kjsdsf
Подробнее Запомнить город


В.Новицкий: «Спрос на минеральные удобрения пока невысок»

22.10.09
размер текста:

Министр промышленной политики в интервью «Минпрому» рассказал о дальнейших перспективах целого ряда отраслей, жизненно важных для украинской экономики: ГМК, химической промышленности, судостроения, а также оборонно-промышленного комплекса.

- Владимир Станиславович, как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в украинском ГМК?


- За 8 дней октября по производству мы имеем довольно-таки неплохие показатели: суточное производство стали превысило 80 тыс. т., в отдельные дни до 90 тыс. т. По прокату также находимся на уровне 80 тыс. т. в последние дни. Это хорошие показатели, благодаря которым, по уровню загрузки мощностей мы вышли на 67-68%, то есть в два раза увеличили их по сравнению с наиболее сложным периодом ноября прошлого года. Если дальше уровень загрузки будет, как в начале месяца, думаю, что по итогам октября объем производства окажется где-то на 10% выше, чем в сентябре – не самом лучшем месяце этого года, и мы будем иметь около 70% загрузки мощностей в целом по отрасли. Уже видно, что в октябре текущего года по отношению к октябрю 2008 г. показатели по производству будут в 1,5 раза выше.

- Означает ли это, что по итогам 2009 г. украинские металлурги смогут покрыть убытки, понесенные ранее?

- По итогам I полугодия отрасль в целом получила негативные финансовые результаты – 4,5 млрд. грн. консолидированных убытков. При нынешних ценах у ряда предприятий, которые сейчас работают с загрузкой на 85-90% от имеющейся мощности, по итогам года будет положительная рентабельность производства. А если и дальше будем иметь позитивную динамику и цены на продукцию не будут падать, то сможем уже по отрасли выйти на такой уровень. Хочется, чтобы такая динамика сохранилась, но сегодня трудно сделать положительный долгосрочный прогноз по росту производства и выходу на показатели, близкие к прошлогодним.

- Я Вас правильно понимаю – если положительная динамика будет сохраняться, можно будет ставить вопрос об отмене моратория на повышение тарифов для предприятий ГМК в 2010 г?

- Пока этот вопрос рассматривается, но есть и другие вещи, которые надо учитывать. Вы знаете, парламентом был принят закон «О внесение изменений к некоторым законодательным актам по стимулированию мероприятий с энергосбережения» и для его реализации Кабинет Министров Украины издал ряд постановлений. В частности, разрешил завозить энергоэффективное оборудование для модернизации производственной базы, с определенными льготами при растаможивании. А именно по оплате НДС и пошлины. Этот закон действует. К сожалению, не действует закон, который депутаты приняли по антикризисной поддержке промышленности. Он был отменен решением Конституционного суда Украины по представлению Президента Украины. Поэтому сейчас будут разрабатываться другие регуляторы, стимулирующие модернизацию производственных мощностей в отрасли. Над этим работают как законодатели, так и наши специалисты.

У нас уже есть опыт работы в 1998-2001 гг. по экономическому эксперименту, который тогда позволил поднять металлургическое производство в стране. Правда, тогда полученная прибыль оставалась у предприятий на пополнение оборотных средств. Если сейчас подготовить закон о модернизации производства в наиболее энергоемких химической и металлургической отраслях, и спецназначением формировать фонды, используя средства оттуда только на модернизацию производственной базы – можно решить эту задачу в достаточно сжатые сроки, используя программные подходы. Если, при этом, установить достаточно жесткие условия по промышленным выбросам и стокам в окружающую среду после истечения установленных на модернизацию сроков, то эффективность этой работы будет еще выше.

У нас было несколько совещаний, которые проводила премьер-министр по проблемам металлургического комплекса. Они как раз и сформировали те направления поддержки, о которых мы говорим. И в ближайшее время, возможно, в начале ноября, мы планируем проведение еще одного такого совещания. По этому поводу есть соответствующее поручение премьер-министра и сейчас мы занимаемся его реализацией. На нем будут обсуждаться вопросы, особенно актуальные сегодня: обязательно будем говорить о повышении производства и реализации продукции ГМК, о проблемах модернизации, повышении конкурентоспособности, энергоэффективности производства, что для этого надо сделать.

- Второй по значению экспортной отраслью является химическая промышленность. Как там складывается ситуация?

- По производству азотных удобрений она все-таки остается достаточно сложной: цены и спрос пока не растут. Но по аммиаку цены начали немного повышаться. И это дает надежду, что при той специальной цене на природный газ, которая есть для всех наших азотных предприятий, мы сможем наращивать производство и поставлять продукцию на экспорт. Уже приближается сезон подготовки к весенним полевым работам и я думаю, что аммиачная селитра, производимая на наших заводах, будет востребована. Поскольку, в условиях, когда работают все агрегаты, мы можем производить 2,1-2,2 млн. т. в год продукции, большую часть которой, как правило, реализуем на внутренний рынок. Сейчас производство загружено не в полной мере, не больше 50% - так как некуда сбывать готовую продукцию. Основные потребители - аграрии, им сейчас не хватает финансовых ресурсов, поэтому думаю, что пока спрос на минеральные удобрения будет невысок.
Сегодня, к сожалению, в результате недостаточной защищенности нашего производителя, на украинском рынке очень много импортной селитры и других удобрений, особенно сложных фосфорных. Вот почему еще нужно поработать, чтобы создать нормальные конкурентные условия на внутреннем рынке.

- Последние два года Минпромполитики не удается отстоять перед Кабмином инициативы по господдержке судостроения. В таком случае есть ли вообще у этой отрасли перспективы?

- В судостроении ситуация достаточно сложная в том плане, что загрузка предприятий низкая, особенно мало заказов от отечественных заказчиков. Но если посмотреть по показателям в денежном выражении, то за I полугодие мы имеем 1,125 млрд. грн. товарного производства, а это 101% к соответствующему периоду 2008 г. Есть предприятия, которые существенно нарастили производство. Это Wadan Yards Оkean - прирост 115 млн. грн. Увеличили реализацию ОАО «Залив», Херсонский судостроительный завод, но наиболее значительно увеличило «Зоря-Машпроект», которое делает газотурбинную технику, используемую, в том числе в судовых двигателях. Предприятие входит в судостроительный комплекс, хотя сейчас большую часть своей продукции поставляет для газоперекачивающих станций.
Тем не менее, в 2009 г. в Украине уже построено 12 судов и плавсредств на 194 млн. долл., что на 68% больше, чем за соответствующий период 2008 г.

Судоремонтные работы ведутся на 76 судах. В качестве положительного фактора можно отметить и то, что в этом году мы наконец-то стали получать заказы от отечественного производителя. Так, Wadan Yards Оkean подписал контракт с ООО «Нибулон» на строительство 8 судов типа «река-море». По первым 4 судам уже начато производство. Нужно отметить, что это всего лишь второй заказ с 2005 г. на внутренний рынок. И если говорить о заказах, из 49 заказов, которые есть у судостроительных предприятий на этот год, 41 заказ - на внешний рынок и только 7 заказов - на внутренний. Это наша проблема: есть потребность в разных типах судов во многих отраслях, но всех сдерживает дефицит средств.

- Сами судостроители подчеркивают, что сегодня у них нет доступа к льготному кредитованию.


- Этот вопрос сегодня ключевой для всех производств с длительным сроком создания техники. В судостроении это, как правило 1,5 - 2 года. В нынешнем году, к сожалению, помочь судостроителям кредитованием не удавалось. Правда, сейчас, мы рассматриваем по «Заливу» вопрос о выделении из стабилизационного фонда госбюджета 15 млн. грн. на реализацию инвестиционного проекта по модернизации производства. Он сейчас находится на стадии оформления, после чего будет согласован с министерствами и ведомствами. А на следующий год мы заложили отдельной строчкой в бюджете 50 млн. грн на удешевление стоимости кредитов для судостроения. Это даст возможность привлечь несколько сотен миллионов гривен в виде кредитных ресурсов. Достаточно большая сумма появится у предприятий. Также в проекте госбюджета-2010 предусмотрены статьи о предоставлении правительственных гарантий под кредиты. Я думаю, что под эти программы могут быть рассмотрены определенные инвестиционные проекты.

- Переходим к оборонно-промышленному комплексу…


- Его предприятиями создан ряд образцов техники, пользующихся спросом на внешних рынках, они подготовлены к серийному производству. Тот же танк «Оплот», про который говорят в прессе. Это одно из направлений, имеющих сегодня хорошие перспективы. Есть целый ряд других – поставки средств высокоточного поражения и средств обнаружения. Это те направления, которыми сейчас нужно заниматься.

- Танки «Оплот» будут экспортироваться в следующем году?

- Да, будут. В этом есть заинтересованность других государств. И для этого мы сейчас занимаемся подготовкой производства на нашем основном предприятии и на смежных.

- Есть ли продвижения по проекту создания военно-транспортного самолета Ан-70?

- Как известно, в Подмосковье в Жуковском на авиасалоне был подписан протокол о возобновлении совместной работы по этому проекту. Это важный документ. Напомню, в 2000-2001 гг. Ан-70 уже проходил заключительный этап испытаний, но они не были завершены. Время прошло, сейчас по своим параметрам, по системам управления, по элементной базе самолет, безусловно, потребовал модернизации. АНТК им. Антонова сейчас проводит такую работу. В частности интенсивно проводятся испытания, и можно сказать, что они находятся на заключительном этапе. Мы уже получили заказ нашего Министерства обороны на такие самолеты. Важно, чтоб мы имели заказчиков для серийного производства. Участие россиян, как партнеров в этом проекте, тоже является очень важным. Мы рассчитываем, что совместно сможем этот самолет производить с перспективой реализации на других рынках. Для нас это важно.

- Испытания Ан-70 могут быть завершены в 2010 г?

- Тут все зависит от того, как будет финансироваться эта работа. Сейчас создана российско-украинская рабочая группа, она определят объемы финансирования и график, формирует программу первоочередных мероприятий. Мы планируем, что в 2012 г. Министерство обороны Украины получит первый такой самолет. А в следующем году нужно завершить его испытания для этого.

Беседовал Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!