kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Искусственный отбор

17.12.09
размер текста:

Несмотря на то, что Кабинет министров в последнее время активно пропагандирует политику взаимопонимания с предприятиями горно-металлургического комплекса страны, данная политика весьма неравномерно распространяется на участников отрасли. В частности, одни рыночные игроки пользуются повышенным вниманием правительства, в то время как другие – практически лишены каких-либо ощутимых преференций.

В соответствии с теорией Ч.Дарвина и современной синтетической теорией эволюции, жизнь на Земле развивалась по закону «естественного отбора»: выживали и преимущественно размножались особи, более приспособленные к данным условиям среды. Мировой бизнес впоследствии тоже стал развиваться подобно этому закону: сильные конкурентоспособные компании укрупнялись за счет поглощения либо вытеснения с рынка менее конкурентоспособных, что в конечном итоге приводило к усилению экономической конкуренции на рынке и повышению качества продукции и услуг.

Однако украинское правительство, похоже, практикует совершенно другую эволюционную теорию, а именно избирательное допущение к размножению организмов с целью выведения новых видов, обладающих желаемыми качествами. Другими словами – искусственный отбор. Кабмин Юлии Тимошенко сегодня вполне открыто поддерживает наименее эффективный бизнес в ГМК.

Хотя, если взять в пример отдельных участников отрасли, которых, судя по повышенному вниманию к ним правительства, можно отнести к разряду слабых и неконкурентоспособных, то здесь это определение носит достаточно условный характер. Некоторые компании попросту привыкли к помощи государства, поэтому продолжают жить и мыслить абсолютно нерыночно, твердо уверовав, что государство им обязано помогать, как это было, например, во времена Союза.

За примером далеко идти не придется – можно взять хотя бы Мариупольский меткомбинат им. Ильича и его бессменного «красного» директора Владимира Бойко. Владимир Бойко, при всем уважении к нему, все же человек прошлой эпохи. Поэтому неслучайно, что именно от него постоянно исходят жалобы относительно того, что его якобы притесняют другие участники рынка и что правительство недостаточно помогает его предприятию. При этом наиболее острым вопросом для В.Бойко, как и для совладельцев корпорации «Индустриальный союз Донбасса», а также группы «Запорожстали», является проблема сырьевого обеспечения металлургического производства.

Указанные компании в свое время сумели приватизировать достаточно привлекательные меткомбинаты, в результате чего на приватизацию ГОКов и шахт у них попросту не хватило средств. А в дальнейшем они сочли экономически нецелесообразным развитие собственных сырьевых баз. Дело в том, что несколько лет назад цены на железорудное сырье на рынке Украины, как, впрочем, и на мировом рынке, были на порядок ниже, чем, к примеру, в докризисном первом полугодии 2008 года. Поэтому ряд украинских компаний приняли решение приобретать железорудное сырье на открытом рынке, отказавшись от идеи строительства собственных ГОКов. При этом все они, на всякий случай, получили лицензии на разработку перспективных месторождений железной руды.

И в то время, когда вертикально-интегрированные компании вкладывали миллиарды в развитие принадлежащих им ГОКов, «безсырьевые» компании инвестировали в другие, не менее масштабные и амбициозные проекты. К примеру, ИСД решил в сжатые сроки провести комплексную модернизацию своих металлургических мощностей, для чего нарастил объем кредитных обязательств до 3 млрд. долларов. При этом группа В.Гайдука и С.Таруты даже минимального объема финансовых средств не потратила на обеспечение своих метпредприятий сырьем. Как следствие, сегодня ИСД имеет превосходство над отечественными конкурентами в энергоэффективности металлургического производства, но уступает вертикально-интегрированным компаниям в себестоимости железорудного сырья. Где-то выиграли, где-то проиграли.

Спустя несколько лет цены на железорудное сырье на мировом рынке, как и прогнозировали эксперты, значительно выросли. Тогда собственники ИСД, Запорожстали и ММК им. Ильича обвинили отечественных поставщиков сырья в рыночном доминировании и чрезмерном завышении цен на ЖРС. Хотя за несколько месяцев до этого производители металлопродукции еще более значительно повысили цены на свой готовый прокат и полуфабрикаты.

В прошлом месяце ситуация получила продолжение – Юлия Тимошенко пообещала ряду компаний, которые лишены собственной сырьевой базы, привилегированный доступ к разработке украинских железорудных и угольных месторождений. Компании, которые попали в это число, восприняли идею с энтузиазмом – все они заявили, что заинтересованы в предложении Кабмина. В частности, корпорация ИСД намерена принимать участие в аукционах по продаже лицензий на разработку полезных ископаемых, которые будут проводиться во второй половине декабря текущего года. «Конечно, будем принимать участие… Железная руда, уголь – то, что нам необходимо», - сказал председатель совета директоров ИСД Сергей Тарута.

Интересно все же, за счет каких средств собираются строить ГОК совладельцы ИСД, если на сегодняшний день им не хватает денег даже для своевременных расчетов по взятым ранее кредитам. Ответ напрашивается только один: они снова рассчитывают на помощь государства. На последнем выездном заседании Кабмина в Мариуполе Сергей Тарута подчеркнул, что предприятия корпорации переживают две проблемы: дефицит оборотных средств и необеспеченность сырьем. «Нам надо 300-400 млн. долл. для завершения перевооружения, которое позволит отказаться от потребления газа и электроэнергии и превратит нас в современное конкурентоспособное производство», - сказал С.Тарута. В ответ Юлия Тимошенко пообещала ему, что правительство готово предоставить государственные гарантии под кредиты на модернизацию производства.

Следует отметить, что для строительства новых ГОКов правительство высказало готовность помочь избранным металлургам с дешевыми кредитами, а также своей наукой и техникой. Правительство намерено помогать ИСД, даже не смотря на то обстоятельство, что Алчевский меткомбинат, по данным самого же Кабмина, на 1 ноября текущего года задолжал государственному НАК «Нафтогаз Украины» за поставленный природный газ не много, не мало –142 млн. грн. (причем на 01.10.2009 долг составлял свыше 240 млн. грн.). Естественно, что столь значительная задолженность перед госмонополией стала возможной исключительно благодаря молчаливому согласию Кабмина. К тому же, нынешний топ-менеджмент «Нафтогаза», о многочисленных злоупотреблениях которого неоднократно упоминалось в СМИ, состоит преимущественно из выходцев с того же ИСД. О какой справедливой конкуренции на рынке может идти речь?

Снова же только выборочным участникам отечественного ГМК также удалось добиться решения еще одного острого вопроса – возмещения НДС. Государственная налоговая администрация Украины ожидает, что задолженность по возмещению НДС экспортерам по состоянию на 1 января 2010 года составит 20 млрд. грн. Гендиректору ММК им. Ильича, одному из немногих, удалось убедить государство вернуть предприятию должок. По его словам, государство задолжало комбинату 400 млн. грн. Именно эти цифры он озвучил на выездном заседании Кабмина в Мариуполе в прошлом месяце, и тот час же получил обещание от премьер-министра, что государство погасит долг в течение трех недель. Юлия Тимошенко пока что держит свое обещание: в ноябре комбинату было возмещено 150 млн. грн., а в декабре - еще 120 млн. грн.

Не секрет, что добиться столь выдающихся результатов в переговорах с действующим правительством можно было лишь одним путем: обеспечить поддержку Юлии Владимировны на президентских выборах, о чем господа Тарута и Бойко вполне официально и заявили.

Вероятно, что поддержкой на предстоящих выборах Юлия Тимошенко заручилась и со стороны еще двух представителей крупного бизнеса – Константина Жеваго и Виктора Пинчука. Иначе как еще можно объяснить тот факт, что правительство разрешило ввоз в Украину дуговой сталеплавильной печи, печи-ковша, двух машин непрерывного литья заготовок и вакууматора на общую сумму 140 млн. евро без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость?

Название предприятия, которому предназначалось оборудование, Кабмин не разглашает. Однако указанный набор металлургического оборудования соответствует основному оборудованию ООО «Металлургический завод «Днепросталь», который гендиректор компании «Интерпайп» Александр Киричко озвучил еще в феврале 2007 года. Напомним, что тогда «Интерпайп» подписал контракт с итальянской компанией Danieli о сооружении нового электросталеплавильного комплекса на площадке ОАО «Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод». Общая стоимость проекта оценивалась в 610 млн. долларов, годовая производительность – 1,32 млн. тонн. Как ожидалось, новый электросталеплавильный комплекс позволит «Интерпайпу» сократить потребление природного газа в восемь раз в пересчете на тонну стали и снизить в 2,5 раза вредные выбросы в атмосферу. Введение в действие электросталеплавильного производства было запланировано на начало 2011 года.

Беспошлинный ввоз оборудования для модернизации – безусловно, позитивный сигнал для отрасли. Остается надеяться, что и любая другая группа в ГМК сможет на тех же условиях, что и Интерпайп, воспользоваться столь щедрым предложением Кабмина.

Что касается Константина Жеваго, то следует отметить, что он также уже долгое время лоббирует ввоз в Украину на льготных условиях нового оборудования от компании Siemens для своего сталеплавильного комплекса «Ворскласталь». Кроме того, известна давняя заинтересованность К.Жеваго в приватизации холдинговой компании «Лугансктепловоз», которую недавно в очередной раз реприватизировали у структур Искандера Махмудова.

И если правительство будет продолжать следовать своей логике, то у владельца группы «Финансы и кредит» сохраняются неплохие шансы для успешной реализации намеченных проектов. Чего нельзя сказать о группе «Приват», собственники которой, похоже, окончательно «побили горшки» с премьером после последнего конкурса по приватизации Одесского припортового завода.

Поэтому говорить о каком-то взаимопонимании правительства и металлургов можно лишь относительно, так как действительно ощутимую государственную помощь получают только абсолютно лояльные к действующему премьер-министру компании, причем в ущерб другим участникам отрасли и честной экономической конкуренции на рынке.

Тарас Жирош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!