kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Медный грош

10.12.10
размер текста:

Медь, наряду с золотом, платиной, нефтью и кукурузой, обладает сегодня самым высоким потенциалом удорожания на мировых рынках. Таков прогноз авторитетной компании Goldman Sachs. Для украинской промышленности по переработке медного лома и производству медных сплавов это может означать наступление эпохи Ренессанса. Но предоставленным шансом нужно еще суметь воспользоваться.

Пророчества Goldman Sachs уже начали сбываться. В 2010 году производство меди и спрос на нее в мире практически сравнялись, тогда как годом ранее разрыв составлял примерно 1 млн тонн (произведено было 18,2 млн тонн рафинированной меди, а потреблено 17,3 млн тонн). Более того, уже во II квартале текущего года на рынке стал ощущаться легкий голод на красный металл. А в 2011, по расчетам аналитиков International Copper Study Group, сигналы медного дефицита станут регулярными. Мировое потребление меди может превысить объемы ее выпуска более чем на 435 тыс. тонн, что неминуемо подхлестнет цены и в итоге они даже способны превысить максимум 2008 года – 1,937 долл./кг. В 2010 году на Чикагской товарной бирже цены на медь в течение трех кварталов выросли на 12,5%, достигнув отметки 1,75 долл./кг.

Украина никогда не относилась к числу акул мировой медной металлургии, но в регионе СНГ она всегда ходила в лидерах по потреблению меди на душу населения. Сейчас этот показатель опустился ниже 1 кг и в 7-8 раз отстает от подобных цифр в странах Западной Европы. В то же время отечественные мощности по производству меди и ее производных загружены не более чем на 35%. Одна из ключевых причин этого – ырьевая. Рудная медь в стране практически не добывается, хотя отдельные ее залежи имеются (например, на Волыни), а заготовка лома и отходов уже пятый год держится на уровне ниже 70 тыс. тонн в год. Это вдвое ниже, чем, например, в 2000 году, и при том, что круг отечественных предприятий, работающих с медным ломом, понемногу расширяется.

Флагман отрасли, Артемовский завод по обработке цветных металлов (АЗОЦМ), один способен перерабатывать в 2 раза больше сырья, чем накапливается за год на украинских вторметовских складах. Правда, пока только гипотетически. Проектные мощности завода рассчитаны на выпуск 120 тыс. тонн круглого и плоского проката из меди, а также 60 тыс. тонн медной катанки. Впрочем, в прошлом году ему удалось обработать всего 34 тыс. тонн лома. В 2010 продуктивность предприятия выросла на треть, так что по итогам года уровень сырьевой загрузки составит примерно 45 тыс. тонн. Но, кроме АЗОЦМ, в этом же сегменте работают ныне и более мелкие переработчики: например, Запорожский завод цветных сплавов, Константиновский завод металлургического оборудования, одесское предприятие "Панком-ЮН". Им вместе по силам произвести 18-20 тыс. тонн катодной меди марок М00, М0, М1 из лома и отходов.

По оценкам специалистов Донецкого НИИ цветных металлов, в ближайшей и среднесрочной перспективе предпосылок для существенного увеличения заготовки медного лома внутри страны нет, тогда как потребление медной продукции в Украине будет расти. Ориентировочно – 4-6% в год. А это значит, что субъектам национальной цветной металлургии пора искать варианты довоза сырья из-за рубежа. Хотя при нынешнем мировом спросе на медь успех подобной затеи возможен только при государственной поддержке.
 
Основным источником сырьевой подпитки могла бы быть Россия. Тем более что украинские медепрокатчики зачастую находятся ближе к ломозаготовительным базам цветных металлов на юге и западе РФ, чем сами россияне. Ведь большинство российских объектов цветной металлургии (Кировский, Ревдинский, Каменск-Уральский заводы, ГЗОЦМ "Сплав") расположены на Урале или вблизи него. С другой стороны, сегодня у соседей спрос на медь, как и по всему миру, резво стремится вверх. И промышленность на это уже отреагировала. За январь-октябрь 2010 года российский цветмет изготовил рафинированной меди на 6,8% больше, чем за аналогичный прошлогодний период, медной проволоки – больше на 32,2%, плоского проката – на 36,5%, а фольги – на все 87,8%. Поэтому свободного сырьевого ресурса на рынке России не так уж и много. А в близлежащих Беларуси и Молдове медный лом востребован меньше, но и объемы сбора его невелики.

Свой рынок от вывоза этого продукта Украина защищает посредством  экспортной пошлины. Но в связи со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию уже в 2012 году ее ставка должна уменьшиться вдвое: с нынешних 30% таможенной стоимости до 15%. Кроме того, Кабмин лицензирует и экспорт полуфабрикатов и изделий из цветных и легированных металлов, изготовленных с использованием металлолома, в частности рафинированную и нерафинированную медь, медные сплавы, порошки, прутки, бруски, профили и т.п. Благодаря таким "ситам-шлюзам" национальная индустрия, в том числе такие важные отрсли, как ВПК, электроника и связь, пока не испытывали существенной нехватки красного металла.

Но чтобы и впредь обезопасить их от подобных рисков, специалисты ДонНИИЦветмет предлагают создать в стране режим максимального благоприятствования импорту медесодержащего сырья. А в глобальном аспекте – разработать стратегию дальнейшего развития медной  промышленности Украины. Подобная концепция уже появлялась в 1990 годах, но сейчас она безнадежно устарела.

Цены на цветной металлом пока и в Украине, и в соседних странах находятся на паритетном уровне. В то же время за счет ввезенных ресурсов можно увеличить отечественную переплавку меди на 60-100 тыс. тонн в год, чтобы выходить на внешние рынки с уже готовой продукцией. Подобная перспектива больше всего радует уже упоминавшийся АЗОЦМ. Он недавно закончил обновление производства водопроводных и кондиционных медных труб, установив китайское прокатно-волочильное оборудование. А теперь начинает техническое перевооружение прокатного цеха со сметой в почти 7 млн долл. По подсчетам заводских специалистов, реализация данной программы позволит увеличить объемы выпуска проката более чем в два раза – с 331 до 695 тонн в месяц. При этом на выходе АЗОЦМ должен получать продукцию, которая по своим качественным характеристикам полностью пригодна для продажи на европейских рынках.

Летом на завод уже поступили 52 млн грн. из кредитной линии Укрсоцбанка на 280 млн грн., открытой еще в 2008 году. Вероятно, эти деньги как раз и предназначены для поддержки прокатных новаций в Артемовске. Поэтому финансовую сторону модернизации можно считать закрытой. Относительно же укрепления сырьевых тылов на АЗОЦМ все же надеются на поддержку правительства. В конце концов Артемовский завод цветных металлов совсем не чужой для первого вице-премьера Андрея Клюева, ведь работает он под руководством донецкого ОАО "Укрподшипник".

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 1
10:52 | 15.12.2010
Игревская Л.В.
Уважаемый Ярош! Если Вы помещаете статью на такую актуальную тему, то проверяйте данные. Фраза "... и в итоге они (цены) даже способны превысить максимум 2008 года – 1,937 долл./кг. В 2010 году на Чикагской товарной бирже цены на медь в течение трех кварталов выросли на 12,5%, достигнув отметки 1,75 долл./кг." выглядит, по крайней мере странно, так как среднегодовая цена 2008 г. катодной меди на Лондонской бирже металлов составляла 6956 долл./т, или. 6,956 долл./кг; 1,56 долл./кг медь стоила в 2001 г. За 11 месяцев 2010 г. ее цена поднялась до 7388 долл/т.

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!