Закрытое небо: к чему приведет запрет полетов между Россией и Украиной

Точка зору

От срыва авиасообщения с Россией не пострадают ни Путин со своим окружением, ни боевики на Донбассе.

Вопрос санкций всегда сложный. В идеале они должны действовать точечно и адресно, нанося ущерб тем, от кого зависит причина, по которой санкции введены. Например, нынешние международные санкции против РФ были бы гораздо более эффективными, если бы в их число попали меры, нацеленные на Путина и его окружение: на их зарубежные активы, на возможность выезда за границу членов их семей и т. п.

Такие санкции вводить сложно, требуется сильная политическая воля. Поэтому введены санкции широкие, в лучшем случае секторальные. Люди, принимающие в РФ решения, от них страдают мало, в отличие от населения страны.

Вопрос с вводом запрета на полеты российских авиакомпаний в Украину еще более неоднозначный. Эти компании летают в Крым и нарушают тем самым украинское законодательство, за что должны нести ответственность. Но в результате запрета путь массы украинцев в Россию усложнится и станет более дорогим (украинцы формируют около 70% пассажиропотока на направлениях Украина – Россия). Экономические потери российских авиакомпаний и аэропортов будут в относительном измерении меньшими, чем украинских. Деньги украинских авиапассажиров принесут дополнительный доход зарубежным авиакомпаниям и аэропортам.

Как были введены санкции

Президент Украины указом от 25 сентября № 549 ввел в действие решение СНБО от 2 сентября о вводе персональных и корпоративных санкций. В списки попали и 27 российских авиакомпаний. Им запрещено, начиная с 25 октября (с даты начала действия зимнего расписания) совершать полеты в Украину. В решении СНБО не прописано четко, но надо понимать, что эти авиакомпании совершали и совершают запрещенные украинскими властями полеты в Крым.

Реально эти меры затронут единицы. По сообщениям российских СМИ, три перевозчика из списка уже лишены сертификатов. Основная часть поименованных авиакомпаний и сейчас не летают в Украину. Также в списке четыре авиакомпании для бизнес-перевозок и две грузовые.

Регулярные рейсы в Украину на сегодняшний день осуществляют лишь пять российских авиакомпаний: "Аэрофлот", его "дочки" "Россия" и "Трансаэро", "Сибирь" (S7) и "Ютэйр" (UTair).

Причем последняя из этих авиакомпаний в санкционный список не попала, т. к. не "засветилась" в пролетах в Крым (ее руководители говорили, что эти рейсы экономически абсолютно убыточны).

В список внесен специальный отряд "Россия" управления делами президента РФ. Поэтому если Путин или Медведев захотят совершить официальный визит в Украину, то им, видимо, придется воспользоваться поездом.

Зато в список почему-то не попали авиакомпании, которые сейчас довольно активно летают в Симферополь: "ИрАэро", "Грозный авиа", "Икар", "Саратовские авиалинии", "Иж Авиа", "Алроса", Pegas fly.

Напомним, более месяца назад Госавиаслужба Украины ввела для "Трансаэро" и "Аэрофлота" специальный режим выполнения транзитных полетов в Болгарию, Израиль, Турцию, Египет и Грецию. Он предусматривает возможность пересечения воздушного пространства Украины только при условии получения разрешения для каждого рейса. За неделю до этого Россия прекратила транзитные рейсы украинских авиакомпаний, выполнявших полеты через ее воздушное пространство в Азербайджан, Грузию, Армению.

Ответная реакция

Российские власти реализовали "зеркальные меры", запретив с 25 октября летать в свою страну авиакомпаниям МАУ, "Днепроавиа", YanAir, WizzAir и "МоторСич". При этом YanAir только планировала запустить свой первый рейс из Киева в Москву как раз с 25 октября. А "WizzAir Украина" уже давно прекратила полеты на маршруте Киев – Москва.

МАУ оценивает ущерб от приостановки рейсов между Украиной и Россией примерно в $10 млн. По словам представителя компании, такой объем потерь не является критичным, "однако для их компенсации перевозчик будет вынужден повысить стоимость авиабилетов на других направлениях" – но такая причинно-следственная связь выглядит странной.

Одновременно МАУ заявила, что уже более года страдает от санкций, введенных РФ, заключающихся в запрете пролета транзитом через воздушное пространство РФ (при полетах, например, в Пекин и Бангкок), что привело к значительному увеличению протяженности ряда маршрутов и финансовым потерям около $6 млн в год.

Ожидаемые последствия

До аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе частота авиарейсов между Украиной и РФ составляла 100-125 в неделю, а в последнее время – не более 20-25.

После 25 октября прямые рейсы сможет совершать только UTair, которая сейчас ежедневно совершает по два рейса из Киева (Жуляны) и Москвы (Внуково). Как сообщил руководитель компании, они планируют увеличить количество рейсов в Украину, решение будет принято в течение ближайших двух недель.

Прямые полеты Киев – Москва может начать "Atlasjet Украина". Ранее она планировала выйти на этот маршрут в 2016 г., но сейчас может ускориться.

Альтернативой прямым полетам станет транзит, прежде всего, через Минск, куда летают как МАУ, так и "Белавиа". Дополнительные рейсы могут быть открыты на основе двухсторонних соглашений, причем в столицу Беларуси, скорее всего, можно будет попасть уже не только из Киева, но и Одессы, Днепропетровска, Львова. Пересадочные полеты также возможны через Ригу, Вильнюс, Стамбул и другие города. При этот велика вероятность, что перевозчики, понимая, что прямых рейсов нет, увеличат цены на полеты с пересадками.

Для сообщения с РФ Украина не сможет привлечь авиакомпании других стран, поскольку соглашение об "открытом небе" пока не подписано.

Наверняка, часть потенциальных авиапассажиров теперь будет использовать для поездок поезда и автотранспорт.

Потеряют украинские аэропорты. Сейчас перелеты в Россию осуществляются из Киева, Одессы, Днепропетровска и Львова. Они могут потерять 15-30% пассажиропотока.

Что немного утешает – авиакомпании обещают вернуть несостоявшимся пассажирам стоимость перевозки в полном соответствии с условиями применения тарифа, а также провести перебронировку билетов в/из РФ на более раннюю дату (до 25 октября) без дополнительного сервисного сбора и прочих доплат.

Юристы сейчас говорят, что зеркальные санкции, которые РФ применила к украинским авиакомпаниям, нарушают положения двустороннего соглашения о воздушном сообщении, т.к. не имеют под собой никаких юридических оснований. Ответом на этот может быть такая аналогия: когда шпиона (или шпионов), работавшего под дипломатическим прикрытием, высылают из страны, то в ответ в международной практике высылают такое же количество дипломатов, занимавших аналогичные должности, не формулируя при этом никаких конкретных претензий к ним.

"Росавиация" заявила, что отменит запрет для авиакомпаний Украины только после аналогичного решения Киева.

Сергей Гусев

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢