Высокая концентрация

Точка зору

Очередной перелом в титановой промышленности привел к появлению нового амбициозного игрока на рынке титанового сырья. Чем это может обернуться?

За годы независимости Украина так и не сформировала единой стратегии развития такой важной отрасли, как титановая. С одной стороны, власти предоставляли возможность частному инвестору создавать и укреплять свой титановый бизнес, что успешно реализовывала Group DF Дмитрия Фирташа.

А с другой — шло обсуждение труднореализуемой идеи создания вертикально интегрированного титанового холдинга, куда бы вошли все производства (от сырья до конечных продуктов) на условиях государственно-частного партнерства.

Два года назад “стратегический” маятник качнулся в сторону от частного инвестора. С сентября 2014 г. договоры с ЧАО “Крымский титан” Дмитрия Фирташа об аренде двух сырьевых активов — Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК (десять лет в аренде) — не были продлены, и предприятия были переданы в управление ГП “Объединенная горно-химическая компания” (ОГХК).

Кто на новенького
Нельзя сказать, что передача государственных сырьевых активов в управление государственной же объединенной компании прошла легко и гладко.

По словам руководства ОГХК, с сентября 2014 г. предприятию пришлось пройти через десяток судов, а также выкупить у инвестора основные фонды более чем на 100 млн грн.

“Трудности были ожидаемыми, — рассказывает Александр Гладушко, первый заместитель генерального директора ГП “ОГХК”. — Бывший арендатор физически и в судах оттягивал возврат Иршанского ГОК и Вольногорского ГМК в госсобственность, препятствуя их передаче под управление ОГХК”.

Фактически на рынок в качестве нового игрока ОГХК вышла в феврале 2015 г., когда получила лицензию на добычу недр (до этого компания не имела права добывать руду). Не имея при этом ни одного клиента, поскольку поставки “Крымскому титану” были прекращены сразу же после “отмены” аренды, объединенная компания заново начала выстраивать сбытовую структуру, ориентируясь в основном на экспорт.

“Компании пришлось восстанавливать доверие потребителей “с нуля”, хотя продукция Вольногорского ГМК (производит циркон, рутил и хлоридный ильменитовый концентрат) хорошо известна рынку”, — говорит Александр Гладушко.

Цирконовый концентрат — наиболее рентабельный продукт в линейке ОГХК, который применяется производителями сантехники и кафеля. Объемы мирового перепроизводства не так существенны, а сфера применения менее подверглась кризису. Поэтому в ОГХК практически нет проблем со сбытом этой продукции.

Иное дело продукция Иршанского ГОКа (ильменит). Ранее “Крымский титан” потреблял почти все объемы производимого ильменита, а это более 300 тыс.т в год. “Довольно трудно сбыть такие объемы на мировой рынок, который успел забыть качество иршанской продукции за десять лет ее отсутствия”, — говорит г-н Гладушко.

Не в пользу компании сыграл и разразившийся к тому моменту кризис перепроизводства титановых руд в мире. Однако неблагоприятное стечение сразу нескольких обстоятельств не помешало ОГХК в 2015 г. реализовать более 430 тыс.т товарной продукции на 1,75 млрд грн.

В общей сложности к концу 2015 г. продукция ОГХК реализовывалась уже более чем в 30 странах и более чем 80 контрагентам. Основные рынки сбыта — ЕС, Китай, Турция, США и страны Африки.

Что касается финансовых результатов, то в 2015 г. ОГХК получила примерно 1,9 млрд грн. чистого дохода и 773 млн грн. прибыли.

И, похоже, в нынешнем году ОГХК также продемонстрирует позитивную динамику. За I квартал 2016 г. чистый доход компании от реализации продукции превысил 400 млн грн. (+86% по сравнению с I кварталом 2015 г.),
а чистая прибыль достигла 144 млн грн. (в три раза больше).

Сырьевое обострение
“Сейчас, — рассказывает г-н Гладушко, — склады Иршанского ГОКа впервые максимально разгружаются под контракты с европейскими заказчиками”. К тому же удалось нарастить поставки ильменита и на внутренний рынок.

В частности, ГП “Сумыхимпром” (перерабатывает ильменит в двуокись титана), куда отгрузки осуществляются согласно выигранному тендеру, в 2015 г. было реализовано 20 тыс.т иршанского ильменита, а в 2016 г. — около 34 тыс.т. При этом суммарный объем выигранного тендера составляет 110 тыс.т (не вся продукция еще поставлена), который в ОГХК обещают догрузить.

В то же время на ООО “Запорожский титаномагниевый комбинат” (ЗТМК, 49% акций которого принадлежат Group DF, а остальные — государству), который производит титановую губку, ОГХК поставляет ильменит Вольногорского ГМК. Если в 2015 г. объемы отгрузки не превышали 1 тыс.т, то в 2016 г. увеличились до 20 тыс.т.

ОГХК не намерена сокращать добычу титановых руд и в 2016 г., даже несмотря на то, что рынки сбыта еще не восстановились. Более того, в конце июня 2016 г. был запущен Южный карьер на Вольногорском ГМК, что приведет к наращиванию добычи.

Чтобы закрепиться на рынке, ОГХК применяла стратегию демпинга, а за это просила у покупателей предоплату. Но, как заверил генеральный директор ОГХК Руслан Журило, “сейчас компания полностью работает “в рынке”, который обвалился на 30%”.

С этим заверением не согласны в частной компании “Велта” (производит ильменитовый концентрат), конкурирующей с ОГХК практически на всех традиционных направлениях сбыта — на рынках Европы, Америки, Китая и внутреннем рынке Украины.

 “ОГХК демпингует, причем весьма странным образом, — возмущается Андрей Бродский, акционер и генеральный директор ООО ПКФ “Велта” (другие акционеры — Вадим Москаленко и Виталий Малахов).

 — В ОГХК по своим каналам получают информацию о наших текущих контрактах, и вместо того, чтобы предлагать какую-то конкурентную цену, они ее снижают, как говорят наши общие потребители, безумно”.

В свое оправдание Александр Гладушко говорит, что его предприятие не имеет доступа к контрактам “Велты” и не интересуется ее маркировщиками, инструментами и покупателями”.

Как бы там ни было, а конкуренция между украинскими игроками в ближайшее время будет только ужесточаться.

Ожидаемая жесть
Объемы производства ильменита на “Велте” также намерены увеличивать. Компания заканчивает восстановление обогатительной фабрики, что позволит нарастить мощности на 60%, до 300 тыс.т ильменита в год.

“Велте”, которая как и ранее ориентируется в основном на экспорт, интересен и внутренний рынок. “Мы возобновляем поставки своей продукции внутри Украины для изготовления гарнисажеоб­разующих брикетов, — делится планами г-н Бродский.

— Мы не против поставок на ЗТМК и “Сумыхимпром”, но эти предприятия контролирует Group DF, и у них не наблюдается дефицита сырья, благодаря работе “Валки-Ильменит” и Междуреченского ГОКа (входят в Group DF)”.

Игроки признают, что нынешняя конкуренция, причем как на мировом, так и на внутреннем рынках, очень жесткая. Но все-таки ситуация еще не накалена до предела. Так, Group DF после выхода из арендных отношений потеряла мощности по доведению ильменитового концентрата до товарного вида.

Теперь компания обогащает свои концентраты на мощностях Лемненской фабрики Иршанского ГОКа в ОГХК. Это обстоятельство позволяет объединенной компании нивелировать конкуренцию с аналогичной продукцией Group DF на мировых рынках сбыта.

“Ситуация будет оставаться такой, пока загружен работой “Крымский титан”. В случае его остановки Group DF может выбросить на экспортные рынки излишки товарного ильменитового концентрата, но тогда мы можем прекратить доработку черновых концентратов для Group DF”, — говорит г-н Гладушко, подчеркивая, что такое положение дел дает им преимущество при переговорах с этим конкурентом.

Не стоит также забывать о том, что существующие ГОКи Group DF не удовлетворяют полностью потребности в сырье предприятий компании, даже несмотря на двукратный прирост производства. Поэтому Group DF инвестирует в строительство двух новых ГОКов — Стремигородского и Мотроновского.

Сумма инвестиций в Мотроновский ГОК превышает $115,7 млн, а реализация проекта предполагает строительство карьера для добычи руды и обогатительного комплекса по выпуску циркониевого (годовой мощностью 14 тыс.т), рутилового (20 тыс.т) и ильменитового (120 тыс.т) концентратов.

В Стремигородский ГОК вложено 74,5 млн грн., и после реализации первого этапа, что запланировано на конец 2019 г., проектная мощность комбината составит около 500 тыс.т ильменитового и 150-
200 тыс.т апатитового концентратов в год.

 По словам Олега Арестархова, директора по корпоративным коммуникациям Group DF, “проект “Мотроновский ГОК” движется намного быстрее проекта “Стремигородский ГОК”, хотя по ряду объективных причин темпы их реализации немного замедлились”.

И если титановые рынки пойдут вверх быстрее (сейчас они стагнируют), то увеличатся возможности финансирования проектов, и только тогда Group DF может рассчитывать на сокращение сроков их запуска.

“Когда Мотроновский и Стремигородский ГОКи будут запущены, наш титановый бизнес не только обеспечит свои активы сырьем, но и усилит позиции на рынке, став крупнейшим поставщиком титанового сырья в Восточной Европе”, — говорит г-н Арестархов, отмечая при этом, что компания не отказалась от идеи построения вертикально интегрированного холдинга.

По его словам, стратегически Украина не должна быть просто сырьевым придатком глобальных гигантов, и компания стремится, чтобы максимальное количество переделов титановой продукции проходило на территории Украины, так как при каждом последующем переделе маржинальность бизнеса увеличивается.

При этом в Group DF не отрицают, что будут торговать тем, что более выгодно. Все будет зависеть от рыночной конъюнктуры и возможностей финансирования.

Вертикальная горизонталь
Интересно построение вертикали и в “Велте”. “Мы рассматриваем возможность участия в приватизации некоторых активов в Украине, в том числе “Сумыхимпрома” и ЗТМК, и в то же время присматриваемся к иностранным активам, которые дадут возможность вертикальной интеграции”, — рассказывает г-н Бродский, отмечая, что параллельно ведется работа по расширению сырьевой базы. Промышленные запасы “Велты” оцениваются в 9 млн т ильменита.
 
Но планы компании зависят от нескольких факторов — развития рынка и возможности привлечения капитала как через IPO, так и через стратегических партнеров. Сейчас “Велта” находится в состоянии реструктуризации кредитной задолженности, сумма которой не разглашается.

Но привлечение финансирования ныне проблематично — рынок IPO и M&A сделок практически “лежит”. В то же время государство не отказывается от идеи создания титанового холдинга. В ноябре 2015 г. Верховная Рада уменьшила кворум участников в государственных ООО с 60% до 50%.

Таким образом, ОГХК получила право управления 51%-ным пакетом акций ЗТМК. Но собрание акционеров общества так и не состоялось. “Вторая сторона, компания “Толексис трейдинг” (входит в Group DF), предложила провести собрание участников в конце 2016 г., что нас не устраивает, — говорит г-н Гладушко. —

Мы обратились в суд по этому поводу, но он перенес слушания на конец 2016 г., что нас тоже не устраивает, поэтому мы обжалуем это решение”.

В свою очередь, в Group DF ответили, что 51%-ный госпакет ЗТМК представляет Фонд гос­имущества, а не ОГХК. По сути, реального контроля над ЗТМК государству получить не удалось.

ОГХК также не будет вечно оставаться в госсобственности. Ее менеджмент является ярым сторонником продажи ГОКов. “Невзирая на заявления конкурентов о якобы бесперспективности данной затеи ввиду отсутствия разрешений на добычу титановых руд на новых участках, мы делаем все, чтобы наши активы были понятны и интересны инвестору, — проводим корпоратизацию, оценку и аудит компании”, — говорит г-н Гладушко, отмечая, что в Украине есть участки, способные продлить срок жизни комбинатов на много лет вперед, их только нужно получить в разработку.

Слово о рынках
Учитывая ежегодно ужесточающуюся конкуренцию, украинские игроки с нетерпением ждут восстановления мировой конъюнктуры. По подсчетам Романа Тополюка, аналитика инвесткомпании Concorde Capital, за последние несколько лет титансодержащее сырье подешевело в 3-4 раза. Это подтверждают и игроки.

“Если в 2012 г. мы поставляли ильменит в Европу примерно по $300 за 1 т, а в Китай — по $345 за 1 т, то сейчас на Европу отправляем в среднем по $150 за 1 т, а в Китай не отгружаем вообще”, — рассказывает г-н Бродский. При этом в “Велте” отмечают, что сейчас наблюдается ряд факторов, свидетельствующих о возможном восстановлении рынка ильменита.

Первый — оживление спроса со стороны Китая, но пока непонятно, насколько долгосрочной, системной будет эта тенденция и когда даст толчок к росту цен. Второй — сокращение складских запасов у ведущих потребителей.

Они фактически на минимуме за последние несколько лет, и это не может не служить отправной точкой для повышения объемов закупок и роста цен. “Но с любыми прогнозами я был бы крайне осторожен потому, что за последние три года несколько серьезных предположений не оправдалось”, — полагает г-н Бродский.

К примеру, искусственное повышение цен на ильменит и циркон ключевыми игроками в I квартале 2016 г. не дало должного эффекта — спрос на продукцию продолжает сокращаться, а вместе с ним — и объемы производства и предложения основной продукции.

Некоторые участники рынка прогнозируют, что в 2016 г. будет достигнуто ценовое дно рынка и дальше возможен разворот. Однако в Concorde Capital считают, что к прогнозу нужно подходить более консервативно.

 “Цены будут такими, которые позволят основным игрокам работать с минимальной рентабельностью на протяжении длительного периода времени. Взрывного роста цен не будет” — уверен Роман Тополюк.
Восстановления рынка титановых руд эксперты ожидают не ранее 2018 г.

Он все еще не прошел пика падения цен и объемов продаж в связи с тем, что производители лишь с конца прошлого года стали сокращать предложения — останавливать избыточные мощности.

В частности, предпосылкой к улучшению ситуации на отечественном рынке циркона стало объявленное в феврале 2016 г. австралийской компанией Iluka (лидер в производстве циркона) закрытие проекта Jacinth-Ambrosia в Южной Австралии.

Ожидается, что это приведет к сокращению мирового предложения цирконового концентрата на 30% и к росту цен и спроса на данную продукцию.

Шевченко Наталья

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢