Мировой пожар надули

В Мраморном дворце, филиале Государственного Русского музея, открыты две то ли друг друга продолжающие, то ли прямо противоположные выставки: «Плакат эпохи революции» и «Дети Страны Советов». Как и все рассказывающее сегодня о советском, они обе воспринимаются как юбилейные, к 100-летию Октябрьской революции, однако чувства у зрителя рождают вопиюще разные. Испытывала на себеКира Долинина.

Работать с советским агитационным искусством в Русском музее научились еще почти 20 лет назад, когда знаменитую выставку про сталинское искусство «Агитация к счастью» сопровождали бравурные песни указанного времени и раскрепощенные перестройкой зрители чуть ли не в пляс пускались в залах музея, которые на этот момент превращались для них в подобие танцплощадки в ЦПКиО.

Навязывающая определенные ассоциации музыка будет сопровождать выставки ГРМ еще много раз, но никакой Равель при искусстве символизма или Нестеров под церковные песнопения не могли сравниться по силе удара с тем, что порождают в мозгу и сердце бывшего советского человека звуки его детства. Новые временные экспозиции в Мраморном доказывают это с явно избыточной силой.

История раннего советского плаката изложена строго и четко: с первых месяцев после злополучного 25 октября 1917 года и до семилетия Великой Октябрьской, которое прошло под лозунгами верности недавно почившему, но уже назначенному быть вечно живым Ильичу. Мобилизация в Красную армию, антирелигиозная пропаганда, пропаганда антимонархическая, плакаты против голода, разрухи и за ликвидацию безграмотности, за обмен нашей нефти на их уголь, «Кронштадтская карта бита» и много-много про грядущую мировую революцию.

В начале 1920-х, при Троцком, это еще было актуально и очень сурово: «Огонь, зажженный предательской рукой, потушить можно. Но огня, зажженного революцией, потушить нельзя!» — все в огне, по которому топочет великан-большевик, несущий пламя революции Европе и всему миру.

На этом материале удобно показывать историю плаката в именах (тут весь первый ряд плакатистов по списку) и полное разностилье конца 1910-х—начала 1920-х годов: крепкие академические баталисты вместо Пересвета с Челубеем или конных парадов ваяли плакаты с рабочими и крестьянами, в которых крестьяне с прической горшком и бородой топором выходили прямо из русской былины, а рабочие выписанностью мышц и лихостью поз отсылали в классы Академии художеств; тут же Владимир Лебедев строил своих героев из шаров и треугольников, а Дмитрий Моор задвигал такие ракурсы, что голова кружится это читать-смотреть.

Ну и Слово, которое никогда еще не занимало такое место там, где правит изображение,— иные плакаты суть чистые лозунги, разброс частей которых по листу и составляет основное его изобразительное содержание. Всем этим работам эмоциональное усиление не особо и нужно, они сами еще как воют, зовут, угрожают, хохочут и кривляются. Кадры из кинохроники и нарезка из ранних советских фильмов под бравурное «Красная армия всех сильней» тут лишь дань кажущейся нынче обязательной музейной интерактивности.

Иное дело с «Детьми Страны Советов». Идеально исполненные каким-то хором по рангу не меньше Большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио СССР «Крылатые качели» разливаются по лестнице ринальдиевского дворца грозным предупреждением: вы вступаете на территорию вашего детства. Мало не покажется. Так и есть: «Юные ленинцы» (про октябрят-пионеров), «Трудное детство» (про беспризорников-войну-блокаду-работу на заводах), «В прекрасное далеко» (про голопопых купальщиков, праздных дачников и самозабвенных планеристов), есть и «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство», и десятки «простых» советских детей от 1920-х до начала 1980-х годов во всех возможных техниках.

Особенно страшна, надо признать, скульптура, чаще всего еще и с идеологической нагрузкой в виде изображения детей из национальных республик. Есть великолепная живопись и графика (тут и Адливанкин, и Кончаловский, и Петров-Водкин, и Конашевич, и Чернышев), но есть и жутчайшее официальное семидесятничество. Есть формализм, ранний соцреализм, суровый стиль, натужная чувственность советских академиков вроде Угарова или Пластова. Фотографий мало, но есть редкие, а для любителей редкостей еще интереснее будут вещи из частных собраний: пара деревянных раскрашенных пионеров неизвестного автора 1930-х годов — чистое сокровище.

Выставка собрана и сделана по типу многих выставок Русского музея — «нечто в русском искусстве». Тут и детство, и искусство ограничены советским периодом. И именно на этом соединении происходит сильнейший эмоциональный взрыв. Потому что эти дети — это мы и есть. Или наши родители. И уж точно наши дедушки и бабушки. А память крови — вещь сильная.

И все эти линейки, пионерские парады, купания по свистку, одинаковые у нескольких поколений жутковатого вида игрушки, ремень на шубе, чулки у мальчиков и девочек, отвисшие коленки на дефицитных колготках, одни песни на всех, один пионерский салют, движение, которое каждый из нас воспроизведет на автомате, все это единообразие нашей памяти — штука, вообще-то, страшная. Кого где проймет.

Меня проняло на литографии Алексея Пахомова «Торжественное обещание» (1947): пионервожатая завязывает галстук девочке, стоящей под пионерским салютом. Знамя, все стоят навытяжку, еще не принятые в пионеры ждут своей очереди. Почему вдруг в ушах звенит вот это: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!», почему тошнит от сознания, что каждый-каждый мой ровесник через это прошел и у него так же зазвенело бы? У меня и, я надеюсь, у многих было вполне счастливое детство. Но на этой выставке оно сжалось до единообразного, обязательного, общественного существования.

Там, где поют «Крылатые качели» и «Взвейтесь кострами…», там, где белый верх, темный низ, где проклятые и ничем, вообще-то, не виноватые георгины и гладиолусы 1 сентября, «Всегда готов» и руку вверх и даже колготки у всех одинаковые — коричневые повседневные и белые парадные. И ты идешь мимо всего этого, а из динамиков раздается «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко». Вот правда, отчаянно жестокий эксперимент, страшилка, вообще-то. Взрослые игры героев плакатов с первой выставки так вдарили по детям созданной ими страны, что мы до сих пор очухаться не можем.

МинПром

    

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢