Рудные грезы ИСД

Публікації

Структуры "Индустриального союза Донбасса" близки к тому, чтобы оформить права на разработку Чернянского железорудного месторождения в Белгородской области России. Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. Ведь это уже далеко не первая попытка ИСД заполучить собственную сырьевую базу. Все предыдущие успехом не увенчались.

Корпорация "ИСД" прославилась многими прогрессивными начинаниями. Она первой занялась системной покупкой профильных активов в Евросоюзе. Она создала в Алчевске один из самых современных меткомбинатов в Украине. Развернула широкую сеть металлосервисных центров как на Западе, так и на Востоке. Но при этом  так и не создала собственной сырьевой базы – ни по углю, ни по руде. Поэтому со стороны стратегия корпорации выглядела как строительство архитектурного шедевра на ветхом фундаменте. В результате вся эта стройка едва не пошла прахом во время кризиса 2008-2009 годов. Спасти корпорацию ее владельцам Сергею Таруте и Олегу Мкртчану удалось, лишь продав половину акций российским инвесторам. Но эта продажа решила только финансовые проблемы ИСД, но не производственные. Украинские предприятия группы (Алчевский меткомбинат и меткомбинат им.Дзержинского) продолжают мыкаться по чужим ГОКам.

В первый раз удача обошла ИСД при дележке государственного объединения "Укррудпром". "Индустриальный союз" уповал на деньги, их конкуренты – на связи. Победили связи. А корпорация Таруты – Мкртчана заработала хроническую рудную мигрень. Но особенно острыми ее приступы стали в середине 2000, когда корпорация активно развивалась и увеличивала загрузку своих сталеплавильных мощностей. Именно в этот период ИСД пытался поочередно воплотить в жизнь несколько вариантов прирастания рудой. В частности, речь шла о создании совместного с Запорожсталью предприятия по освоению Гуляйпольского месторождения в Запорожской области, потом об организации консорциума с комбинатом "ArcelorMittalКривой Рог" по достройке КГОКоРа, и даже об обмене активами с бразильской компанией MBR, у которой в 2006-2007 ИСД активно закупал рудное сырье.

Однако дальше всего в реализации мечты корпорация продвинулась на переговорах с российским холдингом "Металлоинвест" Алишера Усманова. Вырисовывался почти идеальный союз. У ИСД наблюдался избыток сталеплавильных мощностей и дефицит горно-рудных, у Металлоинвеста все было наоборот. Но то ли С.Тарута и О.Мкртчан переоценили свои силы, то ли А.Усманов недооценил их активы. Короче, о долях в совместном бизнесе стороны не договорились, о чем, возможно, позже владельцы ИСД не раз пожалели. Ведь в итоге они все равно потеряли половину бизнеса, но стабильности так и не обрели. Уже второй год корпорация движется по жизни без четких ориентиров.

Возможно, они появятся в ноябре, когда запланировано созвать собрание акционеров Алчевского меткомбината. По словам директора предприятия Тараса Шевченко, там должны утвердить пятилетнюю программу развития АМК. Ее заветная цель – довести выплавку стали на комбинате до 7 млн тонн годовых в 2017 году. Фактически это означает, что предприятию пришлось бы увеличить производство вдвое против нынешнего уровня (за 9 месяцев текущего года Алчевск выплавил 2,8 млн тонн стали). Соответственно вдвое должно вырасти и потребление сырья.

Рудная цепочка "Чернянка – Алчевск" очень органично вписывалась бы в новую программу. Если бы не одно "но". В ближайшую пятилетку Чернянское месторождение комбинату не поможет. Оно просто не будет готово к промышленной эксплуатации. В частности, в российском федеральном агентстве "Роснедра" первой добычи на нем ожидают через 7,5 года после подписания договора купли-продажи. Только на подготовку ТЭО счастливому обладателю лицензии отводится три года времени. Ну и денег на весь проект придется потратить с учетом выкупа земель и создания как производственной, так и вспомогательной инфраструктуры не менее 1 млрд долл. В результате неоднозначная получается ситуация: в отдаленной перспективе эксплуатация Чернянского месторождения сулит много выгод для ИСД, в обозримой – ложится дополнительным финансовым бременем на корпорацию. Точь-в-точь, как в старой украинской пословице: "Доки сонце зійде, роса очі виїсть".

В самом "Индустриальном союзе Донбасса" по поводу добычи руды в России хранят молчание. Но губернатор Белгородской области уже почти все карты раскрыл. По его информации, на конкурс, объявленный еще в конце августа, на право пользования недрами Чернянского железорудного месторождения зарегистрировались две компании – обе из Москвы и обе аффилированы с Алчевским меткомбинатом. Срок подачи заявок истек 12 сентября. Таким образом, конкуренцию им уже никто не составит. До 21 октября они должны внести залоги и подготовить технико-экономические предложения по освоению месторождения, а 24 ноября будет объявлен победитель.

Стартовая цена лицензии – 2 млрд 254 млн. российских руб. (примерно 70 млн долл.). Запасы богатых руд Чернянского месторождения, подсчитанные по категориям А+В+С1, составляют 170,253 млн тонн.; по категории С2 – почти 6 млрд тонн. Еще 1,73 млн тонн приходится на железорудные кварциты. О чем говорят эти цифры? Во-первых, о том, что добытчику придется иметь дело не с самым "жирным" сырьем (как видим, на 1 тонну богатой руды приходится 10 тонн кварцитной). Тем не менее под Чернянкой содержание железа в породе все-таки на несколько пунктов выше, чем, например, под Гуляйполем, где ИСД ранее присматривал себе участок. Без хорошего горно-обогатительного комбината на Чернянском месторождении, конечно, не обойтись. Но такой химический состав руд (32-37% железа) – норма для Курской магнитной аномалии. И ничего. Почти половина железорудного сырья добывается в России в этом регионе. Встречаются, правда, в регионе и месторождения с преимущественно богатой рудой (до 60% железа) – Яковлевское, Гостищевское, Больше-Троицкое, но все они уже заняты.

Во-вторых, украинской корпорации достанется среднее по размерам месторождение. К примеру, балансовые запасы Лебединского и Стойленского месторождений, которые сегодня наиболее активно разрабатываются в Белгородской области, в несколько раза выше – достигают 8 млн тонн руды. Но на век Алчевского меткомбината хватит и чернянского ресурса. При выводе месторождения в режим работы на уровне хотя бы 20 млн тонн руды в год оно может эффективно эксплуатироваться как минимум полвека. Дополнительное его преимущество в том, что запасы, скорее всего, удастся добывать открытым способом (по крайней мере, на первом этапе), что дешевле шахтной добычи.

Еще весной этого года представительская делегация руководящего состава ИСД и Луганской области ездила к соседям на Белгородщину осматривать потенциальную покупку. Уже тогда местный губернатор Евгений Савченко убеждал их, что Чернянское месторождение готово самоотверженно работать на Алчевский меткомбинат. Колея поставок руды из России в Украину давно наезжена. ИСД ходит в перманентных клиентах Лебединского и Стойленского ГОКов, так что дорогу она прекрасно знает. Тем более что из России в Алчевск руду возить даже ближе, чем с того же Кривбасса. К осени белгородское руководство подсуетилось и поскупало у селян окрестные земли, на которых прогнозно может строиться Чернянский ГОК, так что теперь оно готово уступить их инвестору по сходной цене. Без волокиты с землеотводом.

Будущие соседи у ИДС подобрались тоже очень хорошие и даже знакомые. Так, упомянутый уже Лебединский ГОК контролирует А.Усманов, с которым у ИСД так и не дошло до слияния. Неподалеку работает Яковлевский рудник под эгидой компании "Металл-Групп", связанной с украинским бизнесменом Вадимом Новинским. Небольшие партии сырья Алчевский МК завозил и из яковлевских недр. Но самым близким соседом ИСД под Чернянкой может оказаться, как это ни странно звучит, уральская "Магнитка". Дело в том, что еще в 2006 году Магнитогорский меткомбинат приобрел у Роснедр соседнюю площадь – лицензию на Приоскольское месторождение, расположившееся, условно говоря, забор в забор с Чернянским.

Пять лет назад "Магнитка" испытывала те же проблемы, что и Алчевский меткомбинат – постоянные конфликты с поставщиками руды при отсутствии собственного сырья. С отчаяния она уже готова была рыть карьеры на Курской магнитной аномалии, но тут подвернулась оказия приобрести Бакальское железорудное управление у себя на Урале. После этого о Приоскольском месторождении в Магнитогорске призабыли, но лицензия осталась. Не исключено, что нынешние хозяева ИСД попробуют напомнить владельцу "Магнитки" Виктору Рашникову об этом проекте. Ведь теперь гипотетически расходы можно разделить, т.е. сообща скинуться на строительство железнодорожного узла, а то и целого ГОКа – одного на двух. Магнитогорский меткомбинат сегодня собственной рудой обеспечен лишь на 30% и продолжает активно искать пути для увеличения этого показателя. В частности, в 2011 он открыл добычу на Сосновском руднике и приобрел лицензию на Кульмяковское железорудное месторождение в Челябинской области. Но оба они уступают и по запасам, и по условиям залегания Приоскольскому месторождению. Так что "Магнитка" вполне может сюда вернуться. И потенциальная кооперация с ИСД – неплохой повод для возвращения.

Олег Дорожовец

МинПром

Новини

17 Травня 2024

США не хочуть віддавати U.S.Steel японцям

У I кварталі виручка Vallourec скоротилась на 26%

Шведська компанія хоче побудувати ще чотири заводи водневої металургії

Єврокомісія почала розслідувати імпорт білої жерсті з Китаю

Dunaferr модернізує прокатні стани

Нафтогаз з початку року запустив 7 нових свердловин – Шмигаль

Україна запропонувала Аргентині та Чилі зону вільної торгівлі

Внаслідок бойових дій на території України викиди СО2 сягнули 180 млн тонн

Китай інвестує у зелене авіаційне паливо

російські порти знизили перевалку вантажів на 4%

Виробництво сталі в Китаї скоротилось на 3%

Металурги у квітні збільшили експорт довгого прокату на 7,6%

Уряд змінив порядок бронювання від мобілізації на підприємствах двох сфер економіки

Україна вийшла на максимальну потужність імпорту електроенергії з ЄС

Уряд виділив 1,5 млрд грн для відновлення Зміївської та Трипільської ТЕС

Данія виділить Україні новий пакет військової допомоги на 750 млн євро

ВСІ НОВИНИ ⇢