Какие мины заложены в новых Правилах дорожного движения

Точка зору

Парламент поддержал законопроект Кабинета Министров, которым вносятся изменения в действующие правила дорожного движения. Документ пока не подписан президентом. В случае, если это будет сделано, для автомобилистов многое поменяется, хотя далеко не все новшества можно оценить со знаком "плюс".

О "минах", заложенных правительством в законопроект, я предупреждала заранее. Что-то удалось исправить, но большинство поправок, к сожалению, были отклонены. Во многом – из-за нежелания Кабмина улучшать документ.

Из позитивного:

– удалось убрать статью, которая позволяла задерживать нарушителей на срок до 24 часов. В новых правилах, как и сейчас, максимальный срок ограничивается 3-мя часами;

– юридические лица не будут нести ответственность за нарушения правил дорожного движения, допущенные их наемными сотрудниками. В первом варианте законопроекта юрлицам предлагалось оплачивать штрафы, после чего – обращаться в суд для взыскания потраченных средств у своих сотрудников! Можно себе только представить, как бы это выглядело на практике, сколько новых дел появилось бы в судах. К счастью, эту норму изъяли;

– также частично сняли груз ответственности с собственников транспортных средств. В частности, они не будут платить штрафы за нарушения, допущенные третьими лицами, если в течение 14 дней после получения "письма счастья" сами нарушители признают свою вину. Например, вы – собственник авто, но в тот день, когда видеокамера зафиксировала нарушение, за рулем сидел ваш сосед, друг либо кто-то еще. Получив уведомление о наложении штрафа, у вас есть возможность избежать ответственности за то, что вы не делали. Но для этого нужна добрая воля нарушителя, который напишет заявление в ГАИ;

– кроме того, появилась возможность получать уведомления о штрафах на мобильный телефон или электронную почту. Для этого достаточно обратиться в ГАИ с заявлением, после чего они обязаны бесплатно внести в базу данных ваши контакты.

Из негативного:

– осталась презумпция вины. Если вы собственник автомобиля и видеокамеры зафиксировали, как этот автомобиль нарушил ПДД, неважно, кто был за рулем. Платить будете вы, пока не докажете в суде, что за рулем в тот день находился кто-то другой. Конечно же, для этого придется потратить время и силы, и необязательно ваши усилия увенчаются успехом. К сожалению, поправка, которая позволяла сделать это во внесудебном порядке, путем отправки уведомления с приложением к нему доказательств в виде договора аренды, лизинга, проката и т.д., не была поддержана;

– отдельного внимания заслуживает система начислений штрафных баллов. Напомню, согласно принятым изменениям, каждому автолюбителю ежегодно начисляется 150 баллов. За каждое нарушение снимаются баллы, после превышения лимита нужно платить. Осталось неясным, как эта система будет работать в отношении юридических лиц, владеющих автомобилями;

– в случае обвинений в превышении скорости, проезда на красный свет и т.д., не нужна будет доказательная база в виде пояснений нарушителя, свидетельств очевидцев, показателей технических приборов. Достаточно, чтобы это зафиксировала видеокамера;

– не удалось лишить ГАИ права взыскания штрафов на месте, хотя эта норма противоречит недавнему решению Конституционного суда и стимулирует коррупцию.

Таким образом, мы получили достаточно противоречивый документ. В нем много негативных моментов, но есть целый ряд позитивных норм. Это приведет к тому, что закон будет дорабатываться уже в процессе его выполнения, хотя этого можно было избежать, если бы Кабмин прислушался к мнению экспертов и ряда народных депутатов.

Оксана Продан
народний депутат, член Комітету з питань податкової та митної політики

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢