поставщика. Эксцентричные решения в виде закупок иракской нефти в Киркуке показали свою полную бесполезность, и завод выживал исключительно за счет поставок от "Укрнефти", ранее снабжавшей Дрогобыч и Надворную. Последние оказались на голодном пайке - поскольку ресурс собственной добычи нефти в Украине ограничен. Что еще раз доказывает готовность И. Коломойского уже в 2010 г. окончательно пожертвовать своими западноукраинскими предприятиями в пользу Кременчугского НПЗ.

Хотя согласно отчетности по итогам 9 мес. убыточную деятельность задекларировали все три НПЗ: ЗАО "Укртатнефть" - 847 млн. грн, ОАО "Нефтехимик Прикарпатья" – 9,71 млн. грн, ОАО "НПК "Галичина" - 34,45 млн. грн. Очевидно, что по итогам 2009 г., которые станут известны уже в конце января следующего года, финансовый результат также будет отрицательный.

Октябрьский демарш российского "Лукойла", на месяц остановившего Одесский НПЗ в связи с изменением маршрута прокачки нефти по магистральному трубопроводу в пользу Кременчугского НПЗ, тоже по праву занял свое место среди наиболее заметных отраслевых событий 2009 г. Однако революции не произошло: лояльное группе "Приват" правительство прогнозируемо не пошло на уступки. Тем самым оно наглядно показало, что и в дальнейшем не намерено считаться с интересами российских нефтяных монополий в Украине. В итоге владельцу "Лукойла" В. Аллекперову ничего не оставалось, кроме как принять новые правила игры, а заодно и новый маршрут транспортировки, обходящийся на 5,7 долл./т нефти дороже предыдущего. Как говорят в подобных случаях в той же Одессе - "а кому сейчас легко?"

Безусловно, нельзя обойти и очередную попытку налоговой администрации добиться от "Нефтехимика Прикарпатья" платежей на сумму около 330 млн. грн путем инициирования его банкротства. Попытка была предпринята нынешней осенью и закончилась вполне прогнозируемо – отзывом иска из регионального хозсуда. Однако, благородный порыв ивано-франковских налоговиков заслуживает внимания. Напомним, что предыдущая попытка взыскания задолженности перед бюджетом через банкротство была предпринята в отношении Дрогобычского НПЗ Львовской налоговой администрацией еще в 2003 году.

Самое интересное, что весь этот событийный ряд никак не отразился на показателях рынка в целом. По данным Минтопэнерго, средняя степень загрузки украинских НПЗ в 2009 г. составила 19,9% от проектной мощности по сравнению с 19,1% в 2008 г. При этом поставки нефти на НПЗ по данным за 11 мес. увеличились на 2% по сравнению с аналогичным периодом до 9,597 млн. т, а объемы нефтепереработки возросли на 5% до 10,423 млн. т.

Столь незначительные изменения объясняются сохранением фундаментальных факторов, заложенных в законодательное поле. Так, высокая пошлина на экспорт нефти из Российской Федерации по-прежнему делает экономически невыгодной ее переработку в Украине. Между тем на поставки из РФ в уходящем году пришлось 62,07% от общего объема. Кроме того, отсутствие преференций при модернизации НПЗ оставляет ее перспективы весьма неопределенными.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!