Подробнее Запомнить город


В.Новицкий: «Спрос на минеральные удобрения пока невысок»

22.10.09
размер текста:

Министр промышленной политики в интервью «Минпрому» рассказал о дальнейших перспективах целого ряда отраслей, жизненно важных для украинской экономики: ГМК, химической промышленности, судостроения, а также оборонно-промышленного комплекса.

- Владимир Станиславович, как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в украинском ГМК?


- За 8 дней октября по производству мы имеем довольно-таки неплохие показатели: суточное производство стали превысило 80 тыс. т., в отдельные дни до 90 тыс. т. По прокату также находимся на уровне 80 тыс. т. в последние дни. Это хорошие показатели, благодаря которым, по уровню загрузки мощностей мы вышли на 67-68%, то есть в два раза увеличили их по сравнению с наиболее сложным периодом ноября прошлого года. Если дальше уровень загрузки будет, как в начале месяца, думаю, что по итогам октября объем производства окажется где-то на 10% выше, чем в сентябре – не самом лучшем месяце этого года, и мы будем иметь около 70% загрузки мощностей в целом по отрасли. Уже видно, что в октябре текущего года по отношению к октябрю 2008 г. показатели по производству будут в 1,5 раза выше.

- Означает ли это, что по итогам 2009 г. украинские металлурги смогут покрыть убытки, понесенные ранее?

- По итогам I полугодия отрасль в целом получила негативные финансовые результаты – 4,5 млрд. грн. консолидированных убытков. При нынешних ценах у ряда предприятий, которые сейчас работают с загрузкой на 85-90% от имеющейся мощности, по итогам года будет положительная рентабельность производства. А если и дальше будем иметь позитивную динамику и цены на продукцию не будут падать, то сможем уже по отрасли выйти на такой уровень. Хочется, чтобы такая динамика сохранилась, но сегодня трудно сделать положительный долгосрочный прогноз по росту производства и выходу на показатели, близкие к прошлогодним.

- Я Вас правильно понимаю – если положительная динамика будет сохраняться, можно будет ставить вопрос об отмене моратория на повышение тарифов для предприятий ГМК в 2010 г?

- Пока этот вопрос рассматривается, но есть и другие вещи, которые надо учитывать. Вы знаете, парламентом был принят закон «О внесение изменений к некоторым законодательным актам по стимулированию мероприятий с энергосбережения» и для его реализации Кабинет Министров Украины издал ряд постановлений. В частности, разрешил завозить энергоэффективное оборудование для модернизации производственной базы, с определенными льготами при растаможивании. А именно по оплате НДС и пошлины. Этот закон действует. К сожалению, не действует закон, который депутаты приняли по антикризисной поддержке промышленности. Он был отменен решением Конституционного суда Украины по представлению Президента Украины. Поэтому сейчас будут разрабатываться другие регуляторы, стимулирующие модернизацию производственных мощностей в отрасли. Над этим работают как законодатели, так и наши специалисты.

У нас уже есть опыт работы в 1998-2001 гг. по экономическому эксперименту, который тогда позволил поднять металлургическое производство в стране. Правда, тогда полученная прибыль оставалась у предприятий на пополнение оборотных средств. Если сейчас подготовить закон о модернизации производства в наиболее энергоемких химической и металлургической отраслях, и спецназначением формировать фонды, используя средства оттуда только на модернизацию производственной базы – можно решить эту задачу в достаточно сжатые сроки, используя программные подходы. Если, при этом, установить достаточно жесткие условия по промышленным выбросам и стокам в окружающую среду после истечения установленных на модернизацию сроков, то эффективность этой работы будет еще выше.

У нас было несколько совещаний, которые проводила премьер-министр по проблемам металлургического комплекса. Они как раз и сформировали те направления поддержки, о которых мы говорим. И в ближайшее время, возможно, в начале ноября, мы планируем проведение еще одного такого совещания. По этому поводу есть соответствующее поручение премьер-министра и сейчас мы занимаемся его реализацией. На нем будут обсуждаться вопросы, особенно актуальные сегодня: обязательно будем говорить о повышении производства и реализации продукции ГМК, о проблемах модернизации, повышении конкурентоспособности, энергоэффективности производства, что для этого надо сделать.

- Второй по значению экспортной отраслью является химическая промышленность. Как там складывается ситуация?

- По производству азотных удобрений она все-таки остается достаточно сложной: цены и спрос пока не растут. Но по аммиаку цены начали немного повышаться. И это дает надежду, что при той специальной цене на природный газ, которая есть для всех наших азотных предприятий, мы сможем наращивать производство и поставлять продукцию на экспорт. Уже приближается сезон подготовки к весенним полевым работам и я думаю, что аммиачная селитра, производимая на наших заводах, будет востребована. Поскольку, в условиях, когда работают все агрегаты, мы можем производить 2,1-2,2 млн. т. в год продукции, большую часть которой, как правило, реализуем на внутренний рынок. Сейчас производство загружено не в полной мере, не больше 50% - так как некуда сбывать готовую продукцию. Основные потребители - аграрии, им сейчас не хватает финансовых ресурсов, поэтому думаю, что пока спрос на минеральные удобрения будет невысок.
Сегодня, к сожалению, в результате недостаточной защищенности нашего производителя, на украинском рынке очень много импортной селитры и других удобрений, особенно сложных фосфорных. Вот почему еще нужно поработать, чтобы создать нормальные конкурентные условия на внутреннем рынке.

- Последние два года Минпромполитики не удается отстоять перед Кабмином инициативы по господдержке судостроения. В таком случае есть ли вообще у этой отрасли перспективы?

- В судостроении ситуация достаточно сложная в том плане, что загрузка предприятий низкая, особенно мало заказов от отечественных заказчиков. Но если посмотреть по показателям в денежном выражении, то за I полугодие мы имеем 1,125 млрд. грн. товарного производства, а это 101% к соответствующему периоду 2008 г. Есть предприятия, которые существенно нарастили производство. Это Wadan Yards Оkean - прирост 115 млн. грн. Увеличили реализацию ОАО «Залив», Херсонский судостроительный завод, но наиболее значительно увеличило «Зоря-Машпроект», которое делает газотурбинную технику, используемую, в том числе в судовых двигателях. Предприятие входит в судостроительный комплекс, хотя сейчас большую часть своей продукции поставляет для газоперекачивающих станций.
Тем не менее, в 2009 г. в Украине уже построено 12 судов и плавсредств на 194 млн. долл., что на 68% больше, чем за соответствующий период 2008 г.

Судоремонтные работы ведутся на 76 судах. В качестве положительного фактора можно отметить и то, что в этом году мы наконец-то стали получать заказы от отечественного производителя. Так, Wadan Yards Оkean подписал контракт с ООО «Нибулон» на строительство 8 судов типа «река-море». По первым 4 судам уже начато производство. Нужно отметить, что это всего лишь второй заказ с 2005 г. на внутренний рынок. И если говорить о заказах, из 49 заказов, которые есть у судостроительных предприятий на этот год, 41 заказ - на внешний рынок и только 7 заказов - на внутренний. Это наша проблема: есть потребность в разных типах судов во многих отраслях, но всех сдерживает дефицит средств.

- Сами судостроители подчеркивают, что сегодня у них нет доступа к льготному кредитованию.


- Этот вопрос сегодня ключевой для всех производств с длительным сроком создания техники. В судостроении это, как правило 1,5 - 2 года. В нынешнем году, к сожалению, помочь судостроителям кредитованием не удавалось. Правда, сейчас, мы рассматриваем по «Заливу» вопрос о выделении из стабилизационного фонда госбюджета 15 млн. грн. на реализацию инвестиционного проекта по модернизации производства. Он сейчас находится на стадии оформления, после чего будет согласован с министерствами и ведомствами. А на следующий год мы заложили отдельной строчкой в бюджете 50 млн. грн на удешевление стоимости кредитов для судостроения. Это даст возможность привлечь несколько сотен миллионов гривен в виде кредитных ресурсов. Достаточно большая сумма появится у предприятий. Также в проекте госбюджета-2010 предусмотрены статьи о предоставлении правительственных гарантий под кредиты. Я думаю, что под эти программы могут быть рассмотрены определенные инвестиционные проекты.

- Переходим к оборонно-промышленному комплексу…


- Его предприятиями создан ряд образцов техники, пользующихся спросом на внешних рынках, они подготовлены к серийному производству. Тот же танк «Оплот», про который говорят в прессе. Это одно из направлений, имеющих сегодня хорошие перспективы. Есть целый ряд других – поставки средств высокоточного поражения и средств обнаружения. Это те направления, которыми сейчас нужно заниматься.

- Танки «Оплот» будут экспортироваться в следующем году?

- Да, будут. В этом есть заинтересованность других государств. И для этого мы сейчас занимаемся подготовкой производства на нашем основном предприятии и на смежных.

- Есть ли продвижения по проекту создания военно-транспортного самолета Ан-70?

- Как известно, в Подмосковье в Жуковском на авиасалоне был подписан протокол о возобновлении совместной работы по этому проекту. Это важный документ. Напомню, в 2000-2001 гг. Ан-70 уже проходил заключительный этап испытаний, но они не были завершены. Время прошло, сейчас по своим параметрам, по системам управления, по элементной базе самолет, безусловно, потребовал модернизации. АНТК им. Антонова сейчас проводит такую работу. В частности интенсивно проводятся испытания, и можно сказать, что они находятся на заключительном этапе. Мы уже получили заказ нашего Министерства обороны на такие самолеты. Важно, чтоб мы имели заказчиков для серийного производства. Участие россиян, как партнеров в этом проекте, тоже является очень важным. Мы рассчитываем, что совместно сможем этот самолет производить с перспективой реализации на других рынках. Для нас это важно.

- Испытания Ан-70 могут быть завершены в 2010 г?

- Тут все зависит от того, как будет финансироваться эта работа. Сейчас создана российско-украинская рабочая группа, она определят объемы финансирования и график, формирует программу первоочередных мероприятий. Мы планируем, что в 2012 г. Министерство обороны Украины получит первый такой самолет. А в следующем году нужно завершить его испытания для этого.

Беседовал Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!