Долг платежом красен: как государство пытается заставить МАУ заплатить авиасбор

Точка зору

Украинские чиновники не оставляют попыток заставить авиакомпанию МАУ взимать с пассажиров сборы в специальный фонд авиации. Общий долг перевозчика перед государством уже превысил 300 млн гривен. С этой целью на прошлой неделе Кабмин даже обновил правила взимания этого сбора.

Однако такое решение чиновники приняли вопреки решениям Окружного админсуда Киева и Киевского апелляционного админсуда, которые признают незаконными положения о регулировании ставок сбора. Но, похоже, чиновники решили не сдаваться и заставить МАУ заплатить. В ситуации разбиралось РБК-Украина.

Новая попытка

Каждый раз, когда пассажир вылетает из украинского аэропорта, любая авиакомпания обязана включить в стоимость билета так называемый сбор с пассажиров. Если человек летит внутриукраинским рейсом, то ставка составляет 0,5 доллара, а если за границу, то 2 доллара.

Такое правило существует в Украине еще с 1993 года. Именно тогда Кабинет министров своим постановлением создал в Украине "Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях" (спецфонд). Этот фонд наполняется из различных источников с авиарынка. Но одним из основных является сбор с пассажиров.

Средства из спецфонда используются на разнообразные государственные нужды, к примеру, на зарплату инспекции по безопасности полетов, финансирование работ по расследованию авиапроисшествий, обеспечение авиабезопасности, участие Украины в международных авиационных организациях и т.д.

Но недавно в ходе одного из судебных процессов эти ставки были признаны незаконными. Осенью прошлого года в Окружной админсуд Киева с иском к Кабмину обратилось некое физлицо, имя и фамилия которого не разглашается в судебных документах, с требованием признать правительственное постановление от 1993 года о создании спецфонда незаконным.

Как следует из документов судебного процесса, истец обосновал свои требования тем, что постановление Кабмина не соответствует Конституции Украины, Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, Налоговому кодексу и закону "Об административных услугах".

20 января суд первой инстанции частично удовлетворил требования истца и признал незаконным с 1 января 2014 года действие двух очень важных пунктов из постановления. Этими пунктами регулируются ставки сборов с каждого вылетающего пассажира и каждой тонны отправляемого груза.

"Суд посчитал этот сбор с пассажиров, по сути, налогом. А налоги в Украине может устанавливать только Верховная Рада, но не Кабинет министров", – объясняет партнер юрфирмы "Анте", специалист по авиационному праву Андрей Гук.

После этого судебное разбирательство продолжилось в Киевском апелляционном административном суде. По словам Гука, этот суд уже вынес свой вердикт 16 марта (решение суда пока что не обнародовано). "Киевский апелляционный админсуд оставил в силе решение первой инстанции. Таким образом, в соответствии с украинским законодательством, после того, как решение первой инстанции было подтверждено апелляционной инстанцией, решение Окружного суда вступило в силу. Теперь в Украине больше не установлена на каком-либо уровне обязанность авиакомпаний взымать с пассажиров сбор, и платить его в спецфонд", – уверен юрист.

Интерес крупнейшего игрока

Примечательно, но это решение суда очень выгодно лидеру украинского авиарынка – авиакомпании "Международные авиалинии Украины". МАУ как раз с начала 2014 года перестала перечислять собираемый сбор в спецфонд, а с марта 2016 и взымать его с пассажиров.

Доводы, которыми оправдывают свои действия в МАУ и юридическом бюро ECOVIS Бондарь и Бондарь, которое защищает МАУ в этих судебных процессах, примерно совпадают с обоснованиями вышеуказанного истца о том, что сбор в спецфонд противоречит украинскому законодательству.

"За все те годы, в течение которых этот сбор был введен в Украине, чиновники не удосужились разработать внятные правила его взымания, не установили плательщика, сроки, порядок оплаты. Этот налог противоречит Воздушному и Налоговому кодексам, Конституции", – заявлял ранее РБК-Украина эксперт по авиационному праву, партнер юридического бюро ECOVIS "Бондарь и Бондарь" Олег Бондарь.

"Данный сбор законодательством не предусмотрен, и МАУ, согласно закону, не является и не обязана быть агентом по его взысканию в пользу государства", – объясняла РБК-Украина корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.

В результате между авиакомпанией с одной стороны и прокуратурой и Госавиаслужбой – с другой, начались судебные споры, которые растянулись на несколько лет. По данным Госавиаслужбы, по состоянию на 24 марта, объем оспариваемой МАУ задолженности перед спецфондом составляет около 310 млн гривен.

Летом прошлого года в ходе расследования деятельности Госавиаслужбы НАБУ провело обыски в МАУ. Тогда НАБУ заявило, что следователи изъяли документы, подтверждающие факты задолженности МАУ перед государством в размере около 150 млн гривен сбора в спецфонд за период с января 2014 по декабрь 2015 года.

Попытка узаконить

Несмотря на решение Киевского апелляционного админсуда, правительство все же попыталось отыграть ситуацию назад и нивелировать вердикт суда об отмене ставок сборов. В этом чиновникам могла помочь новая версия более конкретных правил, по которым авиакомпании должны платить сборы в спецфонд. До этого Госавиаслужба несколько месяцев обсуждала с общественностью новую редакцию положения о спецфонде.

И как раз на прошлом заседании Кабмина, 22 марта, правительство с подачи Министерства инфраструктуры приняло обновленную редакцию положения о деятельности спецфонда.

Необходимость принятия новой редакции правил министр инфраструктуры Владимир Омелян обосновал тем, что действующее положение о спецфонде устарело и не соответствует действующему налоговому и бюджетному законодательству. "Это приводит к двойному толкованию субъектами авиационной деятельности порядка уплаты государственных сборов и влияет на поступления (в спецфонд, – ред)", – сказал он.

 

Согласно новому документу, теперь авиакомпании обязаны будут ежемесячно до 20 числа предоставлять аэропорту отчеты о количестве отправленных пассажиров. Кроме того, для оплаты сборов, размеры которых установлены в валюте, но украинские авиакомпании должны оплачивать их в гривне, будет применять официальный курс Нацбанка на дату выставления счета. Также установлено, что авиакомпании должны оплачивать счета-фактуры в течение 30 дней.

"Кроме того, теперь иностранные перевозчики будут поставлены в равные условия с украинскими, а именно – зарубежные авиакомпании смогут оплачивать сбор в гривне через свои представительства. Ранее иностранные компании платили сбор напрямую из центрального офиса", – говорит Андрей Гук.

Но самое интересное в новой редакции положения оказалось спрятано в конце документа. Учитывая, что Окружной суд Киева отменил два пункта в дополнении к положению, которыми устанавливались ставки сборов для пассажиров и грузов, правительство было вынуждено удалить эти пункты из документа. Но это не помешало чиновникам сразу же внести в новую редакцию несколько дополнений, в одном из которых предусмотрены ставки для пассажиров и грузов на том же уровне, что и прежде.

Однако такой выход из ситуации вряд ли устроит авиарынок, в частности, МАУ. РБК-Украина не удалось получить комментарий непосредственно в авиакомпании, но Олег Бондарь считает, что новая редакция постановления правительства о деятельности спецфонда не решит основной проблемы – нелегитимности сборов в спецфонд.

"Удивительно, что на заседании Кабмина никто не доложил о таком решении суда. То есть, Кабмин рассматривал новую редакцию постановления, которое признано незаконным именно по причине отсутствия полномочий у правительства его принимать, – говорит Олег Бондарь. – Бездеятельность чиновников доводит ситуацию до абсурда. Поскольку сбор не урегулирован законом, он не является обязательным и у государства нет механизма наполнять спецфонд".

Олег Бондарь говорит, что он не понимает, почему государство с таким упорством пытается урегулировать уплату сборов в спефонд постановлениями Кабмина, вместо того чтобы принять соответствующий закон. По его словам, МАУ и ECOVIS "Бондарь и Бондарь" ранее разработали и предложили Мининфраструктуры и Госавиаслужбе законопроект, которым сбор в спецфонд устанавливался на уровне закона, но этот документ в результате так и пропал в недрах данных ведомств.

Но в Госавиаслужбе не считают нужным принимать отдельный закон. "Вопрос уплаты сбора на сегодня законодательно урегулирован, поэтому он не требует изменений в Налоговый кодекс", – заявили в РБК-Украина в ведомстве.

Вполне возможно, что спор между МАУ и Госавиаслужбой так и не будет решен, а просто выйдет на новый виток судебных разбирательств. "Вероятнее всего, или МАУ, или не называемый истец-физлицо подадут в суд на Кабмин с тем, чтобы признать недействительным новую редакцию положения о спецфонде, которую принял Кабмин 22 марта. Ведь, по сути, ничего не поменялось. Сбор вновь установлен Кабмином, а не Верховной Радой", – заключает Андрей Гук.

Дмитрий Уляницкий

Новини

20 Травня 2024

Державні компанії цього року видобудуть близько 15 млрд куб м газу

Україна збільшила імпорт алюмінію на 26%

Підприємства України наростили експорт залізорудної сировини в 2,1 раза

Інвестори очікують від держави рішучих дій для порятунку енергетики 

ЄС зменшив об’єм парникових газів на 5%

Українські підприємства в січні-квітні наростили імпорт цинку на 60%

Наразі немає підстав для підвищення акцизів на пальне – експерт

Експорт товарів з України у І кварталі скоротився на 3% – Держстат

Морські порти України у квітні обробили 10 млн тонн тонн вантажів

Сьогодні ввечері відключення світла заплановані по всій Україні

Україні загрожує нестача будівельних матеріалів і зростання цін – Власюк

Україна не зможе відновити зруйновані електростанції за літо – The Washington Post

17 Травня 2024

США не хочуть віддавати U.S.Steel японцям

У I кварталі виручка Vallourec скоротилась на 26%

Шведська компанія хоче побудувати ще чотири заводи водневої металургії

Єврокомісія почала розслідувати імпорт білої жерсті з Китаю

ВСІ НОВИНИ ⇢