kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


В.Новицкий: «Спрос на минеральные удобрения пока невысок»

22.10.09
размер текста:

Министр промышленной политики в интервью «Минпрому» рассказал о дальнейших перспективах целого ряда отраслей, жизненно важных для украинской экономики: ГМК, химической промышленности, судостроения, а также оборонно-промышленного комплекса.

- Владимир Станиславович, как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в украинском ГМК?


- За 8 дней октября по производству мы имеем довольно-таки неплохие показатели: суточное производство стали превысило 80 тыс. т., в отдельные дни до 90 тыс. т. По прокату также находимся на уровне 80 тыс. т. в последние дни. Это хорошие показатели, благодаря которым, по уровню загрузки мощностей мы вышли на 67-68%, то есть в два раза увеличили их по сравнению с наиболее сложным периодом ноября прошлого года. Если дальше уровень загрузки будет, как в начале месяца, думаю, что по итогам октября объем производства окажется где-то на 10% выше, чем в сентябре – не самом лучшем месяце этого года, и мы будем иметь около 70% загрузки мощностей в целом по отрасли. Уже видно, что в октябре текущего года по отношению к октябрю 2008 г. показатели по производству будут в 1,5 раза выше.

- Означает ли это, что по итогам 2009 г. украинские металлурги смогут покрыть убытки, понесенные ранее?

- По итогам I полугодия отрасль в целом получила негативные финансовые результаты – 4,5 млрд. грн. консолидированных убытков. При нынешних ценах у ряда предприятий, которые сейчас работают с загрузкой на 85-90% от имеющейся мощности, по итогам года будет положительная рентабельность производства. А если и дальше будем иметь позитивную динамику и цены на продукцию не будут падать, то сможем уже по отрасли выйти на такой уровень. Хочется, чтобы такая динамика сохранилась, но сегодня трудно сделать положительный долгосрочный прогноз по росту производства и выходу на показатели, близкие к прошлогодним.

- Я Вас правильно понимаю – если положительная динамика будет сохраняться, можно будет ставить вопрос об отмене моратория на повышение тарифов для предприятий ГМК в 2010 г?

- Пока этот вопрос рассматривается, но есть и другие вещи, которые надо учитывать. Вы знаете, парламентом был принят закон «О внесение изменений к некоторым законодательным актам по стимулированию мероприятий с энергосбережения» и для его реализации Кабинет Министров Украины издал ряд постановлений. В частности, разрешил завозить энергоэффективное оборудование для модернизации производственной базы, с определенными льготами при растаможивании. А именно по оплате НДС и пошлины. Этот закон действует. К сожалению, не действует закон, который депутаты приняли по антикризисной поддержке промышленности. Он был отменен решением Конституционного суда Украины по представлению Президента Украины. Поэтому сейчас будут разрабатываться другие регуляторы, стимулирующие модернизацию производственных мощностей в отрасли. Над этим работают как законодатели, так и наши специалисты.

У нас уже есть опыт работы в 1998-2001 гг. по экономическому эксперименту, который тогда позволил поднять металлургическое производство в стране. Правда, тогда полученная прибыль оставалась у предприятий на пополнение оборотных средств. Если сейчас подготовить закон о модернизации производства в наиболее энергоемких химической и металлургической отраслях, и спецназначением формировать фонды, используя средства оттуда только на модернизацию производственной базы – можно решить эту задачу в достаточно сжатые сроки, используя программные подходы. Если, при этом, установить достаточно жесткие условия по промышленным выбросам и стокам в окружающую среду после истечения установленных на модернизацию сроков, то эффективность этой работы будет еще выше.

У нас было несколько совещаний, которые проводила премьер-министр по проблемам металлургического комплекса. Они как раз и сформировали те направления поддержки, о которых мы говорим. И в ближайшее время, возможно, в начале ноября, мы планируем проведение еще одного такого совещания. По этому поводу есть соответствующее поручение премьер-министра и сейчас мы занимаемся его реализацией. На нем будут обсуждаться вопросы, особенно актуальные сегодня: обязательно будем говорить о повышении производства и реализации продукции ГМК, о проблемах модернизации, повышении конкурентоспособности, энергоэффективности производства, что для этого надо сделать.

- Второй по значению экспортной отраслью является химическая промышленность. Как там складывается ситуация?

- По производству азотных удобрений она все-таки остается достаточно сложной: цены и спрос пока не растут. Но по аммиаку цены начали немного повышаться. И это дает надежду, что при той специальной цене на природный газ, которая есть для всех наших азотных предприятий, мы сможем наращивать производство и поставлять продукцию на экспорт. Уже приближается сезон подготовки к весенним полевым работам и я думаю, что аммиачная селитра, производимая на наших заводах, будет востребована. Поскольку, в условиях, когда работают все агрегаты, мы можем производить 2,1-2,2 млн. т. в год продукции, большую часть которой, как правило, реализуем на внутренний рынок. Сейчас производство загружено не в полной мере, не больше 50% - так как некуда сбывать готовую продукцию. Основные потребители - аграрии, им сейчас не хватает финансовых ресурсов, поэтому думаю, что пока спрос на минеральные удобрения будет невысок.
Сегодня, к сожалению, в результате недостаточной защищенности нашего производителя, на украинском рынке очень много импортной селитры и других удобрений, особенно сложных фосфорных. Вот почему еще нужно поработать, чтобы создать нормальные конкурентные условия на внутреннем рынке.

- Последние два года Минпромполитики не удается отстоять перед Кабмином инициативы по господдержке судостроения. В таком случае есть ли вообще у этой отрасли перспективы?

- В судостроении ситуация достаточно сложная в том плане, что загрузка предприятий низкая, особенно мало заказов от отечественных заказчиков. Но если посмотреть по показателям в денежном выражении, то за I полугодие мы имеем 1,125 млрд. грн. товарного производства, а это 101% к соответствующему периоду 2008 г. Есть предприятия, которые существенно нарастили производство. Это Wadan Yards Оkean - прирост 115 млн. грн. Увеличили реализацию ОАО «Залив», Херсонский судостроительный завод, но наиболее значительно увеличило «Зоря-Машпроект», которое делает газотурбинную технику, используемую, в том числе в судовых двигателях. Предприятие входит в судостроительный комплекс, хотя сейчас большую часть своей продукции поставляет для газоперекачивающих станций.
Тем не менее, в 2009 г. в Украине уже построено 12 судов и плавсредств на 194 млн. долл., что на 68% больше, чем за соответствующий период 2008 г.

Судоремонтные работы ведутся на 76 судах. В качестве положительного фактора можно отметить и то, что в этом году мы наконец-то стали получать заказы от отечественного производителя. Так, Wadan Yards Оkean подписал контракт с ООО «Нибулон» на строительство 8 судов типа «река-море». По первым 4 судам уже начато производство. Нужно отметить, что это всего лишь второй заказ с 2005 г. на внутренний рынок. И если говорить о заказах, из 49 заказов, которые есть у судостроительных предприятий на этот год, 41 заказ - на внешний рынок и только 7 заказов - на внутренний. Это наша проблема: есть потребность в разных типах судов во многих отраслях, но всех сдерживает дефицит средств.

- Сами судостроители подчеркивают, что сегодня у них нет доступа к льготному кредитованию.


- Этот вопрос сегодня ключевой для всех производств с длительным сроком создания техники. В судостроении это, как правило 1,5 - 2 года. В нынешнем году, к сожалению, помочь судостроителям кредитованием не удавалось. Правда, сейчас, мы рассматриваем по «Заливу» вопрос о выделении из стабилизационного фонда госбюджета 15 млн. грн. на реализацию инвестиционного проекта по модернизации производства. Он сейчас находится на стадии оформления, после чего будет согласован с министерствами и ведомствами. А на следующий год мы заложили отдельной строчкой в бюджете 50 млн. грн на удешевление стоимости кредитов для судостроения. Это даст возможность привлечь несколько сотен миллионов гривен в виде кредитных ресурсов. Достаточно большая сумма появится у предприятий. Также в проекте госбюджета-2010 предусмотрены статьи о предоставлении правительственных гарантий под кредиты. Я думаю, что под эти программы могут быть рассмотрены определенные инвестиционные проекты.

- Переходим к оборонно-промышленному комплексу…


- Его предприятиями создан ряд образцов техники, пользующихся спросом на внешних рынках, они подготовлены к серийному производству. Тот же танк «Оплот», про который говорят в прессе. Это одно из направлений, имеющих сегодня хорошие перспективы. Есть целый ряд других – поставки средств высокоточного поражения и средств обнаружения. Это те направления, которыми сейчас нужно заниматься.

- Танки «Оплот» будут экспортироваться в следующем году?

- Да, будут. В этом есть заинтересованность других государств. И для этого мы сейчас занимаемся подготовкой производства на нашем основном предприятии и на смежных.

- Есть ли продвижения по проекту создания военно-транспортного самолета Ан-70?

- Как известно, в Подмосковье в Жуковском на авиасалоне был подписан протокол о возобновлении совместной работы по этому проекту. Это важный документ. Напомню, в 2000-2001 гг. Ан-70 уже проходил заключительный этап испытаний, но они не были завершены. Время прошло, сейчас по своим параметрам, по системам управления, по элементной базе самолет, безусловно, потребовал модернизации. АНТК им. Антонова сейчас проводит такую работу. В частности интенсивно проводятся испытания, и можно сказать, что они находятся на заключительном этапе. Мы уже получили заказ нашего Министерства обороны на такие самолеты. Важно, чтоб мы имели заказчиков для серийного производства. Участие россиян, как партнеров в этом проекте, тоже является очень важным. Мы рассчитываем, что совместно сможем этот самолет производить с перспективой реализации на других рынках. Для нас это важно.

- Испытания Ан-70 могут быть завершены в 2010 г?

- Тут все зависит от того, как будет финансироваться эта работа. Сейчас создана российско-украинская рабочая группа, она определят объемы финансирования и график, формирует программу первоочередных мероприятий. Мы планируем, что в 2012 г. Министерство обороны Украины получит первый такой самолет. А в следующем году нужно завершить его испытания для этого.

Беседовал Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.
17.03.17, Максим Полевой
Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.
10.03.17, Максим Полевой
На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.
06.03.17, Ярослав Ярош
Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс". Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта.
02.03.17, Игорь Воронцов
Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!