Диверсификаторы

Публікації

Украина планирует наладить транзит каспийской нефти в страны Центральной Европы. На пробу Министерство энергетики купило 40 тыс. тонн легкой каспийской нефти, которая должна пойти по нефтепроводу Одесса – Броды на чешские нефтеперерабатывающие заводы. Эксперты скептически относятся к планам Минэнерго, считая, что Чехия не станет портить отношения с российскими поставщиками нефти, цена которой аналогична каспийской. Более того, за 7 лет после рождения инициативы данный эксперимент так и был реализован.

После запуска нефтепровода Одесса – Броды Украина постоянно ищет  потребителей каспийской нефти. Казалось бы, наиболее сложным в этом вопросе было переведение нефтепровода в аверсный режим, а вот проблем со сбытом продукции быть не должно. Так, по крайней мере, убеждали потенциальные потребители нефти: карпатские НПЗ, белорусские и прочие компании еще до запуска Одесса – Броды в аверсном режиме. Однако по факту ситуация оказалась противоположной: Украина до сих  пор не может наладить стабильный транзит каспийской нефти в Европу, и не по своей вине, а из-за отсутствия потребителей.

Поэтому недавно опять возникла идея 7-летней давности о транзите нефти на чешский нефтеперерабатывающий завод в Кралупах. "Идея давняя. Это уже третья попытка Украины задействовать нефтепровод Одесса – Броды для поставок каспийской нефти из Азербайджана на завод в Кралупах (Чехия). Поставлять планируют на НПЗ Чехии и, в перспективе, Австрии", – сказал МинПрому эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

По словам министра энергетики Юрия Бойко, для проведения экспериментального транзита правительство закупило 40 тыс. тонн пробной партии каспийской нефти, которую планируется транспортировать по магистральному нефтепроводу Одесса – Броды и южной ветке нефтепровода "Дружба". "Мы уже купили опытную партию нефти для транзита в Чехию и находимся в переговорном процессе с нашими партнерами", – сказал Ю.Бойко.

При этом министр не стал прогнозировать дату начала опытной прокачки сырья. По его словам, спрос на поставки нефти по данному маршруту обусловлен началом заполнения нефтепровода "Балтийская трубопроводная система – 2". БТС-2 связывает нефтепровод "Дружба" с российскими морскими портами в Балтийском море и снижает нагрузку на "Дружбу", по которой сейчас нефть идет в Европу через Украину и Беларусь.

Ю.Корольчук напоминает, что Украина еще в 2008 году планировала  прокачать 40 тыс. тонн легкой каспийской нефти на завод в Кралупах. Укртранснафта в мае 2008 заключила контракт с компанией Mero CR о сотрудничестве в реализации этого проекта. Однако было необходимо также заключить договор и с компанией Trans Petrol, которая эксплуатирует словацкую часть нефтепровода "Дружба".

Сейчас в Словакию, Чехию и Венгрию по южной ветке нефтепровода "Дружба" через Украину поступает российская нефть сорта Urals. "Правительство Украины в феврале 2004 года приняло решение об использовании Одесса – Броды в аверсном направлении для прокачки каспийской нефти. Первая экспериментальная партия нефти была закуплена в апреле 2004. Оператор магистральных нефтепроводов Украины Укртранснафта, владельцы трубопроводов – словацкая Trans Petrol, чешская Mero CR и собственник НПЗ в Кралупах – "Юнипетрол" согласовали условия этого эксперимента", – рассказал Ю.Корольчук.

В 2004 году вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев в письме к вице-президенту Еврокомиссии Лойоле де Паласио заявил о блокировании Словакией реализации эксперимента по прокачке легкой нефти. Тогда Trans Petrol, ссылаясь на необходимость привлечения российской стороны, не дала разрешение на транзит нефти. Фактически был факт лоббирования интересов российских нефтяных компаний – на тот момент ЮКОСу принадлежало 49% акций Trans Petrol.

"В Украине идею прокачки каспийской нефти отстаивали тогдашний вице-премьер Виталий Гайдук и министр топлива и энергетики Сергей Ермилов. Позицию использования нефтепровода в реверсивном режиме защищал Ю.Бойко, который в 2004 году возглавлял НАК "Нафтогаз Украины". После отставки В.Гайдука в конце 2003 и С.Ермилова – в начале 2004 прокачка каспийской нефти была заблокирована. И в августе-сентябре 2004 года нефтепровод Одесса – Броды начал использоваться в реверсивном режиме в интересах российской ТНК-ВР. То есть Ю.Бойко открыто лоббировал интересы ТНК-ВР и реверс Одесса – Броды", – говорит эксперт ИЭИ.

В 2008 году Украина во второй раз попыталась реализовать идею прокачки нефти в Кралупы, но все остановилось на подписании контракта Укртранснафты с компанией Mero. Поэтому в сентябре 2011 Украина в третий раз пытается занять нишу транзитера в Европу не только российской нефти, но и каспийской.

"Интересно, что позиция Ю.Бойко в 2011 году – это оборотная сторона Ю.Бойко образца 2004. Ведь в 2003-2004 годах именно он приложил максимум усилий для того, чтобы Одесса – Броды работал не в аверсном для каспийской нефти, а в реверсном режиме – для российской нефти. Теперь же Ю.Бойко превратился в апологета транспортировки каспийской нефти. В 2004 году он заявлял защитникам аверса, что у них нет договоров с компаниями – поставщиками каспийской нефти, а только меморандумы и протоколы о намерениях. Сегодня у Ю.Бойко также нет договоров, а только подписанный меморандум с Азербайджаном. То есть даже не с компаниями-поставщиками и компаниями-потребителями", – подчеркивает Ю.Корольчук.

Более того, в нынешней политической обстановке есть очень высокая вероятность того, что НПЗ в Чехии откажется принимать участие в эксперименте. "Официально скажут, что завод технически не готов к приему нефти. Неофициально Чехия откажется в связи с ухудшением политических отношений с Украиной после предоставления политического убежища экс-министру Богдану Данилишину", – считает Ю.Корольчук.

При этом объемы транзита нефти на чешский НПЗ в случае успеха составят не более 1 млн тонн в год. Эксперт уверен, что Украина не прокачает и опытной партии – как и в прошлый раз.

"Причина таких активных движений Ю.Бойко – то, что он не достиг позитивных результатов в газовых переговорах с Россией. И это стало одним из факторов ухудшения отношений группы RosUkrEnergo с Президентом Виктором Януковичем. Можно сказать, что В.Янукович раздражен. Реабилитировав идею прокачки каспийской нефти, Ю.Бойко пытается улучшить отношения ЕС и Украины, что будет позитивно воспринято Президентом, так как В.Янукович получит в ЕС статус "диверсификатора". А это, по мнению Ю.Бойко, даст возможность возобновить кредит доверия В.Януковича к RosUkrEnergo", – считает эксперт.

При этом он отвергает вариант прокачки в Чехию венесуэльской нефти. "Она практически равна по цене Urals – 107-110 долл./барр. Но плюс доставка до Одессы и транзит – в итоге 140 долл./барр. как минимум. А вот каспийская нефть – 120 плюс доставка и транзит – также выйдет около 140 долл.", – говорит эксперт.

Россия и дальше будет качать нефть в Европу по нефтепроводу "Дружба", правда, с тенденцией к уменьшению – до 14-15 млн тонн, с 20 млн тонн в 2010 году. По мнению эксперта, Украина может заработать на транзите 1 млн тонн нефти около 15 млн долл. "Но откуда он возьмется, этот миллион тонн?" – спрашивает Ю.Корольчук.

Что касается европейских потребителей каспийской нефти, то пока речь идет только о заводе в Кралупы."«Все другие – как молчали 7 лет назад, так молчат и сегодня. В 2003-2004 годах говорили, что заводы в Австрии были готовы принимать нефть, но дальше разговоров не пошло. Так что – практически только Чехия", – говорит эксперт.

При этом успех данного проекта маловероятен из-за отсутствия спроса на нефть в странах Центральной Европы. "И в Чехии нет острой нехватки нефти. Тем более, зачем всем этим странам уменьшать закупки у России и конфликтовать с ней? Их заводы очень высокого уровня и они могут выжимать из российской Urals все, что только можно", – подчеркивает Ю.Корольчук. Конечно, каспийская нефть превосходит Urals по качеству, однако цена, доставка и транзит сделают бесплодными попытки Украины заменить российскую нефть на европейском рынке. 

Тарас Жирош

МинПром

Новини

17 Травня 2024

США не хочуть віддавати U.S.Steel японцям

У I кварталі виручка Vallourec скоротилась на 26%

Шведська компанія хоче побудувати ще чотири заводи водневої металургії

Єврокомісія почала розслідувати імпорт білої жерсті з Китаю

Dunaferr модернізує прокатні стани

Нафтогаз з початку року запустив 7 нових свердловин – Шмигаль

Україна запропонувала Аргентині та Чилі зону вільної торгівлі

Внаслідок бойових дій на території України викиди СО2 сягнули 180 млн тонн

Китай інвестує у зелене авіаційне паливо

російські порти знизили перевалку вантажів на 4%

Виробництво сталі в Китаї скоротилось на 3%

Металурги у квітні збільшили експорт довгого прокату на 7,6%

Уряд змінив порядок бронювання від мобілізації на підприємствах двох сфер економіки

Україна вийшла на максимальну потужність імпорту електроенергії з ЄС

Уряд виділив 1,5 млрд грн для відновлення Зміївської та Трипільської ТЕС

Данія виділить Україні новий пакет військової допомоги на 750 млн євро

ВСІ НОВИНИ ⇢