Может быть, мишке нашему надо посидеть спокойненько

Точка зору

Президент России Владимир Путин в ходе пресс-конференции по итогам года заявил, что не намерен менять политику в отношении Украины и попытался успокоить российских граждан в связи с рекордным падением курса рубля. Он заверил, что экономическая ситуация в России не связана с аннексией Крыма и мало зависит от экономических санкций Запада, при этом дав понять, что нынешняя негативная тенденция может затянуться на несколько лет. Эксперты отметили, что в целом риторика президента РФ стала менее агрессивной и убедительной, что, по их мнению, свидетельствует о стратегическом тупике, в котором оказался Владимир Путин.

Ежегодная итоговая пресс-конференция президента России Владимира Путина традиционно вызвала резонанс. К 11.00 по киевскому времени в здании Центра международной торговли в Москве собрались 1259 российских и иностранных журналистов. Господин Путин вышел на сцену с небольшим опозданием, а свое выступление он начал с подведения экономических итогов года. Выглядел он необычно скованно, и, вопреки обыкновению, зачитывал речь с листа.

Всячески пытаясь представить текущую экономическую ситуацию в России в положительном свете, Владимир Путин заявил, что рост ВВП за 10 месяцев 2014 года составил 0,7-0,6%, сальдо торгового баланса выросло на $13,3 млрд, промышленное производство ускорилось, рождаемость увеличилась, а бюджет на 2015 год «несмотря на все турбулентности был сверстан с профицитом».

Медведь за все заплатит

Впрочем, убедить присутствующих господину Путину не удалось. Большинство вопросов, которые ставили президенту российские журналисты, касались, прежде всего, нестабильной экономической ситуации в стране, в том числе рекордного падения курса российского рубля. Прояснить ситуацию в этом вопросе главе РФ не удалось. Отметив, что на падение курса рубля влияют «внешние факторы», в том числе, снижение цен на нефть, господин Путин признал, что негативная тенденция может продолжаться.

‒ При самом неблагоприятном стечении внешнеэкономической конъюнктуры такая ситуация может продлиться в течение двух лет. Но это совсем необязательно. Ситуация может измениться и раньше ‒ в первом, во втором кварталах, в середине следующего года,‒ строил предположения президент России, заверив, что рост экономики будет сохраняться, и ситуация «неизбежно вернется в нормальное русло».

Слово «неизбежно» Владимир Путин повторял несколько раз на протяжении всей своей речи, но должного эффекта на аудиторию это не произвело.

‒ Происходящее сейчас с нашей экономикой – это расплата за Крым? Может, пора об этом честно сказать? ‒ не унимались журналисты.

Господин Путин хмуро ответил, что «это плата за естественное желание России самосохраниться как нация». В очередной раз обвинив западных лидеров в нападках на РФ, он прибегнул к своему излюбленному сравнению России и медведя.

‒ Мне самому иногда приходит в голову мысль: может быть, мишке нашему надо посидеть спокойненько, не гонять поросят и подсвинков по тайге, а питаться ягодками, медком. Может быть, его в покое оставят?,‒ размышлял российский президент. Впрочем, он сразу нашел ответ на свой вопрос.‒ Не оставят, потому что будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить его на цепь. А как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти, а тогда мишка вообще не нужен. Чучело из него сделают, и все.

Господин Путин также призвал не переоценивать роль международных санкций в отношении России. По его словам, влияние ограничений на кризис в российской экономике ‒ не более 25-30%.

Стратегический тупик

Следует отметить, что российский президент всячески демонстрировал лояльность к оппозиционным журналистам. В частности, он сам передал слово представителю украинского информационного агентства УНИАН Роману Цымбалюку, одетому в реглан с надписью «Укроп», который спросил Владимира Путина о том, когда закончится «карательная операция» России на территории восточной Украины, а также о судьбе украинской летчицы Надежды Савченко, которая находится под арестом в Москве.

Четкого ответа ни на один из вопросов Владимир Путин не дал. Он заявил, что судьбу госпожи Савченко должен решить российский суд, а «карательная операция» на востоке Украины на самом деле проводится украинскими военными. «Все люди (россияне.‒ А'), которые по зову сердца исполняют свой долг либо добровольно принимают участие в каких-то боевых действиях, в том числе и на юго-востоке Украины, не являются наемниками, потому что денег за это они не получают. В нашем общественном сознании то, что происходит на юго-востоке Украины,‒ действительно карательная операция, но она проводится сегодняшними киевскими властями, а не наоборот»,‒ заявил Владимир Путин, отметив, что является приверженцем диалога, в том числе в минском формате.

Избежал господин Путин также прямого ответа на вопрос российской оппозиционной журналистки Ксении Собчак о «повышенном градусе ненависти», разжигаемом российскими федеральными СМИ.

‒ Никакой организацией какой бы то ни было травли в отношении людей, которые не согласны с нашими действиями, никто из официальных органов власти не занимается,‒ заявил Владимир Путин, для убедительности он даже перешел на украинский язык: ‒ Надо научиться реагировать на это (противоположное мнение.‒ А') адекватно, не шуметь и кричать на каждом углу: «Караул! Рятуйте, громадяни, мене шельмують!».

На протяжении всей пресс-конференции Владимир Путин старался шутить и вести себя непринужденно, так и не дав конкретного ответа ни на один из заданных вопросов. В частности, в ответ на вопрос о возможности государственного переворота в России в связи с несогласием с политикой официального Кремля господин Путин отшутился: «У нас нет дворцов, поэтому и переворотов быть не может», а на вопрос, почему российские военные самолеты «осуществляют опасные маневры» над территориями других суверенных стран, российский президент предпочел обвинить США в агрессивной политике.

Примечательно, что по сравнению с выступлениями прошлых месяцев, Владимир Путин стал избегать резких, часто недипломатичных выпадов в адрес стран Запада и Украины. Отвечая на неудобные вопросы, он выглядел неуверенно и часто покашливал.

Политический аналитик Института Евроатлантической интеграции Владимир Горбач отмечает, что риторика российского президента стала «менее убедительной и менее уверенной». «Эта пресс-конференция стала свидетельством стратегического тупика, в котором оказался Путин. Стратегически ситуация для него ‒ проигрышная, он не видит выхода, призывает подождать, потерпеть, не предлагая реалистичных сценариев. Все, что может его спасти,‒ это чужие просчеты, он не будет делать резких движений и будет удерживать паузу, рассчитывая, что его оппоненты с Запада или из Украины сделают какую-то ошибку, которой он сможет воспользоваться»,‒ заявил А' политолог.

Галина Корба

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢