В ту же воду

Спустя четыре года после первой в эфир вышла вторая часть сериала Джейн Кэмпион "Вершина озера", где причудливо перемешаны саспенс и сатира

В новом сезоне детектив Робин Гриффин (Элизабет Мосс) возвращается из новозеландского захолустья в Сидней, а Джейн Кэмпион возвращается к своему любимому занятию — обличать род мужской, да так, чтобы никому мало не показалось.

Вот вам выдающаяся галерея отталкивающих мужских образов: насильники и рохли, демагоги и навязчивые кавалеры от слова "домогательство", агрессивные перверты — в этом паноптикуме найдется от силы один приличный мужик, да и тот патологоанатом. С таким материалом приходится иметь дело Робин Гриффин, в итоге выбравшей целибат, и это смотрелось бы глупой пародией, будь у Кэмпион режиссерская хватка пожиже.

Для начала во флешбэке о событиях четырехлетней давности Робин предает жених — Кэмпион избавляется от единственного неплохого парня в судьбе героини, чтобы не путался под ногами, и заодно лишний раз проговаривает, что счастье в труде. Труд на долю Робин опять выпадает скорбный — из залива извлекают чемодан с телом мертвой азиатки. Но детектива как такового тут почти нет.

Скоро выяснится, что жертва работала в борделе, и нам даже покажут, кто утопил чемодан — так называемый саспенс совсем не в этом. А в том, как на ловца бежит зверь — как беспощадно история случайной жертвы закручивается вокруг Робин и прорастает в ее жизни. Дело в том, что взрослая дочь самой Робин, оставленная ею в младенчестве и снова найденная в приемной семье в Сиднее, ошивается в том самом борделе и трется возле мутного держателя притона по имени Пусс (Дэвид Денсик).

Невероятное сценарное допущение: в городе с пятимиллионным населением расследование приводит Робин именно в то недоброе место, где неосмотрительно пускает корни ее дочь Мэри (Элис Энглерт, в миру дочь самой Кэмпион). "Из всех забегаловок мира она выбрала мою и вошла",— говорил герой Хамфри Богарта в классической "Касабланке". Джейн Кэмпион тоже, как ни крути, режиссер-классик. Из такого сора — пародийных образов, сценарных натяжек и детектива, не требующего разгадки,— она лепит кино, где сострадаешь героям, тревожишься и злишься.

Особенное бешенство вызывает Пусс — сорокалетний экспат из Восточной Германии, нахватавшийся в университете Лейпцига левацких идей и щедро орошающий ими неокрепшие мозги семнадцатилетки. Этот тип — оттуда, из кино 60-х, этакий загадочный нонконформист, уцененный герой Годара и Бертолуччи. "Мама, он такой разносторонний, он цитирует Достоевского страницами!" Да, но это не мешает гаду эксплуатировать тайских проституток в хвост и в гриву. Зла не хватает, дать бы пинка негодяю — примерно эта мысль читается на лицах приемных родителей Пайка и Джулии (Эван Лесли и Николь Кидман) и Робин, которая едва успела обрести потерянную дочь.

Но подростки — существа трепетные, такой родительской заботы не стерпят. Взрослые это понимают и, боясь навсегда оттолкнуть Мэри, молча скрипят зубами — вот где саспенс. А Кэмпион заодно делает карикатуру из них — они ведь тоже дети 60-х и носители левых идей. Заскучав в благополучном браке, феминистка Джулия ушла от Пайка к женщине, и надо видеть, как они с Пуссом спорят о феминизме, оперируя одинаковыми штампами. Кажется, Кэмпион видит в современном общественном договоре слишком много свобод и ехидно прохаживается по каждой.

Секс отчужден от любви, деторождение от секса, в основе семьи больше не кондовые родственные связи, а сомнительные идеи, как в хипповских коммунах 60-х, а уж к чему Пусс сводит понятие солидарности, и вовсе без слез не взглянешь. Так смеяться можно только над тем, во что сам когда-то верил,— никому таки мало не показалось. Но самое смешное, что об руку со свободами в современном гротеске у Кэмпион ковыляет дремучий харассмент, а патриархальные установки звучат в каждой мужской реплике, обращенной к Робин и ее верному оруженосцу констеблю Миранде (Гвендолин Кристи).

Ключ ко всему происходящему — выдающийся эпизод, где загулявшая Робин узнает, что дочь стала заложницей чокнутого стрелка, и пытается протрезветь. Кажется, вся ее жизнь — бесконечная цепь фантасмагорий, порожденных измененным сознанием, от которых хочется протрезветь.

МинПром

    

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢