kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Газовый кулак

03.12.08
размер текста:

Украинская промышленность оказалась в тисках между политикой и экономикой. "Синее топливо" снова превращается в инструмент жесткого ручного регулирования отношений в базовых отраслях реального сектора. Перспективы отечественной промышленности во многом зависят от того, в чьих руках окажется газовый вентиль.

Вялотекущие переговоры по будущей цене российского газа для Украины снова активизировались. Причем о газовых тарифах в СМИ рассуждают больше политики, чем, собственно, представители крупного отечественного бизнеса. После подписания серии спорных пактов и меморандумов, заметно снизилась и интенсивность двухсторонних контактов правительства с промышленниками.

Тем временем, в Украине произошла цепочка важных но, на первый взгляд, не связанных между собой событий. У страны "внезапно" обнаружился долг перед "Газпромом" за поставленное ранее топливо на сумму более чем 2 млрд долл США. Тарифы на природный газ для предприятий и населения с 1 декабря существенно возросли, хотя Украина получает его еще по "старым" ценам. Национальный банк отпустил гривну в "свободное плавание". Активизировались коалиционные изыскания. Рискнем предположить, что движущей силой указанных выше событий является новая схватка за "национальные интересы", т.е. контроль над финансовыми потоками от реализации природного газа.

Непрозрачный флер

Ни для кого не секрет, что украинская промышленность является одной из наиболее энергоемких в мире. Поскольку в Украине нет крупных месторождений "голубого топлива", то около 70% всего потребляемого на внутреннем рынке газа приходится импортировать, в основном, из России и Туркменистана. Поскольку рынок природного газа в стране фактически монополизирован, тарифы на газ определяются по сложным непрозрачным формулам, на которые могут влиять различные факторы (не всегда экономические). В итоге промышленники вынуждены работать, по сути, с "котом в мешке" и забыть о более-менее достоверном планировании себестоимости своей продукции, а также периодически испытывать не самые приятные ощущения, наблюдая за ежегодным шоу  "угадай цену на газ".
Несмотря на то, что практически все отечественные финансово-промышленные группы имеют мощное лобби во власти, цены на газ "складываются" с минимальным участием промышленников в процессе переговоров. То есть, за кулисами проходят встречи и активные консультации, но внешние газовые рандеву остаются прерогативой НАК "Нафтогаз Украины". Однако, и это еще не "дно" ситуации, потому что за спиной "Нафтогаза" (бывает, даже синхронно) проходят встречи премьеров, профильных министров, руководителей ведомств и даже президентов. Доходило до курьезов, когда результаты деятельности одной делегации перечеркивались договоренностями другой (2006 г. и весна 2008 г.).

Механика газовых переговоров сама по себе достаточно сложна, но в последние годы делается все, чтобы еще более запутать ее. Прорыв в этом направлении был совершен, когда "оранжевая" команда разорвала долгосрочное соглашение с РФ и настояла на пересмотре тарифов на транзит российского газа по украинским трубам.

Восточный МАГНИТизм

Вследствие пресловутого кризиса ряд крупнейших предприятий отечественной промышленности существенно сократили объемы производства и, как следствие, потребления природного газа. Для оставшихся же в рабочем режиме объектов зависимость от тарифов на газ еще более усилилась, поскольку от них напрямую зависит ценовая конкурентоспособность продукции. В таких условиях фактор газовой цены по значимости возрастает многократно. Не случайно большинство стран-партнеров РФ заключили долгосрочные газовые контракты. По такому же пути когда-то пошла и Украина, привязав цену к транзитному тарифу и зафиксировав ее на определенном уровне почти на 10 лет вперед. С одной стороны, критики указывали на несомненные потери государства в сумме около 5 млрд долл. США в год от заниженных ставок на транзит. Но с другой, предшественник Виктора Ющенко на президентском посту прекрасно понимал, насколько важны стабильные цены на газ для развивающейся отечественной экономики. Бросающиеся в глаза потери с лихвой покрывались доходами (и отчислениями в бюджеты всех уровней) предприятий отечественной промышленности. Так что предпосылки для нынешнего кризиса во многом были заложены еще тогда, когда спешно пересматривался долгосрочный контракт с "Газпромом".

После шквальной дискуссии о необходимости снижения энергозависимости экономики Украины практически ничего не было сделано. Более того, газ стал неплохим источником получения политических дивидендов для различных партий и блоков. Например, еще весной Ю.Тимошенко триумфально обещала низкие цены на газ, якобы по результатам прямых договоренностей с "Газпромом", а также полное урегулирование оплаты долгов за ранее потребленные объемы. А сейчас проблема почему-то возникла вновь, причем отягченная немалым долгом, после оглашения которого премьер-министр спешно обратилась во Всемирный банк за новым кредитом.

Угорелые

Несложно заметить, что после инициирования очередного раунда переговоров по цене газа катализатором процесса служит напоминание о долге. Сейчас Ю.Тимошенко изящно переадресовала "счета к оплате" на НАК "Нафтогаз Украины" и РосУкрЭнерго. Но заявления с российской стороны звучат достаточно жесткие и, очевидно, проблему придется решать на высшем уровне. Причем, как и в прошлом году, "под елочкой". Чего, собственно, и добиваются в правительстве.

Ежегодные газовые коллизии наносят огромный ущерб украинской промышленности, но, судя по всему, выгодны как правительству, так и команде президента (Верховная Рада обычно занимает нейтральную позицию). Во-первых, есть повод "засветиться" перед электоратом во время напряженных переговоров с россиянами на предмет взаимовыгодного сотрудничества. Во-вторых, появляется прекрасная возможность держать "в тонусе" отечественных металлургов, химиков и представителей прочих базовых отраслей. Газ превращается в действенный политический рычаг. И в нынешнем сезоне статус газа всячески пытаются еще более повысить. Не исключено, как раз потому, что вынужденное сокращение промышленного производства рикошетит по объемам поставок и косвенно снижает "базу торга".

В РФ, судя по всему, стремятся не к сиюминутным денежным выгодам, а к стратегическим преимуществам в газовых отношениях с Украиной. Скажем, к присутствию на внутреннем украинском рынке и контролю над украинской газотранспортной системой. В случае реализации сценария продаж газа на внутреннем рынке структурами "Газпрома" украинские промышленники получили бы возможность договариваться о газе напрямую. Что касается газотранспортной системы, то ее, безусловно, необходимо сохранить за Украиной, как бы сложно это не было.

Но вариант по-настоящему "прямых" контрактов на поставку газа, похоже, выглядит крайне нежелательным на Печерских холмах. Либерализация газового рынка выбивает из рук власти не только мощный финансовый ресурс, но и рычаг политического воздействия. Отсюда и сложные, запутанные и не всегда понятные самим участникам схемы поставок, неожиданные фирмы-посредники, неопределенность в ценах, игры на валютном рынке и даже оттянутая во времени коалициада (политическая нестабильность формирует удобную почву для всевозможных вариаций и срыва договоренностей). К сожалению, реальность такова, что украинская промышленность в вопросе поставок газа полностью зависима от власти, и неизвестно, что потребуют от промышленников президент или премьер в обмен на топливо по разумным ценам. Так сформировался замкнутый цикл: власть-газ-промышленность-деньги-власть. Но если ранее указанная схема не давала серьезных сбоев, поскольку наблюдался стабильный рост украинского промышленного производства, то в условиях мировой экономической рецессии она может стать губительной для нашей экономики.


 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!