С турбонаддувом и электроприводом

Публікації

Производство турбин – самая сильная сфера двигателестроения Украины. Направление электродвигателей тоже развивается довольно активно. Два этих сегмента даже в кризисном 2010 году принесли около 1 млрд долл. экспортного дохода, и в ближайшие годы можно ожидать развития успеха.

В начале весны ОАО "Мотор Сич" (Запорожье) объявило о намерении взять в свое управление ГП "Винницкий авиационный завод" и организовать на его базе сборочное производство вертолетов. В настоящее время завод проходит процедуру банкротства, и приход стратегического инвестора способен оживить работу предприятия. В "Мотор Сич" отметили, что данный проект способен стать одним из самых перспективных направлений работы компании; сейчас продолжается согласование деталей в профильных ведомствах.

Поэтому есть повод рассмотреть современное состояние и перспективы двигателестроения в Украине, ведь "Мотор Сич" – один из крупнейших мировых производителей промышленных газотурбинных установок и авиадвигателей, а также основной их изготовитель внутри страны. ОАО поставляет продукцию в более чем 100 стран мира, в том числе около 35% – в Россию. И демонстрирует, что отечественные двигателестроители и в кризис способны работать прибыльно: в 2010 году предприятие увеличило чистую прибыль сразу на 68,6%, до 1,25 млрд грн.

Турбоуспехи

По оценкам центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), ситуация в украинском производстве двигателей неоднозначная. Основные направления национального двигателестроения – это выпуск 1) различных турбин, 2) двигателей внутреннего сгорания (ДВС), 3) электродвигателей разнообразного назначения.

По словам начальника отдела исследований департамента маркетинговых исследований ДЗИ Антона Шутикова, в области турбин Украину можно отнести к числу глобальных лидеров. Это подтверждается серьезным экспортным потенциалом и реальными показателями поставок: в 2010 году экспорт турбин в денежном выражении составил 683,16 млн долл., что на 16,5% больше, чем годом ранее. "Кроме традиционных РФ и СНГ, хорошие позиции у нас на рынках Ирана и Китая", – отметил директор "Мотор Сич" по производству Сергей Войтенко. За рубеж продаются практически все произведенные в Украине турбины, а это делает производителей очень чувствительными к внешней конъюнктуре.

Основная часть турбин, по словам А.Шутикова, поставляется в качестве двигателей для перекачки энергоносителей, причем хорошие рыночные позиции достигнуты по агрегатам для перекачки как нефти, так и газа. Например, такой "динозавр" постсоветского тяжмаша, как Сумское НПО им.Фрунзе, традиционно экспортирует в страны СНГ комплектное оборудование для транспортировки углеводородов (компрессорное, насосное, теплообменное и др.), и в этой сфере у него мало реальных конкурентов.

Наметился и некоторый рост экспорта авиадвигателей, которые в прошлом году экспортировались не только в РФ, но и в КНР. "Конкурентное преимущество отечественных турбин – хорошее соотношение цены и качества, – продолжает эксперт. – Так, авиадвигатели в целом почти соответствуют лучшим мировым аналогам, а для украинской машиностроительной продукции это не такой уж частый случай". В этом контексте вспоминаются такие проекты развития, как совместные планы "Мотор Сич", Винницкого и Севастопольского авиазаводов, Конотопского авиаремонтного завода и завода 410 ГА по разработке многоцелевого вертолета на 12 мест массой до 6 тонн, смета проекта – 500 млн долл. А также интерес Минобороны России к созданию совместно с запорожской компанией СП по выпуску в Гатчине (Ленинградская обл.) двигателей для вертолетов Ми-24 и Ми-8, ежегодной производительностью не менее 100 шт. К слову, ныне "Мотор Сич" занимает более 80% российского рынка вертолетных двигателей. Рассматривают на предприятии и возможность сборки вертолетных двигателей МС-500В в Казани, выпуска газотурбинных установок в Саратовской области.

Проблемы внутреннего сгорания

Производители турбин смогли обеспечить себя заказами даже в критические 1990 и благодаря этому смогли сохранить позиции и развиваться. А вот внутренний выпуск ДВС оказался почти невостребованным. Из профильных постсоветских предприятий до сих пор работает только сравнительно небольшой Мелитопольский моторный завод (МеМЗ; ныне – филиал Запорожского автозавода, под названием "АвтоЗАЗ-Мотор"). Сегодня Украина не производит хотя бы относительно современных ДВС, сетует А. Шутиков: "Бывший МеМЗ выпускает моторы малого объема для легковых авто, но эта продукция не выдерживает никакой критики. А двигатели для грузовиков вообще не производятся. Научно-исследовательские и конструкторские работ не ведутся, и национальные производители ДВС отстали от мировых лидеров уже на десятилетия (к слову, аналогичная ситуация и в России)".

В таких условиях оздоровление ситуации и разработка новой продукции требуют сотен миллионов долларов, которых у производителей нет. Государственных программ развития выпуска ДВС также пока нет. Несколько лет назад разработан проект создания центра двигателестроения на базе госзавода им.Малышева (Харьков), однако и он пока нереализован: все упирается в деньги. А на "АвтоЗАЗ-Мотор" едва ли не единственной новацией в последние годы был запуск производства автоэвакуаторов, фургонов, прицепов-автовозов и платформ – т.е. смежной продукции – путем реконструкции автомашин TATA (LPT 613) и других моделей.

К тому же рынок ДВС полностью зависит от внутреннего производства автомобилей, а оно сейчас упало на 70-80% к докризисному уровню. Экспорт же ДВС невелик – но распределен меж различными направлениями, от СНГ до Кубы и Африки (см. таблицу). В свою очередь, импортные двигатели поступают прежде всего из России, Южной Кореи и Европы и предназначены для автосборочных компаний. В 2010 году импорт в сегменте медленно, но оживал (среди стимулов – например, то, что для сборки совместной с китайцами модели ZAZ Forza поставляются китайские ДВС).

Если же оценивать ввозимые ДВС с точки зрения вида топлива, экологичности и иных технологических параметров, это в основном устаревшие агрегаты. Доля бензиновых двигателей стремится к 100%; современные варианты поставляются только для сборки моделей авто, где уже не предусмотрено использование устаревших моторов.

Экспорт двигателей из Украины в 2010 году

Товарная подгруппа и ее код по УКТ ВЭД Объем поставок, млн долл. Основные направления, % в стоимостном выражении
ДВС бензиновые с искровым зажиганием (8407) 0,47 Румыния (20,27%), Куба (19,06%), РФ (18,25%), Венгрия (16,26%)
Дизели или полудизели (8408) 9,43 Беларусь (37,88%), страны Африки (20,59%), страны Азии (19,49%)
Двигатели турбореактивные, турбовинтовые и прочие газовые турбины (8411) 683,16 РФ (57,66%), Иран (15,98%), Китай (11,96%)
Электродвигатели и генераторы (8501) 139,38 РФ (81,37%), Казахстан (8,26%)

Источник: ДЗИ, Кабмин

Импорт двигателей в Украину в 2010 году

Товарная подгруппа и ее код по УКТ ВЭД Объем поставок, млн долл. Основные направления, % в стоимостном выражении
ДВС бензиновые с искровым зажиганием (8407) 73,07 Южная Корея (47,80%), РФ (21,17%), страны Европы (19,78%)
Дизели или полудизели (8408) 55,55 РФ (32,43%), страны Европы (21,95%), Беларусь (14,69%), Южная Корея (12,77%)
Двигатели турбореактивные, турбовинтовые и прочие газовые турбины (8411) 37,28 РФ (90,54%)
Электродвигатели и генераторы (8501) 98,61 РФ (26,58%), Германия (22,21%), Китай (19,39%)

Источник: ДЗИ, Кабмин

Электродинамика

Что же касается электродвигателей всех типов, то простейшие из них несложны в исполнении, замечает А.Шутиков, поэтому их производство налажено на десятках (если не сотнях) предприятий. Хотя в нише современных электродвигателей для транспорта (асинхронных и др.) потребители предпочитают импорт. На Харьковском электротехническом заводе "Укрэлектромаш", входящем в группу "УПЭК", уточняют: в 2010 году внутренний спрос на электродвигатели устойчиво рос, что привело и к увеличению их выпуска. По данным директора завода Александра Колесникова, в минувшем году объем отечественного рынка общепромышленных электродвигателей увеличился относительно 2009 года в 1,5 раза, но пока что не достиг уровня 2008. "Главный фактор прироста – общий подъем промпроизводства, который в минувшем году составил около 11%, – рассказывает А.Колесников. – Одна из основных отраслей-потребителей – это машиностроение, где прирост достиг 34,5%, а в сфере машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства – 66,4%.

В разрезе же внешней торговли украинские электромоторы ГОСТ-стандарта конкурентны на всем постсоветском пространстве благодаря неизменному качеству, хорошему внешнему виду, широкому ассортиментному ряду. Основной экспорт идет в РФ, а импорт (общепромышленных электродвигателей ГОСТ-стандарта) – из Беларуси и Китая, причем в 2009-10 годах ввоз из КНР вырос в несколько раз.

Относительно развития ассортимента А.Колесников отметил освоение производства центробежных погружных осушительных насосов для откачки горячей воды (до 100°С) в коммунальном хозяйстве, а также новых энергоэффективных лифтовых электродвигателей.

Задачи и перспективы

Что будет происходить в трех ключевых сферах двигателестроения страны в 2011-12 годах? Собеседники МинПрома отмечают, что будущее выпуска турбин в общем-то безоблачное: конструкторские работы ведутся, предприятия развиваются, сбыт отлажен. В то же время, по словам А.Шутикова, в СНГ сильное российское лобби старается потеснить Украину с рынка авиадвигателей: "Продолжается активная работа по созданию в РФ полного цикла выпуска авиаагрегатов. Такой цикл будет создан в ближайшие годы, и тогда национальным производителям придется искать пути сохранения объемов продаж. Один из них – развитие поставок турбин авиационного типа компаниям нефте- и газотранспортной сферы".

Весомым позитивом для отечественных двигателестроителей способно стать и СП авиахолдинга "Антонов" с Объединенной авиастроительной корпорацией (Россия), которое заработает в 2011 году и займется строительством и обслуживанием моделей Ан-140, -148, -74, -70. Понятно, что в случае успеха проекта рост выпуска самолетов активизирует спрос на украинские двигатели. Вместе с тем, напоминают специалисты, в минувшем году со стороны РФ звучали вполне официальные заявления о переводе Ан-148 на двигатели SNECMA российско-французского производства. "Позиция россиян вполне понятна и заключается в защите их внутреннего производителя. Если Украина не сможет отстоять права своих заводов, авиа-СП будет для нее невыгодным", – считают в ДЗИ. Но в любом случае в течение 2011 года изменения, связанные с СП, не успеют проявиться, и ситуация в турбиностроении останется примерно такой же, как и годом ранее.

Притом А.Шутиков акцентирует, что государству нужно поддерживать надежность и предсказуемость работы турбинщиков на внешних рынках сбыта, и в этой связи отмечает позитивные прецеденты поставок в Китай и страны Северной Африки.

В сегменте же ДВС уже к 2013-14 годам ожидается возвращение спроса к докризисным показателям, но это в первую очередь приведет к ощутимому росту импорта. Данное направление национального моторостроения трудно спасти даже с помощью господдержки, и аналитики предлагают или вообще отказаться от развития собственных мощностей по ДВС, или же выпускать лицензионную продукцию (примеры такого подхода легко найти в той же России).

Наконец, при прогнозируемом на этот год общем росте промпроизводства в 7-8% выпуск электродвигателей в стране способен выйти на уровень 2008 года, резюмирует руководитель Укрэлектромаша.

Максим Полевой

МинПром

Новини

2 Травня 2024

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

ВСІ НОВИНИ ⇢