Ход Петром: как Газпром использует Порошенко в борьбе с Нафтогазом

Точка зору

Газовый конфликт Украины и России вышел на качественно новый уровень: Москва официально обвинила Киев в тарифной дискриминации.

Россияне утверждают, что украинские промышленники и облгазы пользуются газотранспортной системой страны по старым заниженным тарифам, а это – повод упрекнуть нас в создании дискриминационных условий для "Газпрома".

Выдвинутый "Газпромом" аргумент может стать поводом для сокрушительного поражения "Нафтогаза Украины" в Стокгольмском арбитраже.

Выбить эту карту из рук оппонента команде Петра Порошенко вполне по силам. Один из вариантов – решиться на очередное повышение внутренних цен на газ.

ВВП+ВТО

В последних числах апреля в штаб-квартире Всемирной торговой организации прошел обзор торговой политики Украины.

В бытовых глазах это нудное бюрократическое мероприятие было примечательно только тем, что прошло впервые с момента присоединения нашей страны к ВТО в 2008 году. Но тоску разогнала российская делегация.

В Женеве поклонники Путина подняли вопрос о том, что установленные Украиной новые тарифы для транзитеров газа ("Газпрома") дискриминационны в сравнении с тарифами для местных пользователей газотранспортной системы (промышленных предприятий и гор/облгазов).

Переписанные правила игры, о которых говорят россияне, были оформлены в последних числах прошлого года постановлением НКРЭКУ №3158.

Если переводить этот документ на человеческий язык, он означает, что с 1 января 2016 года предприятия, желающие воспользоваться мощностями украинской ГТС для импорта/экспорта/транзита газа, обязаны оплачивать соответствующие услуги по тарифной модели "вход-выход", а не по ценам старого контракта между "Нафтогазом" и "Газпромом".

ТАРИФИ на послуги транспортування природного газу
Назва точки входу/виходу Тариф для точки входу, USD за 1000 куб м Тариф для точки виходу, USD за 1000 куб м Норми забезпечення витрат газу
Ананьїв 16,74 1,73%
Берегдароц 12,47  –
Берегове 31,03 2,58%
Будінце 12,47  –
Валуйки 12,47
Германовичі 12,47  –
Гребеники (АТІ) 16,74 1,73%
Гребеники (ШДКРІ) 21,33 2,01%
Дроздовичі 25,73 1,91%
Кобрин 12,47
Мозир 12,47
Олексіївка 32,16 2,65%
Орлівка 23,12 2,11%
Писарівка 1400 12,47
Суджа 1200 12,47
Суджа 1400 12,47
Текове 28,99 2,46%
Ужгород 32,8 2,69%
Устилуг 12,47 25,73 1,91%

Даже на падающем тренде объемов прокачки голубого топлива через Украину, это решение позволяет оператору ГТС – "Укртрансгазу" – зарабатывать колоссальные деньги.

Так, если по старой системе оплаты он получал от "Газпрома" около 20 млрд грн в год, то по новой методике расчета уже по итогам 2016 года "Укртрансгаз" рассчитывает выручить порядка 150 млрд грн.

Формальная и реальная причины такого резкого скачка в оценке транзитных услуг были идеальны.

Роль первой играл подгон украинского законодательства под европейское, чей "Третий энергетический пакет" как раз предусматривает упомянутую тарифную систему "вход-выход".

Роль второй – присутствие на должности главы "Укртрансгаза" Игоря Прокопива, что гарантировало его куратору – тогдашнему премьеру Арсению Яценюку – грамотное распределение дополнительных доходов этого госпредприятия.

Но этого так и не произошло, так как "Газпром" отказывается платить по новой методике расчетов, рассчитывая на то, что добьется ее отмены в Стокгольмском арбитраже, где он судится с "Нафтогазом" уже два года.

Еще совсем недавно у Андрея Коболева не воспринимали позицию оппонентов всерьез, считая их шансы близкими к нулю. Но сейчас мировосприятие перевернулось.

С легкой руки российской делегации, ВТО сейчас уведомлено о том, что украинские промышленники и облгазы пользуются газотранспортной системой страны по старым (заниженным) тарифам.

Прямотрубники

Возможные последствия предъявленной претензии заставили "Нафтогаз" бить в набат.

Уже через 5 дней после упомянутого обзора на ВТО, 25 апреля, Коболев предложил национальному регулятору перевести украинских контрагентов "Укртрансгаза" на упомянутую тарифную систему "вход-выход", тем самым выровняв условия их работы с "Газпромом".

Но неделю назад стало понятно, что ответа в форме  блицкриг "Газпром" не получит.

16 мая НКРЭКУ заявило, что не может перевести промышленников и облгазы на новую систему тарифообразования из-за двух бюрократических проблем.

Больше всего у Дмитрия Вовка настаивают на утверждении первой из них – "Методики определения и расчета тарифа на услуги распределения газа"

Для оппонентов главы НКРЭКУ, такая его позиция – прямой признак сговора регулятора с "газами".

Повод так считать им дает тот факт, что после принятия "Методики", на которой настаивает Вовк, гор- и облгазы смогут начать собирать деньги с потребителей за подключенную мощность газопровода. А это решает сразу две их ключевые проблемы.

Первая – уход от нынешней модели, при которой платежки формируются на основании фактических объемов поставленного газа, которые последние несколько лет стабильно падают и тянут на дно доходы.

Вторая – устранение кассовых разрывов, которые сейчас возникают у "газов" из-за сезонного фактора (неравномерных объемов потребления голубого топлива в течение года).

В общем, формально получается, что Дмитрий Вовк работает на Дмитрия Фирташа – бизнесмена, который контролирует 22 из 40 гор- и облгазов Украины.

Отчасти это вписывается в описанную "ЭП" нынешнюю систему отношений между основателем Group DF и президентом, к управленческой вертикали которого относится и НКРЭКУ. Вовк такую взаимосвязь категорически опровергает.

Какая из этих версий соответствует действительности знают, наверное, только прямые участники диалога – Петр Порошенко и Дмитрий Фирташ.

Правда, даже если в президентской команде действительно пекутся об интересах австрийского узника, это не единственная причина отказа НКРЭКУ переводить промышленников и "газы" на новые правила эксплуатации газотранспортной системой страны.

Не последнюю роль в нерешительности регулятора играет то, что этот шаг может спровоцировать новый виток роста внутренних цен на газ. В "Нафтогазе" говорят, что его вовсе не будет. Но у оппонентов команды Коболева противоположное мнение.

С их слов, сейчас содержание инфраструктуры по транспортировке газа финансируется преимущественно крупнейшими промышленными предприятиями.

А если промышленников перевести на упомянутую систему эксплуатации ГТС "вход-выход", по которой сейчас работает "Газпром", все бремя оплаты эксплуатации газораспределительных сетей ляжет на "газы", которые тут же переложат эти расходы на население.

Для власти такой сценарий недопустим. Особенно – после недавнего рекордного повышения внутренних тарифов для украинцев.

Зачем беспокоиться о том, чего уже нет? Если Украина не отреагирует на обвинения "Газпрома", россияне перенесут тему тарифной дискриминации с поля ВТО в Стокгольмский арбитраж, а это повышает шансы "Нафтогаза" проиграть на первом же заседании, которое назначено на ноябрь 2016 года.

Дмитрий Рясной
 

Новини

26 Квітня 2024

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

ВСІ НОВИНИ ⇢